Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Инна Валерьевна Ахмедова,
воспитатель ГПД второй категории МБОУ СОШ № 199 Октябрьского района г. Новосибирска

Внеурочная деятельность в начальной школе

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Школьная внеурочная деятельность способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, прежде всего, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и реализацию дополнительных образовательных программ, разработанных педагогами дополнительного образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;

– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Система внеурочной деятельности в школе выступает как педагогическая структура, которая:

  • максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,
  • обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся,
  • дает шанс каждому открыть себя как личность,
  • предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе,
  • побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,
  • обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

По результатам анкетирования родителей было выявлено, что существует потребность в организации работы целого ряда кружков и секций различных направлений, которая даст основания для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в нашей школе представлена следующими направлениям:

  • общекультурное
  • общеинтеллектуальное
  • духовно-нравственное
  • спортивно-оздоровительное

Общекультурное направление, содержанием которого является формирование у обучающихся правильного отношения к миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности. Это направление представлено организацией выездных мероприятий, экскурсиями, кружками по интересам (Юный художник «Мир радости и красоты» танцевально-театральной студией «Шалуны»).

Общеинтеллектуальному направлению с целью формирования исследовательских, познавательных умений младших школьников в процессе групповой и коллективной деятельности помогают курсы: РПС ( развитие познавательных способностей), РТС (развитие творческих способностей), Грамотеи (развитие речи).

Духовно-нравственное направление нашло отражение в организации фольклорного класса.

Занятия в спортивных кружках и секциях, таких как «Самбо», «Греко-римская борьба», «Кураж», дают ребенку возможность реализовать накопившуюся энергию, прививают навыки ЗОЖ, способствуют физическому развитию учащихся, а так же вырабатывают такие качества характера личности, как настойчивость, чувство коллективизма, упорство, выносливость и др.

Кружки прикладного характера (вязание «Волшебный клубок», вышивка, бисероплетение и др.) особенно важны для детей младшего школьного возраста, так как дают не только навыки, которые пригодятся в жизни каждому, но и развивают моторику, что очень важно для формирования навыков письма.

Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, в то время как в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности обучающегося.

Занятия проводятся согласно составленному расписанию в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм. Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания уроков. На занятиях преподаватели используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Дети принимают участие в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выставках, фестивалях.

Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа ГПД. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

– Воспитание трудолюбия, способности к познанию;

– Экологическое воспитание;

– Эстетическое воспитание;

– Воспитание нравственности, этического сознания;

– Воспитание гражданственности, патриотизма;

– Воспитание здорового образа жизни.

При организации внеурочной деятельности в ГПД для работы с младшими школьниками  мною используются специально подобранные тесты, игры, анкеты и упражнения, способствующие формированию психологических качеств, свойств, необходимых для успешного обучения и общения.

Также я провожу занятия художественно-эстетического направления «Бисероплетение» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества, эстетического воспитания участников, создание атмосферы радости и детского творчества.

Основная задача заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Наши занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Ребята проявляют себя, раскрывая неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важных для воспитания у обучающих нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, когда каждый нашел себе дело по душе, испытал ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенность в себе, реализовал себя как индивидуальность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения