Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(14) Ирина Ивановна Петричук,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
заведующая предметным объединением
учителей английского языка
МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт

В октябре 2010 года в МАОУ «Лицей № 9» был создан центр дополнительного образования (ЦДО), где одним из важных и востребованных направлений стало оказание услуг по дополнительному обучению учащихся иностранным языкам. Первоначально объединение групп называлось «Клуб любителей иностранных языков», в настоящее время «Клуб» переименован в «Школу иностранных языков “OK”». Основная цель ЦДО – удовлетворение потребности заказчика (учащихся и их родителей) во всестороннем развитии личности ребенка. Иностранный язык вносит свой неоценимый вклад в решение этой проблемы. Через коммуникативную цель достигается воспитательная, образовательная и развивающая цели, а это и есть всестороннее развитие личности. В системе дополнительного образования обучение иностранному языку проходит в менее официальной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, что существенно облегчает достижение этих целей, повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета, в частности, и саморазвитию в целом. Деятельностный характер предмета позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности: игровую, проектную, эстетическую и т.д. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует их общему речевому развитию.

В 2010-2011 году в системе дополнительного образования я работала с детьми дошкольного возраста (две группы) и учащимися 2-х классов (одна группа). На первом же заседании учителей, занятых в работе групп клуба, было принято решение, что обучение в ЦДО должно быть интегрировано в основное образование, составляемые рабочие программы и УМК, выбираемые для дополнительного обучения, должны компилировать с рабочими программами и УМК основной школы. Существенным же отличием программ и УМК ЦДО было то, что мы могли себе позволить в группах дополнительного образования применять игровые технологии в гораздо большем объеме и выбирать более «развлекательный» учебник.

Цели и задачи обучения английскому языку в системе дополнительного образования определяются общими целями и задачами образования учащегося.

Общая цель языкового дошкольного образования и образования школы первой ступени – личностное развитие ребенка, которая содержит следующие задачи:

  • развитие психических функций, связанных с речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления), и личностных качеств (эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых);
  • развитие способностей к усвоению иностранного языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти, имитационные способности, скоростное проговаривание), которые могут стать мотивирующим фактором для дальнейшего изучения иностранного языка;
  • приобщение детей средствами языка к иноязычной культуре и осознание ими родной культуры, их различия, воспитание интеркультурного видения ребенка;
  • воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности (адекватная самооценка и ранняя социализация дошкольника);
  • формирование способов учебной деятельности (учить учиться);
  • формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению ИЯ.

Содержание обучения английскому языку, как в основной школе, так и в системе дополнительного образования, складывается из:

  • коммуникативных ситуаций, возникающих как на занятиях, так и вне занятий;
  • лексического и грамматического материала, соответствующего этим ситуациям;
  • различных игр и игровых упражнений по английскому языку, в которых внимание обращено либо на языковые явления, либо на традиционные формулы, либо на культурно-значимые явления;
  • небольших по объему стихотворений, песен и рассказов; легких для усвоения, простых по лексическому наполнению, представительных по набору содержания в них лингвистических конструкций;
  • небольших текстов (монологических высказываний) на английском языке, которые можно слушать, инсценировать, пересказывать;
  • материала по культуре основных англоговорящих стран, доступного для восприятия детьми данного возраста.

Все содержание обучения ориентировано на реальные возможности и особенности протекания образовательного процесса, оно соответствует интересам дошкольников и младших школьников.

Формы обучения, применяемые в системе дополнительного языкового образования, направлены не столько на усвоение как можно большего количества лексических единиц, сколько на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Нам представлялось более важным добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка, использовать их ситуативно и осмысленно.

Основной формой обучения являются занятия два раза в неделю, 60 минут (с перерывом на 5 минут для подвижных игр на иностранном языке или зарядку) или 45 минут (без специального перерыва, с необходимой физкультминуткой на 20-25 минуте занятия) для учащихся школы 1-й и 2-й ступеней и получасовые занятия для дошкольников.

Кроме того, применяются и другие формы организации учебной деятельности:

  • специальные занятия прослушивания аудио-сказки или просмотра видео фрагментов, с элементами драматизации прослушанного или просмотренного;
  • уроки-праздники, на которых дети могут показать свои достижения – инсценировать сказку, продекламировать стихотворение;
  • занятия – беседы на русском языке, для ознакомления обучающихся с элементами культуры основных англоязычных стран;
  • конкурсы, соревнования, викторины;
  • тематические занятия, посвященные праздникам и традициям англоязычных стран.

Основным методом обучения английскому языку является коммуникативный метод, который применяется мной и при обучении детей английскому языку в группах ЦДО.

При организации учебного процесса мною также активно используются технологии интерактивного обучения, такие как:

  • игра;
  • тренинг;
  • проектная деятельность.

Большое значение также придается здоровьесберегающим технологиям, в частности за счет смены видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуальной на двигательную, или смены видов учебно-речевой деятельности.

При работе с учащимися, как в основной школе, так и в системе дополнительного языкового образования, основой является личностно-ориентированный подход.

В 2011-2012 учебном году в системе ЦДО я работала с учащимися третьих классов, на базе которых были созданы группы, как для учащихся, имеющих затруднения в освоении предмета, так и для тех, кто усваивает предмет быстрее и легче остальных и мотивирован на расширение и углубление своих знаний, повышение своей иноязычной компетентности.

Основным средством обучения в этих группах являлись учебно-методические комплексы Fly High 3 (второй год обучения в ЦДО) для учащихся, усваивающих программу основной школы быстрее и легче остальных и Fly High 2 (первый год обучения в ЦДО) для учащихся, имеющих некоторые затруднения при усвоении основной программы по английскому языку. Оба УМК являются аутентичными и обеспечивают формирование речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций на уровне, необходимом и достаточном для учащихся школы первой ступени. Оба УМК включают в себя интерактивное обеспечение, что существенно оптимизирует учебный процесс и значительно повышает мотивацию учащихся к изучению предмета.

При составлении программы и выборе УМК для учащихся этих групп был проведен анализ соответствия лексико-грамматического наполнения вышеназванных УМК и УМК, применяемого на тот момент в основной школе (Get Set Go 2).

Анализ показал большое соответствие лексико-грамматического наполнения Fly High 2 и Get Set Go 2, что позволило учащимся, занимающимся в системе дополнительного образования первый год, заново повторить большинство тем, избегая скуки и переутомления, так как учебник является очень красочным и интересным и обеспечен интерактивными дисками, как для работы в классе, так и для самостоятельной работы дома. УМК Fly High 2 выстроен как описание различных жизненных ситуаций, в которых оказываются персонажи – очеловеченные жители зоопарка. В учебнике содержится большое количество песенок, рифмовок и стихотворений, позволяющих запомнить лексико-грамматические конструкции.

УМК Fly High 3 содержит ряд тем, изучаемых в основной школе, что позволяет повторить и закрепить пройденный материал, а также довольно большой объем тем, позволяющих повышать иноязычную компетенцию учащихся, на тот момент занимавшихся в центре дополнительного образования второй год, опережая темпы основной школы.

Мною проводился мониторинг успеваемости учащихся этих групп по предмету английский язык в основной школе, который показал стабильную качественную успеваемость этих учащихся. Не удивительно, что качественная успеваемость была выше в группе, которая второй год посещала занятия в ЦДО, что объяснялось как личностными качествами детей (более высокая мотивация к изучению английского языка, более развитая фонематическая память и т.д.), так и, несомненно, тем, что в системе дополнительного образования они занимались дольше.

В 2012-2013 учебном году учащиеся обеих групп продолжали заниматься в центре дополнительного образования, и мы работали по Fly High 3 и Fly High 4 соответственно. Следует заметить, что Fly High 4 существенно отличается от Fly High 2 и Fly High 3 и тематически, и по сложности предлагаемого грамматического материала. Благодаря тому, что в системе дополнительного образования требования к выполнению рабочей программы не столь категоричны и существует больше возможностей её корректировки, у нас не было необходимости полностью «проходить» выбранный уровень УМК, и мы были более сосредоточены на качестве усвоения изучаемого материала.

В 2012-2013 учебном году услуга по обучению английскому языку в «Школе иностранных языков “OK”» была предложена учащимся 1-х классов. Предложение было принято родителями всей параллели с энтузиазмом, который позволил нам встроить дополнительные занятия в расписание основной школы. Таким образом, бывшие «дошколята», большинство из которых уже овладели некими иноязычными произносительными навыками и освоили некий набор лексических единиц по темам «Моя семья», «Животные», «Игрушки» и т.п. без психологических проблем продолжили изучение английского языка. В течение учебного года мы не только пели песенки, заучивали рифмовки, играли, моделируя некие речевые ситуации, но и обучались чтению и письму. Занимались мы по уже полюбившемуся УМК Fly High 1 и авторской разработке (созданной куратором Школы «ОК» Казанцевой О.В.) по обучению основам чтения. В конце учебного года был проведен контроль усвоения материала, который показал, что из 17 детей моей группы 15 овладели первичными навыками чтения, говорения, аудирования и письма на довольно высоком уровне, и лишь двое учащихся, один из которых пропустил большое количество занятий по болезни, а второй имел некоторые проблемы с освоением материала и по другим предметам (в силу неких объективных и субъективных причин), испытывали затруднения в чтении. Приобретенные знания и умения позволили учащимся этой группы (как и групп, в которых работали мои коллеги) уже в нынешнем учебном году в основной школе осваивать программный материал по английскому языку более интенсивно, не испытывая никаких проблем с адаптацией к новому учебному предмету. Не испытывали особых затруднений с освоением необходимого минимума и те двое учащихся, которые в моей группе (ЦДО) оказались менее успешны.

В нынешнем учебном году в центре дополнительного образования я работаю в трех группах: группе учащихся 4 класса (одного и того же); сборной группе учащихся 5-х классов (для учащихся с более высокой мотивацией и более высоким качеством усвоения предмета) и в группе 5-го математического класса.

Совершенно понятно, что и цели и способы достижения этих целей во всех группах различны. Так, например, в группе, в которой занимаются учащиеся математического класса, основной целью является подготовка учащихся к формату международных и государственных экзаменов по английскому языку; обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными возможностями, индивидуальными особенностями их развития.

Главными задачами реализации рабочей программы, разработанной для этой группы, являются:

  • показать ребенку, что изучать английский язык – это интересно;
  • помочь ребенку преодолеть страх перед экзаменами и создать позитивное впечатление о них;
  • помочь в совершенствовании приобретённых ранее знаний, навыков, умений и их применении на практике.

В этой группе практически не задаются домашние задания (так как эти обучающиеся имеют большую по сравнению с остальными учащимися 5-х классов нагрузку по предметам физико-математического цикла). Занятия в «Школе иностранных языков “OK”» имеют своей первоначальной целью помочь этим учащимся овладеть английским языком на высоком уровне без больших временных и  трудозатрат.

Исходя из целей и задач, для каждой группы подбираются УМК. Группа учащихся 4-х классов занимается по УМК “Family and Friends”, сборная группа 5-х классов – “Discover English” (мы отложили на время незаконченный Fly High 4, т.к. поняли, что этот уровень данного УМК слишком сложен для усвоения на данном возрастном этапе, а это препятствует достижению одной из важных задач обучения в центре – повышения мотивации к изучению иностранного языка). Для группы учащихся 5-го математического класса мы выбрали “Round Up 2” и “Flyers Practice Tests Plus”, т.к. этот класс обучается по стандартам второго поколения и существует высокая вероятность того, что они будут сдавать английский язык в формате единого государственного экзамена.

В «Школе иностранных языков “OK”» применяется 10-бальная шкала оценки (предложенная куратором направления Казанцевой О.В.), где каждый балл имеет своё словесное обозначение, например «10» – excellent, «6» – OK, «4» – could be better и т.д. Словестное обозначение оценок довольно мягкое, что позволяет избегать негативных эмоций при некоторых неудачах и побуждает ребенка выполнить задание снова. Кроме того, у нас есть особый дневник, куда учащиеся или учитель заносят оценки, записывают домашнее задание, прикрепляют объявления для родителей.

На протяжении всех лет существования «Школы иностранных языков “OK”» мы составляем отдельные рабочие программы для каждой группы, которые, повторюсь, несмотря на их индивидуальность, в целом, коррелируют с рабочими программами основной школы. Учителя, работающие в центре дополнительного образования, простраивают индивидуальные образовательные траектории для учащихся своих групп в тесном сотрудничестве с учителями, работающими с этими обучающимися в основной школе. Мы постоянно анализируем динамику в достижениях обучающихся по предмету, как в основной школе, так и в центре дополнительного образования. Все это позволяет нам добиваться высокого уровня качественной успеваемости по английскому языку.

С целью мониторинга удовлетворенности учеников и их родителей предоставляемой услугой ежегодно проводится анкетирование, которое показывает, что на протяжении всех лет существования «Школы иностранных языков “OK”» и родители и обучающиеся довольны формой и методами проводимых занятий.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения