Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Татьяна Владимировна Колмакова,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»

Комментарий. Основная цель литературного образования – формирование квалифицированного читателя, воспитание читательской культуры через формирование и развитие эстетического вкуса школьников. В лицее № 9 достижению этой цели способствует организация дополнительного обучения литературе на спецкурсе «Мастерская чтения. 7 класс». Курс построен на основе современного подхода к преподаванию литературы, с учётом психолого-возрастных особенностей восприятия и мышления семиклассников: минимум теории, максимум собственных наблюдений, исследований, открытий учеников в ходе работы с художественным текстом. Для чтения предлагаются образцовые произведения русской словесности, небольшой объём рассматриваемых текстов обеспечивает целостное восприятие художественного произведения…

На каждом занятии необходимо установление, углубление и артикулирование причинно-следственной связи между субъективным читательским впечатлением от восприятия произведения и объективными (текстовыми) факторами, порождающими то или иное впечатление. Вся учебная работа должна протекать в режиме своеобразного челнока: текст – впечатление – текст.

 

Мастерская чтения. 7 класс

Раздел. «Тайна заглавия»

Занятие. И.А. Бунин. Телячья головка

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

1.Цель урока

 

 

Формирование  у учеников представления о таком факторе художественного целого, как заглавие и его функциональной роли

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, определять его «строй чувств», осуществлять эмоциональную рефлексию

6. Осуществлять анализ и синтез. Выделять  частности, объяснять их назначение в тексте

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать текст в  жанре этюда.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

 

Технология оценивания

 

 

 

 

 

 

Памятка по оценке и самооценке результата

1.Оценка  (Где ошибка?)

2.Диагноз  (В чём причина?)

3.Самоконтроль  (Каковы недостатки?)

4.Критика   (Согласны ли?  Опровергните.   Приведите контраргументы)

5.Прогноз  (Что нужно,  можно сделать? Как по-другому?)

 

II. Работа с текстом.

1.Работа до чтения.

2 Чтение текста

3. Формулирование темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Чтение текста и работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Подготовка к чтению

 Сегодня мы читаем рассказ И.А. Бунина «Телячья головка»

 - Вам знакомо имя писателя?

-  Какое его произведение мы недавно читали?

 - Какие ассоциации вызывает у вас заглавие «Телячья головка»?

 - О чём может быть это рассказ?

        Телячья – телёнок, детёныш коровы, головка у него маленькая

                Высказывания детей

2. Прочтение рассказа учителем

  - В какое расположение духа привёл вас этот рассказ? Почему?

  - Вам понравилось это произведение?

  - Это рассказ о покупке мяса, поэтому такое впечатление?

  - Тогда о чём? Оком?

  - А как называется?

  - Какой вопрос напрашивается?

 

3. Формулирование темы.

Учениками предлагаются варианты, выслушиваем, записываем выбранный или совместно сформулированный вариант:

О чём рассказ И.А. Бунина «Телячья головка» и почему он так озаглавлен?

Запись темы в тетрадь

 

4. Беседа

Высказывания детей, обсуждение темы урока:

 - О мальчике.

 - О ней спорят.

 - Она – главный герой.                     И т. д.

Учитель: Чтобы утвердиться в своих предположениях,  что нужно сделать?

Да, прочитать. Внимательно, вдумчиво.

Направляю ваше внимание на следующее:

Отметьте,

где происходит действие,

какое действие основное,

действующие лица.

 

Понаблюдаем, что  и как совершают герои произведения.

Работа в парах. Каждая пара наблюдает за действиями определённого персонажа рассказа. Задание: отметьте все действия, которые совершает персонаж, выделите сначала глаголы, а затем слова, характеризующие действия. Почему не все действия характеризуются?

1 пара – МАМА

2 пара – ХОЗЯИН

3 пара – МАЛЬЧИК

4 пара – ГОЛОВКА

5 пара – ЗВУКОВЫЕ ОБРАЗЫ

 

 

 

 

Для учителя:

 

1пара – МАМА.                  Смотрит и  горячо спорит.

                                              Смотрит

                                                                                

                                            О ней спорят

 

2пара – ХОЗЯИН.               Кричит и тычет.

                                              Раскроил, швырнул

                                             (нет  признаков действий)   

 

3пара – МАЛЬЧИК.          Стоит тихо, как заворожённый.

                                              Стоит и смотрит.

                                              Смотрит в оцепененье

 

4 пара – ГОЛОВКА .         Лежит неподвижно, безучастно   

 

5пара – ЗВУКОВЫЕ ОБРАЗЫ .  Нет звуковых образов. О них можно только догадываться.

5. Выступления групп с результатами наблюдений.

 Запись наблюдений на доске

 Вспомогательные вопросы:

 - Какие действия совершают персонажи?

 - Как они характеризуются?

 - Почему не все действия имеют признак?

 - Какие звуковые образы выделили? Почему они не описаны?

 - Кто всё это видит? В каком состоянии находится?    - Немое кино

6. Возвращение к теме урока.

 - О чём? О ком?

 - Какие чувства он испытывает? Почему?

ОЖИДАНИЕ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 - Как называется такое чувство, когда действительность не оправдывает ожиданий, обманывает ожидания?

Словарная работа. Мальчик  заворожённый – синоним? очарованный.

Всё, что он увидел в лавке, особенно действия хозяина, разрушило очарование, чары  - разочарование.

 Рассказ о ребёнке, о его переживаниях (каких, конкретно), разочаровании

( в чём?).

- А почему так озаглавлен рассказ?

- Подберите своё заглавие.

Приходим к выводу, что авторское заглавие единственно  точное и уместное, из заглавия мы узнаём и об авторском «строе чувств». Какой он?

- В таком же состоянии кто ещё находится? – Читатель.

Герой – читатель – автор – испытывают одинаковое чувство.

III. Итог урока.

7. Этюд о настроении

Чтение этюдов.

Мы ответили на вопрос, сформулированный в теме урока. Об этом свидетельствую и ваши этюды.

Вернёмся к вопросу - Вам понравилось это произведение?

- Что вы имели в виду, когда говорили, что не понравился рассказ?

Не понравилось тоже, что и герою, тоже, что и автору. Если читатель испытывает такие же чувства, что и автор  и его герой, то автор их гениально воплотил. И значит его произведение… ГЕНИАЛЬНОЕ.

Этюд о настроении

  • Рассказ…  «…   » вызвал в моей душе…
  • Мне захотелось…(я испытываю…)
  • Больше всего в тексте поразило… (фраза.., эпизод.., образ…)
  • Порядок в душе автора - …    , об этом свидетельствует…
  • Заглавие (передаёт, обозначает, выражает…)

IV. Домашнее задание

В читательском дневнике оставить записи по поводу прочтения  рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»: заметки, этюд, поправки к этюду и др.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения