Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Людмила Геннадьевна Мурзина,
учитель биологии МБОУ «Гимназия № 16 «Французская» г. Новосибирска

Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования

Не секрет, что в наш век важнейшей глобальной проблемой стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги, но и представители широкой общественности и политики. Сегодня только 20-25% школьников могут быть названы по-настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.

Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов, влияющих на состояние здоровья человека.

Программа биологического кружка «Растения в нашей жизни» предусматривает дополнительное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое и экологическое образование. Кружок подходит для детей разных возрастных групп. Деятельность учащихся осуществляется через разные формы. В том числе – работа учащихся на пришкольной территории в ходе летней практики для учащихся 5-8 классов (июнь, август), а также в весенний и осенний периоды.

Другая форма – эта работа в помещении гимназии (Зимний сад, рекреации на этажах, в кабинете биологии).

Особенность работы кружка заключается в том, что теоритические знания дети в основном получают на уроках природоведения и биологии, а практические умения связаны с совместной деятельностью учащихся и руководителя кружка. Так, например, ученицей 11 класса Рябининой Ксении был разработан проект создания зимнего сада «Мой кусочек рая».

В настоящий момент часть данного проекта уже реализованна,так выглядит часть рекреации на первом этаже.

Содержание и структура кружка «Растения в нашей жизни» обеспечивают получение дополнительных знаний о жизни растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. В программе большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе. Показано практическое применение биологических знаний. Программа ориентирована на активное познание мира цветочно-декоративных растений. В этой связи в нее включены темы практических работ, опытов и наблюдений. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей и проведения исследовательских проектов. Данная программа отличается экологизацией всего курса, широким охватом биоразнообразия. Наши дети принимают участие в различных экологических акциях, например по очистке территорий сквера «Монумента Славы», «Ботанического сада», «Бугринской рощи».

В результате прохождения кружка «Растения в нашей жизни» ученики могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями;
  • размножения растений семенами и вегетативно: черенками, отводками, делением куста, дочерними луковицами-детками и т.д.

Участие в работе кружка способствует:

  • Отношению к здоровью как к ценности.
  • Формированию представления о себе как здоровом человеке.
  • Овладению знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.
  • Пониманию необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья.
  • Формированию культуры здоровья.
  • Пониманию потребности здорового образа жизни.
  • Развитию умения работать с различными источниками информации.
  • Развитию умения выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения