Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(4) Маргарита Федоровна Фищукова,
учитель литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса

В данной работе представлен план занятия предпрофильного элективного курса для учащихся 9 класса «Основы текстовой деятельности». Это авторский предметно-ориентированный и развивающий курс является составной частью образовательных областей «Литература» и «Языки» и составлен с учетом требований, предъявляемых к современной школе в ходе модернизации образования. В основе занятий положена работа с клоуз-тестом. «Главная цель работы с клоуз-тестом… научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами» (Максимова Н.В. Как и зачем работать с клоуз-тестом // www.kgo.ucoz.ru: Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенции).

Инновационный опыт учителя по созданию и апробации программы предпрофильного элективного курса для учащихся 9 класса «Основы текстовой деятельности» описан в статье «Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления». Решение предметных задач на занятиях элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к литературе и русскому языку; повышает мотивацию обучаемых к освоению филологических дисциплин, к чтению художественной литературы; воспитывает квалифицированного читателя, формирует навыки анализа эпизода; обучает текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин (умение устанавливать внутритекстовые связи, выявлять особенности композиции, значимость языковых явлений и др.). Решение метапредметных задач способствует формированию информационной компетенции и универсальных учебных действий, таких как способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание текста по ключевым словам), а также формирует коммуникативную компетенцию: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание подобранного слова в смысловую позицию автора (диалог «автор – читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик – ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста.

Занятие по проблеме «Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса «Основы текстовой деятельности» было проведено в рамках семинара для учителей-слушателей курсов при НИПКиРО.

Карта занятия

1) Тема урока: Клоуз-тест по фрагменту из дневника М.М. Пришвина.

2) Предмет: русский язык и литература.

3) 9 класс.

4) Цель урока: Формирование контекстного и коммуникативного мышления обучаемых.

Предметные задачи:

1. Предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к литературе: познакомить их с фрагментами дневниковых записей М.М. Пришвина, объяснить их значимость в творческой судьбе писателя.

2. Воспитывать квалифицированного читателя, читательскую ответственность, формировать навыки анализа эпизода.

3. Обучать текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин (устанавливать внутритекстовые связи, выявлять особенности композиции и др.)

Метапредметные задачи:

1. Формирование информационной компетенции и универсальных учебных действий, таких как способность чтения и понимания текста.

2. Формирование коммуникативной компетенции:

– выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова;

– встраивание подобранного слова в смысловую позицию автора (диалог «автор – читатель»);

– восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней;

– сопоставление разных версий (диалог «ученик – ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста.

5) Планируемые результаты -УУД: встраивание подобранного слова в смысловую позицию автора (диалог «автор – читатель»). Волевая регуляция в ситуации затруднения.

6) Оборудование: мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал (памятка для работы с клоуз-тестом, клоуз-тест).

 

План занятия по теме «Клоуз-тест по фрагменту из дневника М.М. Пришвина»

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1 этап. Организационный момент

Цель этапа: мотивировать обучающихся к учебной деятельности, включение их в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Создание обстановки психологического комфорта и сотрудничества

Приветствует обучающихся.

Организует беседу.

Выдвигают гипотезы. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Дают толкование слова «дневник».

Выдвижение гипотезы и ее обоснование. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию,

2 этап. Открытие новых знаний. Знакомство с явлением «дневник писателя», особенностями дневниковых записей М.М. Пришвина

Цель этапа: заинтересовать обучающихся особенностями дневникового дискурса вообще и дневниковых записей М.М.Пришвина в частности.

Информирует обучающихся о писателях, которые вели дневники. Советует читать их. Представляет с помощью презентации несколько фрагментов дневниковых записей М.М.Пришвина. Побуждает обучающихся к высказыванию своих мнений по содержанию данных фрагментов.

Учит устанавливать внутритекстовые связи, выявлять особенности композиции текста и др.

Слушают учителя, делают краткие записи, задают уточняющие вопросы.

Читают фрагменты дневниковых записей М.М.Пришвина, рефлексируют, задают уточняющие вопросы.

1.Формирование информационной компетенции и универсальных учебных действий, таких как способность чтения и понимания текста.

2.Формирование коммуникативной компетенции: высказывание своих впечатлений от прочитанного, их аргументация.

3 этап. Актуализация опорных знаний. Повторение и углубление темы. Включение нового знания в систему знаний.

Цель этапа: актуализация знаний, умение применить их в конкретной речевой ситуации.

Спрашивает, что помнят о клоуз- тесте. Предлагает выполнить клоуз-тест на основе фрагмента дневниковой записи Пришвина.

Организует повторение правил работы с клоуз-тестом.

Читает клоуз-тест.

Дает пояснения к тексту.

Задает вопросы на осмысление текста:

1.Назовите примету того, что это дневниковая запись. (Датированность – это особенность дневника).

2.О чем текст?

3.Почему дневниковую запись писатель разбивает на два абзаца?

4.Объясните знак препинания – скобки.

Пропущенные слова: взрослый, дети, добрыми, звереныши, виденного, сгорбившись, незлобиво.

Вспоминают правила заполнения пропусков в клоуз-тесте. Работают с памяткой по заполнению клоуз-теста.

Слушают учителя, следят за чтением по тексту, разложенному на столах.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы одноклассников.

Соглашаются или не соглашаются с мнением одноклассников. Самостоятельно выполняют клоуз-тест и заполняют таблицу.

Умение применить старые знания в новых учебных обстоятельствах. Текстовая деятельности в рамках филологических дисциплин (установление внутритекстовых связей, выявление особенностей композиции и др.).

4 этап. Самостоятельная работа

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися задания. 

Организовывает самостоятельную работу обучающихся.

Самостоятельно восстанавливают текст, руководствуясь памяткой.

Самостоятельное решение задачи. Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Встраивание подобранного слова в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»). Волевая регуляция в ситуации затруднения.

5 этап. Контроль выполнения работы.

Цель этапа: формировать  умение выполнять логические операции анализа и классификации

Организует коллективное обсуждение заполненных пропусков с помощью беседы:

1.Как строит текст Пришвин? Это описание, повествование или рассуждение? Объясните свою точку зрения.

2.В каком предложении выражена главная мысль (тезис)?

3.Чье поведение в данной ситуации соответствует этому тезису? Объясните.

4.Почему автор приводит в скобках именно это воспоминание увиденного: ведь дети там предстают с дурной стороны?

5.Как ведут себя дети? Почему старец говорит: «… деточки, деточки!»

6.Прочитайте предложение, где использовано слово «бесились», объясните его значение.

7.«…бросали грязью» - не возникает ли у вас каких-либо ассоциаций с этим выражением? Тогда как можно интерпретировать поведение мальчишек?

8.Какие чувства вызвала у вас эта дневниковая запись?

9.Запись эта сделана в 1941, т.е. 70 лет назад. Современна ли эта проблема для нас?

10.«Прочитать – значит увидеть, услышать, или почувствовать то, о чем читаешь». Если согласны с таким утверждением, продемонстрируйте его справедливость на этом фрагменте.

Участвуют в обсуждении заполненных пропусков, выдвигают и аргументируют свои варианты заполнения пропусков. Принимают чужую версию, сопоставляют разные версии.

Заполняют таблицу: «Мой вариант. Вариант одноклассника. Авторский вариант».

Сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста. Восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней.

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

6.Подведение итогов работы по восстановлению слов.

Цель этапа: организовать рефлексию по итогам выполненной работы.

Читает авторский вариант.

Предлагает обучающимся поделиться тем, что в ходе самостоятельной работы давалось легко, а что вызвало затруднения.

Рефлексируют.

Отмечают в таблице наиболее трудные и самые легкие места для восстановления.

Готовность выслушивать все точки зрения и вырабатывать общую позицию.

Умение делать выводы. Понимать авторский замысел. Самооценка собственной учебной деятельности, умение соотносить цель и результаты, степень их соответствия.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

делать выбор соответственно своей мотивации.

7. Домашнее задание.

Цель этапа: обеспечить адекватное понимание сути домашнего задания.

Объясняет домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: Как вы понимаете слова М. Пришвина «Дневник – это источник, вытекающий из души человека»? (Выполните работу в жанре дневниковой записи).

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Готовность выполнять поставленную задачу.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения