Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Татьяна Александровна Зулина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУДОД ДЮСШ № 5 г. Новосибирска

Интеграция общего и дополнительного образования

В Концепции модернизации российской системы образования определено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей. Учреждения дополнительного образования детей в нашем городе и области имеют довольно крепкие традиции в создании системы взаимодействия с общеобразовательными, когда общее и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым складывается единое образовательное пространство, обеспечивающее полноценное личностное развитие ребенка.

Дополнительное образование как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или слабо выражены) в образовательном процессе общего образования:

  • личностная ориентация образования (без индивидуального подхода к каждому воспитаннику – нельзя подготовить спортивной команды, не воспитать талантливого боксера или борца в единоборствах и т.д.);
  • профильность (в нашем учредении дети могут выбрать занятие спортом и по душе, и по способностям по четырем видам спорта. Это – баскетбол, бокс, вольная борьба и велоспорт);
  • практическая направленность (в спорте, в соревновательной деятельности детей, как ни в каких других областях образования дети видят результаты своего труда в виде занятых мест, выполненных нормативов и т.д., неоспоримо прикладное значение дополнительного образования);
  • мобильность (методическая служба нашего клуба оперативно реагирует на изменения в правилах соревнований, инновации в обучении и воспитательном процессе, социальные заказы родителей, внедряя новации в образовательный процесс);
  • разноуровневость (в клубе разработаны модульные учебные программы ориентированные на возрастные особенности обучаемых: от раннего до старшего школьного возраста);
  • разнообразие содержания, форм, методов образования, как следствия свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик (в спортивной школе созданы программы оздоровительной направленности: по велоспорту «Обучение езде на велосипеде» и «Подвижные игры в обучении юных баскетболистов » рассчитанные на 1 год освоения; личностно-ориентированные программы воспитательной направленности «Доверие», «Авангард», «Перекресток» программы востребованные, социально значимые).

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Важнейшие задачи воспитания – формирование у ребят гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей в различных формах сотрудничества.

Таким образом, наша спортивная школа как учреждение дополнительного образования детей делает возможным:

- компенсировать отсутствие в основном образовании интересующих детей видов и направлений деятельности и обеспечить их углубленное изучение;

- обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду  - ситуацию успеха и развивающего общения;

- содействовать выбору индивидуального образовательного направления и темпа его освоения;

- занять соответствующему его внутреннему миру нишу, обеспечивающую личностный рост.

Приложение. Презентация «Интеграция общего и дополнительного образования»

(Слайд 1) Детско-юношеская спортивная школа №5 широко сотрудничает с общеобразовательными школами Ленинского района г. Новосибирска. На базах 18 общеобразовательных школ занимаются 46 групп (576 обучающихся).

(Слайд 2) В рамках интеграции общего и дополнительного образования в ДЮСШ №5 разработана программа деятельности, которая включает в себя следующие направления:

1.  Организация спортивно-оздоровительных праздников и соревнований в целях популяризации детского спорта и создания спортивных традиций общеобразовательного учреждения.

(Слайды 3-8) Используя спортивные залы общеобразовательных школ,  проводим соревнования по баскетболу различного уровня от районных Первенств до междугородних турниров. Это турнир, памяти воинов-интернационалистов, региональные турниры памяти детских тренеров Любовь Ивановны Сурковой и Виталия Валентиновича Гельвиха, региональный турнир памяти Валентина Сергеевича Гераськова.

(Слайды 9-10) Традиционными стали проведение совместных спортивно-оздоровительных праздников для учащихся общеобразовательных  школ с показательными выступлениями обучающихся ДЮСШ №5.

(Слайды 11-15) Педагогический коллектив ДЮСШ №5 стоял у истоков организации Новосибирской баскетбольной лиги школьников, которая в настоящее время объединяет около 30 сборных команд школ Новосибирска и Новосибирской области, создавая прочные спортивные традиции в общеобразовательных учреждениях.

В течение последних двух лет команды юношей и девушек Лицея №136, в составе которых выступают обучающиеся ДЮСШ № 5, представляют Новосибирскую область на региональных и финальных этапах в рамках Всероссийского проекта «Школьная баскетбольная Лига КЭС – баскет», где команда девушек в 2012 г. стала финалисткой, а команда юношей в 2013 году – бронзовыми призерами Первенства России.

2. Организация летних учебно-тренировочных сборов в лагерях дневного пребывания на базах общеобразовательных школ, в целях оздоровления обучающихся.

(Слайды 16-18) При организации летнего учебно-тренировочного сбора обучающихся ДЮСШ №5 в лагерях дневного пребывания на базе общеобразовательных школ стало хорошей традицией проведение спортивных праздников для детей, отдыхающих в этих лагерях. Плотно сотрудничая с педагогическим коллективом школ №№ 56, 27, 69, 92, администрация и тренеры-преподаватели  нашей спортивной школы дарят праздник спорта ребятам Ленинского района. К традиционным праздникам «Олимпийцы среди  нас» и «Спортивные надежды», добавилась Спартакиада школьников, в которой участвуют до 400 детей, представляя сборные  школ Ленинского района.

3. Организация методико-практических семинаров и консультаций для учителей общеобразовательных школ.

(Слайды 19-20). Говоря об интеграции общего и дополнительного образования нельзя не отметить сотрудничество педагогического коллектива  ДЮСШ №5 с учителями школ. Ежегодно проводятся мастер классы в рамках методико-практических семинаров, которые проводят тренеры-преподаватели нашей спортшколы.

4. Проведение спортивно-массовых мероприятий среди учителей в целях пропаганды здорового образа жизни.

(Слайды 21-22) Кроме того на базе спорткомплекса ДЮСШ №5, силами педагогического коллектива организуются  спортивно-массовые мероприятия в рамках Спартакиады работников образования и науки г. Новосибирска и Новосибирской области.

5. Проведение статусных соревнований Министерства образования и науки России

(23-24) Являясь Центром развития детского спорта, гостеприимный спортивный комплекс ДЮСШ №5 открывает двери для участников соревнований достаточно высокого уровня. Это зональные и полуфинальные этапы Первенств Министерства образования и науки России по баскетболу, финальные этапы Первенств Министерства образования Новосибирской области.

Высокая квалификация тренерско-преподавательского состава ДЮСШ № 5 позволяет проводить областные и региональные этапы Спартакиад учащихся России и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».

(Слайды 25) Квалифицированная подготовка воспитанников тренеров – преподавателей школы определила их рейтинг в данных соревнованиях: в мае 2011 года команда юношей 1996 г.р. стали победителями регионального этапа Спартакиады учащихся России, а в 2013 году девушки стали бронзовыми призерами Спартакиады учащихся России (Слайды 26-28).

Второй год подряд команда Лицея №136, в состав которых входят наши воспитанники, в упорной борьбе выигрывают областной этап «Президентских спортивных игр». В сентябре 2012 года команда достойно представила Новосибирскую область на финальных соревнованиях в городе Туапсе, заняв 13 место из 87 команд-участников. В этом году выиграв с большим преимуществом областной этап данных соревнований, команда Лицея №136 вновь представляет нашу область на финале Всероссийских «Президентских спортивных игр». Пожелаем им успеха и высоких спортивных достижений.

6. Создание спортивных классов с углубленным учебно-тренировочным процессом в целях повышения спортивного мастерства обучающихся и создания спортивных традиций общеобразовательного учреждения.

(Слайд 29) Сотрудничество на основе договора спортивной школы с различными общеобразовательными учреждениями способствует сближению общего и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам, можно значительно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности спортивной школы и общеобразовательных учреждений в интересах личности обучающихся. Однако возникает обоюдоострая проблема: согласно задачам, стоящим перед спортивной школой – необходима селекция детей (отбор перспективных детей) для повышения уровня тренированности воспитанников и достижения высоких спортивных результатов, которую невозможно провести на базе одной общеобразовательной школы. С другой стороны – в интересах школы необходимо обеспечить занятость как можно большего количества детей именно данного образовательного учреждения.

Решение данной проблемы мы видим в организации спортивных классов. Педагогическим коллективом ДЮСШ № 5 накоплен большой опыт в данном направлении сотрудничества:

  • В 2005 году организованы 5,8 классы в средней школе № 70;
  • В 2009 году 10 класс – в средней школе № 160

(Слайд 30-32) Совместное сотрудничество педагогических коллективов спортивной школы и общеобразовательных школ №№ 70 и 160 дало высокие результаты. В настоящее время 3 выпускника этих спортивных классов являются игроками юношеской сборной России по баскетболу. Четверо ребят играют в командах Суперлиги;

  • В 2008 и 2009 гг. созданы 5,6, 7 классы в средней школе № 136.

Организация общего образовательного процесса в спортивных классах позволила подготовить команды, которым нет равных не только в Новосибирской области, но и в Сибирском регионе.

(Слайды 33-36)

В 2008 году создано еще одно направление интеграции общего и дополнительного образования. Участвуя в городском конкурсе социально-значимых проектов среди образовательных учреждений города Новосибирска, коллектив ДЮСШ №5 выиграл гранд, представив проект «Формирование социальных приоритетов в едином образовательном пространстве общего и дополнительного образования через физкультурно-спортивную деятельность».

Данный гранд позволил улучшить материально-техническую базу, содействовал оборудованию велоцентра на базе средней школы № 187. В настоящий момент оборудованы холл, раздевалки, тренажерный зал, склад велотехники, тренерская комната, мастерская по ремонту. Велоцентр объединяет 85 юных велосипедистов, основная часть которых составляют учащиеся данной школы.

(слайд 37) В сентябре 2012года запущен совместный проект ДЮСШ №5 и СОШ №160 создания спортивного класса. В рамках пилотного проекта Министерства образования Новосибирской области организован спортивный 9 «В» класс, в котором обучаются воспитанники отделения баскетбол ДЮСШ №5. Бронзовые призеры международной Спартакиады «Дети Азии».

(слайд 38) Процесс организации спортивных классов конечно имеет свои сложности, однако, с нашей точки зрения,  положительные моменты по своей значимости их перекрывают:

  • дополнительное привлечение детей в общеобразовательное Учреждение, в свете нормативной системы оплаты труда ведет к увеличению финансирования данной школы;
  • администрация и педагогический коллектив приобретает тренера-преподавателя в качестве дополнительного классного руководителя;
  • ребята, учащиеся в спортивных классах составляют спортивный актив, который участвует во многих соревнованиях Спартакиады среди школ, способствует формированию спортивных традиций общеобразовательного учреждения;
  • деятельность учащихся спортивных классов популяризирует здоровый образ жизни и привлекает школьников к занятиям спортом;
  • расширение мест занятий и увеличение количества тренировок позволяет повысить уровень тренированности юных спортсменов, что в свою очередь ведет к достойным выступлениям на соревнованиях регионального и Федерального уровня;
  • дистанционное обучение введенное в спортивных классах обеспечивает непрерывность образовательного процесса.

Процесс интеграции может быть гораздо эффективнее, если учесть такие негативные явления как недофинансирование, слабый приток молодых специалистов, большая загруженность спортивных залов общеобразовательных учреждений, в связи с введением третьего часа урока физкультуры, чрезмерно усложненная процедура заключения договоров о сотрудничестве на безвозмездной основе.

Для сохранения традиций и поиска новых направлений деятельности необходима обоюдная готовность образовательных учреждений к встречному движению. Только благодаря совместной деятельности дополнительного и общего образования, приложив максимум усилий, можно добиться высоких результатов в обучении, воспитать физически здоровое социально-активное поколение, ориентированное на успех. Иными словами – достойного гражданина России.

Приложение. Презентация «Интеграция общего и дополнительного образования»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения