Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Ольга Валентиновна Крекотнева,
учитель-логопед МКС(К)ОУ С(К)ОШИ № 116 V вида г. Новосибирска

Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР

На протяжении последних лет количество детей с нарушениями речи растет. Помимо проблем речевого недоразвития эти дети часто отличаются слабым соматическим здоровьем, гиперактивностью, психоэмоциональной неустойчивостью, недостаточной социальной адаптацией.

В школе V вида обучаются дети с нормальным физическим слухом и первично сохранным интеллектом, но имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза, степень выраженности которых препятствуют обучению в обычной общеобразовательной школе.

У всех обучающихся при поступлении имелось логопедическое заключение: общее недоразвитие речи второго, третьего уровня речевого развития (ОНР – II, III ур.р.р.), часто сочетанное со стертой формой дизартрии, дизартрией, моторной алалией, ринолалией. Имеют место астенический, церебрастенический синдромы, ММД. Эти дефекты стойкие, с трудом устраняются, поэтому обучение детей в школе V вида имеет свою специфику, которая обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей, с другой стороны – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

В связи с этим, образование обучающихся с ТНР предполагает овладение как общеобразовательной программой, так и программой, реализуемой на коррекционных занятиях.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Целью программы коррекционной работы является: квалифицированная коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся; оказание помощи в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы.

Логопедическая работа в школе V вида занимает по значению и объему большое место. В отличие от других общеобразовательных учреждений, она состоит из непосредственной работы логопеда путем проведения индивидуальных и групповых занятий (прямое воздействие). С другой стороны – это система, направленная на организацию речевого развития детей на протяжении всего учебно-воспитательного процесса (косвенное логопедическое воздействие), когда все режимные моменты, мероприятия, уроки в школе V вида проводятся с учетом речевых возможностей детей, с учетом необходимости постоянной тренировки их правильной речи.

В школе V вида сегодня имеются все необходимые условия для создания качественной комплексной системы сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Преодоление речевых и психофизических нарушений осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, на занятиях у логопеда, психолога, педагогов разных профилей. Гибкое сочетание различных форм и видов коррекционно-логопедической работы характерно для деятельности школы V вида.

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт, взаимопреемственность, единую направленность и тесную взаимосвязь всех специалистов.

Таким образом, одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей программы является оптимально выстроенное взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, сама форма специального (коррекционного) обучения, обеспечивающая системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.

Помимо специалистов, коррекционной работе с обучающимися с отклонениями в развитии способствует и особый режим здоровьесбережения.

Реализуются здоровьесберегающие технологии через различные формы, в том числе это и коррекционно-развивающие занятия во второй половине дня,  художественные выступления детей в праздники, памятные даты (ежегодный праздник «За честь школы» в апреле – отчёт всего класса в форме спектакля, декламации, через которые наглядно демонстрируется речь, дикция каждого ученика).

Дети с речевыми нарушениями в школе V вида охвачены дополнительным образованием. Работают секции художественного направления: «Изостудия», «Умелые ручки», «Мир цвета радуги», «Волшебный остров», в которых обучающиеся данной категории не только создают художественные работы, но и познают мир, общаются, насыщают жизнь красотой, богатством переживаний, развивают мелкую моторику пальцев, а в целом испытывают эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Работают кружки художественно-эстетического направления: «Современные танцы», фольклорный ансамбль.

Таким образом, в качестве внешнего механизма реализации коррекционно-развивающей программы является социальное партнёрство, которое обеспечивает профессиональное взаимодействие общеобразовательного учреждения с внешними организациями различных ведомств.

Социальное партнёрство заключается в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги дополнительного образования обеспечивают реализацию вариативной части адаптированной общеобразовательной программы на ступени основного общего образования.

Одним из социальных партнеров образовательного учреждения является МБОУ ДОД «ЦТД «Содружество». Совместно с педагогом дополнительного образования Ищенко Евгением Ивановичем был создан фольклорный ансамбль «Лель». Занятия в данном кружке – одна из форм коррекционной работы, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Основными составляющими являются: дыхательная гимнастика; голосовая и интонационная гимнастика; ритмическая разминка; упражнения для развития чувства темпа и ритма; упражнения на развитие координации речи с движением; пение; игра (в том числе – хоровод).

Роль русского фольклора в деле воспитания речи неоценима. Загадки развивают любознательность обучающихся, повышают интерес к родному языку, способствуют развитию речи. Они заставляют подростков внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, что позволяет расширить и систематизировать словарный запас.

Использование скороговорок помогает в отработке четкой дикции. Пословицы и поговорки – это меткие, краткие изречения, которые также являются видом народного творчества. В пословице всегда есть поучение, урок, наставление, нравственные устои. Речь человека, обогащенная пословицами, всегда ярка и выразительна, привлекает внимание своей образностью и выразительностью.

В ходе занятия двигательно-речевые упражнения не только помогают легко и непринужденно компенсировать недостатки речи и психические функции, но и улучшают общее эмоциональное состояние подростков, а значит, а значит, повышает учебную мотивацию.

При исполнении русских народных песен осуществляется развитие певческого и речевого слуха, диапазона голоса (его силы, громкости, полётности), регуляция речевого (фонационного) дыхания, плавности речи, что способствует не только успешной коррекции нарушения развитие речи, но и восполнению личности, нравственному и эстетическому воспитанию детей с ТНР. Все это способствует раскрытию новых способностей подростка, повышают его самооценку.

Именно благодаря скоординированной совместной деятельности специалистов образовательного учреждения и педагогов дополнительного образования удается своевременно и качественно помочь обучающимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, уверенность в своих возможностях.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения