Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Юлия Владимировна Линейцева,
магистрантка 2 курса, программа «Историческое образование (отечественная история)» ИИГСО НГПУ

Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность

В данной статье мы хотим рассмотреть традицию празднования Рождества Христова и Святок у забайкальских казаков и выяснить, как к сегодняшнему дню трансформировались бытовавшие когда-то обычаи и обряды.

Праздники и обряды являются одним из наиболее важнейших и социально-значимых компонентов традиционной духовной культуры российских казаков. Праздники и обряды играют важную коммуникативную и воспитательную роль в жизни общества, в них тесно переплетаются мировоззренческие, нравственные, эстетические начала. Каждый праздник имеет свои корни, свое содержание и смысл. В соответствии с этим он и отмечается по-своему, имеет свой индивидуальный комплекс обрядовых действий, свой круг участников, удовлетворяя определенные социальные потребности и духовные запросы.

Основу традиционной духовной культуры казаков в эпоху господства традиционной культуры составлял народный календарь. Календарные праздники, отмечая смену времен года, концентрировались вокруг зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. Народный календарь не только отразил знания о природных условиях, погоде, сельскохозяйственный опыт, будни, праздники, памятные даты, обряды и осмысление человеческой жизни, но и был энциклопедией быта, жизненного уклада казачества, инструментом его миропорядка. До наших дней в Забайкалье уцелели очень немногие традиционные календарные обряды. Чаще всего магический смысл обрядов во многом утрачен, но осталось сознание связи людей с предыдущими поколениями, интуитивное понимание духовной жизни своих предков.

Рождество Христово, открывавшее годовой цикл праздников, являлось радостным обновлением жизни и началом всех начал. Весело, ярко и красочно забайкальские казаки праздновали Святки. Начинались они с празднования Рождества Христова и продолжались до Крещения.

К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. В жилых помещениях наводили чистоту и порядок: белили стены и потолки, скребли и мыли пол, столы, лавки, приводили в порядок русскую печь, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Это и сейчас мы можем наблюдать в городах и селениях Забайкальского края. К празднованию Нового года и Рождества готовятся заранее, наводят чистоту и порядок в домах и на улице, украшают помещения.

Рождество, кроме торжественной церковной службы, предполагало хождение в гости. В гости ходили не только взрослые, но и дети. В такие дни деревенская детвора отправлялась «славить» Христа. Являясь на порог очередного дома, дети согласно и громко желали хозяевам всех земных и небесных благ. В ответ хозяева одаривали детей мелкими монетками или каким-либо домашним лакомством. Никто не вправе был не принять маленьких посетителей и отказать им в благодарности.

В современном Забайкалье данная традиция сохранилась в виде посещения в Рождество ближайших родственников и друзей. Любопытно, что в некоторых семьях потомков забайкальских казаков встречается обычай, заходя в дом на Рождество, осыпать хозяев зерном или крупой и при этом говорить: «Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю!». Эта традиция, хотя и в трансформированном виде, сохранилась еще со времени, когда на Рождественские праздники казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен, бегали по селу посевать. Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:

«Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю!

Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую должницу,

В поле стогами, у вас закромами.

Где бык копытом, там пшеница кустом,

Где бык рогом, там пшеница стогом.

Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.

С Новым годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!»

В забайкальских станицах существовало поверье, что в так называемые страшные вечера (1–6 января по старому стилю) по улицам бегают шаликуны – озорные духи, которые устраивают мелкие пакости. Молодежь в такие вечера машкировалась, изображая духов-шаликунов, и ходила по вечеркам и по домам. Рядились «кто как мог», но при этом обязательно закрывали лицо масками, мазались сажей, чтобы не узнали. Маска считалась колдовским предметом, и те, кто надевал такую маску, должны были потом очиститься – окропить себя святой водой или умыться у освященной проруби. Парни и подростки в это время любили пошалить. Для озорных забав сполна использовали темное время суток. Утром хозяева, выйдя во двор, обнаруживали, что их аккуратная поленница дров раскатана по улице. Чьи-то сани неведомым образом оказывались на крыше соседнего амбара, а печная труба плотно закупорена старым валенком. На все это не следовало обижаться, ведь святочные потехи не преследовали злого умысла.

Педагог и этнограф К. Д. Логиновский, наблюдая такие увеселения молодежи в Ундинской станице Нерчинского округа, писал о них следующее: «Маскарадный костюм состоит из шубы, вывернутой шерстью наверх, и берестяной или бумажной собственного изделия маски; за неимением таковой лицо смазывают сажей и подвешивают бороду. В таком виде замаскированные ходят из дому в дом, а потом бегают по улицам и, соединившись вместе с прочими парнями и подростками… разбирают заборы, выволакивают из оград телеги, сани, бороны, сохи и т. п. и из всего этого делают посреди улиц баррикады».

В период Святок происходило и колядование. Считается, что это слово восходит к латинскому слову «календы» (от которого происходит и «календарь»). Так в Древнем Риме называли первые десять дней каждого месяца. Словом «коляды», или «колядки», называют теперь песни, исполняемые в названный период. Однако главным образом колядки исполняются накануне Рождества.

Молодые люди группами ходили по избам с пением колядок. Подойдя к окнам очередного дома, они сообщали хозяевам о своем приходе: «Пришла Коляда накануне Рождества». После этого величали хозяев, начиная от главы семейства и кончая детьми. После величания требовали подарок. И хотя такое требование было, конечно, шутливым, хозяева, в свою очередь, были к этому готовы и обязательно одаривали. Получив подарки, молодежь пела заклинания, обещая хозяевам к осени хороший урожай.

Традиции колядовать и «машкироваться» сохранилась и по сей день во многих селениях Забайкальского края, где проживают потомки забайкальских казаков. Однако со временем традиция претерпела некоторые изменения. Подобные увеселения я наблюдала в селе Хохотуй Петровск-Забайкальского района, да и сама нередко принимала в них участие. Дети, молодежь, да и старшее поколение во время Рождественских праздников (с 7 по 19 января) наряжаются в маскарадные костюмы, сшитые заранее или придуманные на ходу (сохранилась традиция выворачивать шубу или тулуп шерстью наверх), лицо закрывают масками, в основном купленными в магазине, или же мажут лицо сажей, акварельными красками. В таком виде ходят поздравлять ближайших родственников и друзей. Подойдя к дому, напевают следующие слова: «Коляда, коляда, открывайте ворота. Кто не даст пирога, то быка за рога, а корову за хвост, и утащим на мороз». Если хозяева приглашают колядующих в дом, то те, зайдя, здороваются с хозяевами и чествуют их, а затем начинают петь частушки и шуточные песни, за что их угощают сладостями.

Как мы видим, в современной традиции колядования в Рождественские праздники переплелись и ранее существовавшие, и современные обряды и действия. Мы можем говорить о том, что данная традиция не забыта потомками казаков, она любима ими, хотя и несет на себе отпечатки современной культуры. Из детских воспоминаний моей мамы, А. А. Павлюк, проживающей в Забайкальском крае, я знаю, что в конце XX столетия в селениях Западного Забайкалья еще бытовала традиция устраивать различные пакости, если хозяева отказывались впустить колядующих. Например, те могли разобрать забор, подпереть ворота, раскидать поленницу по улице. Однако со временем эта традиция позабылась, и современное поколение молодежи таких шалостей не допускает.

Женская половина казачьего общества в Святки увлекалась гаданиями, особенно молодые незамужние девушки. Подавляющее большинство святочных гаданий было связано с темой замужества или женитьбы. Наиболее благоприятным временем для гаданий считается ночь, особенно полночь. Способы гаданий были очень разнообразны. По одним привычные предметы домашнего обихода приобретали символическое значение и предсказывали судьбу. Например, бытовало у забайкальских казаков «гадание вещами». Клали на стол уголь, бумагу, кольцо, повойник, соль и прочие предметы, после чего все девушки закрывали глаза, руки складывали назад и пятились к столу, чтобы взять какую-либо из вещей. По взятой вещи делали следующие выводы: кто возьмет уголь, у той жених будет кузнец, у взявшей соль – повар, у взявшей бумагу – писарь. Кольцо знаменовало скорый выход замуж, повойник – замужество за вдовцом и т. д.

Другие гадания были основаны на вере в возможность привлечения таинственных сил для открытия будущего, что было доступно именно во время святок. Это были гадания с зеркалом в бане, на шестке печи или на пороге избы, что считалось довольно опасным не только из-за полуночного времени, но и из-за вреда от контакта с неведомыми силами. На подобное гадание отваживалась далеко не каждая девушка, тем более, что такой способ гадания считался греховным. При таких гаданиях предпринимались меры предосторожности, с одной стороны, облегчающие контакт с потусторонними силами, а с другой стороны – минимизировавшие вред от опасного общения. Для этого девушки снимали крест и пояс, надевали рубаху наизнанку, распускали волосы, открывали трубу печи. Для защиты очерчивали себя кругом с помощью четверговой свечи (приобретенной в церкви в чистый четверг), запасались обручальным кольцом, становились ногами на сковороду и старались вовремя закрыть зеркало куском новой ткани или перевернуть его.

Часто молодежь использовала для гадания домашних птиц и животных. Например, в полночь девушки заходили в хлев и в темноте старались поймать козла. Если девушка поймает козла (здесь говорят – «имана»), то жених будет богат; если козлуху, то – беден. Также бытовало гадание «петухом». Хлебное зерно высыпали в несколько кучек (по количеству девушек) и выпускали петуха. Чью первую кучку птица станет раньше клевать, та девушка и раньше выйдет замуж.

Наверное, не было ни одной девушки, которая бы не гадала о своем суженом, о своей судьбе в браке. Например, ходили гадать на перекресток дорог. Вставали на перекрестке, загадывали желание и прислушивались. В какой стороне собака залает или корова замычит – там и жених, в той стороне он живет. Для этой же цели бросали валенок за ворота или длинную кочергу на перекрестке. В какую сторону покажет носок валенка или конец кочерги, в той стороне жених, там и придется жить. Если поклонников было несколько, для того, чтобы узнать, который из них попросит руки, девушки на ночь замыкали ворот своей рубашки висячим замком, а ключ брала мать, сестра или подруга. Кто во сне ключ придет просить, тот и будет суженым.

Вообще, загадывания перед сном считались менее опасными и были очень распространенными. Также к этому виду гаданий относится гадание на гребенке. Клали под подушку гребенку с такими словами: «Суженый, ряженый! Причеши мне голову». Он будто бы приходит во сне и расчесывает ей волосы. Или: «Суженый, ряженый, приди ко мне во сне», – при этом загадывали, что ему сделать: попросить воды, надеть чулок, попросить ключи и пр. Наиболее «надежными» были гадания в Сочельник перед Рождеством, под Новый год и под Крещение, хотя нередко гадали все Святки.

Современные забайкальские девушки так же любят гадать в зимние вечера, как и их предки-казачки. Гадают о своем суженом, о замужестве, о своей судьбе. На основе моего личного опыта и опыта моих знакомых, проживающих в Забайкальском крае, можно говорить, что наиболее популярными гаданиями, заимствованными у забайкальских казачек, являются кидание валенка или кочерги за ворота. Также ходят на перекресток дорог и прислушиваются: где залает собака, там жених живет. Еще одним популярным гаданием современных девушек является замыкание на замок. Однако это гадание изменило свою форму. Девушка замыкает на замок два ведра, а ключ берет с собой и кладет под подушку, говоря при этом: «Суженый-ряженый, приди за ключом!».

Помимо этого, встречаются и другие гадания. Моя мама вспоминает: «В юности мы с подружками гадали следующим образом: девушке на голову надевали ведро и раскручивали ее, и в таком виде она должна была пройти в створ ворот. Если пройдет и не ударится ведром о столбы, то не выйдет замуж в этом году, а если ударится, то ждите свадьбы». Подобное гадание с надеванием ведра на голову и по сей день бытует среди забайкальских девушек.

Завершался святочный цикл у забайкальских казаков Крещением (6 января по старому стилю). Совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храмов, другое в самый день Крещения – на ближайшей реке или на озере. Здесь в любую стужу смывали грехи рядившиеся на Святках и все желающие. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет, но и будет здоровым целый год. Освященной водой окропляли скот, ее набирали в различные сосуды и использовали для лечения. Предохраняясь от злых сил, на дверях, окнах, воротах, в хлеве рисовали углем, мелом или свечой кресты.

У современных потомков забайкальских казаков, да и не только у них, мы можем видеть сохранение традиции празднования Крещения практически в неизмененном виде. Сохраняется обычай в крещенский вечер купаться в проруби, ритуал освящения воды, в целебные свойства которой верят и сейчас. Во многих селениях Забайкальского края можно встретить традицию рисовать углем на дверях, окнах, воротах, хозяйственных постройках кресты, как многие верят, предохраняющие от злых сил.

Празднование Рождества Христова у забайкальских казаков выполняло не только религиозные, но и важные социальные функции, оно служили средством эмоциональной разрядки, коллективного веселья, эмоционального подъема и душевного комфорта. Святочные праздники и в современном мире потомков забайкальских казаков играют важную роль. Обрядовые традиционные действия, сопровождающие Рождественские гуляния, выполняют функцию воспроизводства, поддерживания и трансляции традиций народной жизни, национальной культуры. Они позволяют участникам праздничного действия впитать исторический, нравственный, эстетический опыт многих предшествующих поколений, передать опыт народной жизни поколениям подрастающим.

Научный руководитель – д-р ист. наук, профессор В. А. Зверев.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Дополнительное образование как площадка получения социального опыта
2. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
3. Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию
4. Нравственное воспитание обучающихся и формирование их социального опыта в условиях школьного киноклуба
5. Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность
6. Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории
7. Классный час «У Монумента Славы тишина…»
8. Компьютер – друг, враг или…»
9. Урок-игра «Зоркая прогулка»
10. Геометрический турнир. Из опыта работы клуба «Юный математик»
11. Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»
12. Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»
13. Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»