Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(3) Елена Ивановна Удовченко,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель творческого объединения «История астрономии и освоения космоса» МКОУ ДОД ДЮЦ «Планетарий» г. Новосибирска

Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»

Время занятия: 1 час.

Возрастная категория слушателей: от 8 лет.

Цель занятия: формирование общего представления о животных, в научно-исследовательских целях посылаемых в космическое пространство на космических кораблях.

Задачи:

– обучающие:

  • показать цели отправки животных в космос;
  • познакомить с видами живых организмов, побывавших в космическом пространстве;
  • изучить общую информацию о полётах животных-космонавтов.

– развивающие:

  • развивать основные психические функции (формирование образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, накопления опыта, самопознания);
  • развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение;
  • развивать интерес к освоению космического пространства.

-воспитательные:

  • способствовать выработке гражданской позиции;
  • развивать умение сравнивать и анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
  • воспитывать ответственность, дисциплинированность, познавательную активность.

Тип занятия: Лекция с элементами проблемного обучения.

Понятия и термины:

  • животные в космосе;
  • высокоорганизованные животные;
  • вибрации;
  • космическое излучение;
  • гипокинезия;
  • гиподинамия.

Формы работы с обучающимися:

  • деятельность, направленная на получение обобщённого представления изучаемого материала;
  • использование фронтальных форм работы.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран.

 

Ход занятия:

I. Вводное тестирование. (Приложение 1, «Животные в космосе. Вводное тестирование»)

Вопросы для теста:

1. Известно ли вам, с какой целью животных запускали в космос?

А) это выгоднее, т.к. животные маленькие, им нужно меньше еды, чем человеку;

Б) для изучения воздействия космических путешествий на живой организм;

В) люди боялись встретиться в космосе с инопланетянами, потому и отправляли животных.

2. Кто побывал в космосе первым?

А) человек;

Б) обезьяна;

В) собака.

3. 3 ноября 1957 года в нашей стране был запущен второй искусственный спутник Земли, в кабине которого находилась собака. Как звали первую космическую собаку?

А) Лайка;

Б) Звёздочка;

В) Уголёк.

4. Как звали самых известных собак в мире, благополучно вернувшихся на Землю после космического полёта 19 августа 1960 года?

А) Ветерок и Уголёк;

Б) Белка и Стрелка;

В) Дезик и Цыган.

5. Знаете ли вы, кому свойственно реактивное движение, используемое ныне в самолетах, ракетах и космических снарядах?

А) ракам

Б) кальмарам

В) дельфинам

6. Как вы думаете, есть ли необходимость в настоящее время посылать живые организмы в космос?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

II. Основная часть.

Просмотр видеосюжета «ОНИ ПРОЛОЖИЛИ ДОРОГУ В КОСМОС» (Приложение 2).

Вопросы к видеосюжету:

– Как вы считаете, есть ли оправдание экспериментам с животными-космонавтами?

– Какую пользу принесли человеку полёты животных в космос?

Лекционный материал (примерный, содержание может меняться в зависимости от ситуации). Сопровождается презентацией (Приложение 3 «Животные в космосе»).

Животные в космосе — это животные, в научно-исследовательских целях посылаемые в космическое пространство на космических кораблях.

До выхода человека в космос (1961 год) полёты животных имели цель проверить, могут ли будущие космонавты выжить после полёта, и если да, то как полёт может сказаться на их здоровье.

В эпоху пилотируемой космонавтики животных посылают в космос для изучения различного рода биологических процессов, эффектов микрогравитации и в других целях.

Главными претендентами в испытуемые были высокоорганизованные животные — обезьяны и собаки. Однако, обезьяны трудно поддавались дрессировке, постоянно проявляли беспокойство и непредсказуемое поведение. Они сильнее собак испытывали стрессы, поэтому гуманнее было не использовать обезьян, в пока ещё неизвестных условиях испытаний.

Биологические эксперименты с собаками включали проведение исследований по возможности полётов в космос живых существ, наблюдение за поведением в условиях таких полётов.

Учёные исследовали воздействие на животных факторов физического и космического характера: изменённой силы тяжести, вибрации и перегрузок, звуковых и шумовых раздражителей, воздействия космического излучения, гипокинезии и гиподинамии.

Большинство исследований с собаками было проведено в Советском Союзе в 50-х и 60-х годах XX века. Тогда же, в 60-х годах, несколько запусков ракет с собаками в верхние слои атмосферы осуществлялись в КНР.

Наиболее близкие к человеку по физиологии обезьяны многократно запускались в космос США. Первоначально между 1948-1961 и по одному полёту в 1969 и в 1985 годах.

В суборбитальные полёты запускали обезьян Франция в 1967 году, Аргентина в 1969—1970 годах, Иран с 2011 года. Советский Союз и Россия запускали обезьян между 1983 и 1996 годами.

Всего в космос летали 32 обезьяны; каждая только по одному разу. Были использованы обезьяны из нескольких видов: макаки-резусы (большинство), макаки-крабоеды и обыкновенные беличьи обезьяны, свинохвостые макаки, шимпанзе.

На раннем этапе смертность среди подопытных обезьян была очень высокой — более половины животных, участвовавших в запусках США в 1940-е — 1950-е, погибли во время миссий или вскоре после них. Впоследствии безопасность полётов значительно выросла: обезьяны, запускавшиеся СССР и США в 1980-е и позднее, как правило, оставались целы.

Кошки запускались в космос только Францией. Считается, что успешный суборбитальный полёт совершил кот Феликс, хотя многие источники утверждают, что первой в мире кошкой, совершившей космический полёт, была Фелисетт.

18 октября 1963 года Франция запустила в околоземное пространство ракету с кошкой на борту. В подготовке к этому полёту принимало участие двенадцать животных, главным кандидатом на полёт был кот Феликс. Он прошёл интенсивную подготовку и был утверждён на полёт. Однако незадолго до запуска кот сбежал, и его срочно заменили Фелисеттой.

Эксперимент прошел благополучно, кошку извлекли из капсулы живой и невредимой. О её жизни после знаменательного полёта ничего не известно.

Вторая попытка запуска 24 октября того же года была по некоторым данным орбитальной и неудачной — возвращаемая капсула не отработала расчётную команду на спуск и вернулась на Землю спустя 2 суток, когда не называемое по имени животное было уже мертво, что очень расстроило учёных.

В рамках «лунной программы СССР» 15 сентября 1968 г. на борту космического корабля, названного в печати «Зонд-5», находились две среднеазиатские черепахи, дрозофилы, хрущаки, традесканция с бутонами, клетки Хела в культуре, семена высших растений — пшеницы, сосны, ячменя, водоросль хлорелла на различных питательных средах, разные виды лизогенных бактерий и т. д.

Полёт был перенесён черепахами нормально, но по некоторым данным у одной из них из-за перегрузки, достигавшей при приземлении 20 единиц, вылез из орбиты глаз. После возвращения на Землю черепахи были активными — много двигались, с аппетитом ели. За время эксперимента они потеряли в весе около 10 %. Исследование крови не выявило отличий по сравнению с контрольными. «Зонд-5» впервые в мире совершил облёт Луны и через 7 суток после старта вернулся к Земле.

СССР также запускал черепах в орбитальные полёты на борту беспилотного космического корабля «Союз-20» 17 ноября 1975 года (в ходе их был установлен 90-суточный рекорд пребывания животных в космосе) и на борту орбитальной станции «Салют-5» 22 июня 1976 года.

3 февраля 2010 года две черепахи совершили успешный суборбитальный полёт на ракете, запущенной Ираном.

III. Итоговое тестирование. (Приложение 4 «Животные в космосе. Итоговое тестирование»).

Вопросы для теста:

1. С какой целью отправляют животных в космос в настоящее время?

А) для изучения различных биологических процессов и эффектов;

Б) чтобы космонавтам было не скучно находиться на орбите;

В) чтобы у космонавтов была возможность прокормиться, если им не хватит космической еды.

2. Почему в космос отправляли не породистых собак, а дворняжек?

А) дворняжек не так сильно жалко, как породистых собак;

Б) эксперименты над породистыми собаками запрещены законом;

В) дворняжки более выносливы и лучше поддаются дрессировке.

3. Какие живые организмы из представленного списка не летали в космос?

А) муравьеды, сирены, тупайи, демостилы;

Б) мухи-дрозофилы, жуки-хрущаки, бабочки, виноградные улитки;

В) собаки, кошки, обезьяны, черепахи.

4. Какое государство запускало в космос кошек?

А) Иран;

Б) Франция;

В) Аргентина.

5. Как вы думаете, кто мог произнести фразу: «До сих пор не пойму, кто я: «первый человек» или «последняя собака»?

А) Герман Титов;

Б) Алан Шепард;

В) Юрий Гагарин.

Словарь занятия

Высокоорганизованные животные — наиболее распространённая когорта млекопитающих, считающаяся также наиболее высокоразвитой. Другой когортой являются сумчатые, или двуутробные. Отличительным признаком высокоорганизованных животных является рождение в относительно развитой стадии. Это возможно благодаря наличию плаценты, через которую эмбрион получает от матери питательные вещества и антитела и избавляется от продуктов жизнедеятельности.

Вибрация — механические колебания твердых тел.

Косми?ческое излуче?ние — электромагнитное или корпускулярное излучение, имеющее внеземной источник; подразделяют на первичное (которое, в свою очередь, делится на галактическое и солнечное) и вторичное. В узком смысле иногда отождествляют космическое излучение и космические лучи.

Гипокинези?я — вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность человека.

Гиподинами?я — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

Дополнительные материалы

Собаки-космонавты:

– Дезик и Цыган, 22 июля 1951 года;

– Дезик и Лиса, 29 июля 1951 года (погибли);

– Мишка и Чижик, 15 августа 1951 года и 28 августа 1951 года (погибли);

– Смелый и Рыжик, 19 августа 1951 года;

– Непутёвый и ЗИБ (Запасной Исчезнувшего Бобика), 3 сентября 1951 года;

– Лиса (вторая) и Рыжик (второй), 24 июня 1954 года;

– Дамка и Мишка (второй), 2 июля 1954 года, (Мишка погиб, а Дамка (по некоторым данным Димка) благополучно возвратилась);

– Рыжик (второй) и Дамка, 7 июля 1954 года (Рыжик погиб);

– Лиса (вторая) и Бульба, 5 февраля 1955 года (погибли);

– Рита и Линда, 25 июня 1955 года (Рита погибла);

– Малышка и Кнопка, 4 ноября 1955 года;

– Лайка, 3 ноября 1957 года (погибла);

– Малышка и Мильда, 31 мая 1956 года;

– Козявка и Альбина (два полёта подряд), 7 и 14 июня 1956 года;

– Рыжая и Дамка, 16 мая 1957 года;

– Рыжая и Джойна, 24 мая 1957 года (погибли);

– Белка и Модница, 25 августа 1957 года;

– Белка и Дамка, 31 августа 1957 года;

– Белка и Модница, 6 сентября 1957 года;

– Пальма и Пушок, 21 февраля 1958 года (погибли);

– Кусачка и Пальма (вторая) (два полёта подряд), 2 и 13 августа 1958 года;

– Пёстрая и Белянка, 27 августа 1958 года;

– Жульба и Кнопка (вторая), 31 октября 1958 года (погибли);

– Отважная и Снежинка, с ними – кролик Серый, 2 июля 1959 года;

– Отважная и Жемчужная, 10 июля 1959 года;

– Отважная и Малёк, с ними – крольчиха Звёздочка,15 июня 1960 года;

– Лисичка и Чайка, 28 июля 1960 года (погибли);

– Белка (вторая) и Стрелка, 19 августа 1960 года;

– Пальма (вторая) и Малёк, 16 сентября 1960 года;

– Пчёлка и Мушка, 1 декабря 1960 года (погибли);

– Жулька и Жемчужина, 22 декабря 1960 года;

– Чернушка, 9 марта 1961 года;

– Звёздочка, 25 марта 1961 года;

– Ветерок и Уголёк, 22 февраля 1966 года;

– Сяо Бао (Китай), 14 июля 1966 года;

– Шаньшань (Китай), 28 июля 1966 года.

 

Обезьяны-космонавты:

США

– Альберт, 11 июня 1948 год          (погиб);

– Альберт-2, 14 июня 1949 года (погиб);

– Альберт-3, 16 сентября 1949 года         (погиб);

– Альберт-4, 8 декабря 1949 года (погиб);

– Альберт-5 (?), 18 апреля 1951 года (погиб);

– Йорик, 20 сентября 1951 года;

– Пэт и Майк, 21 мая 1952 года;

– Гордо, 13 декабря 1958 года (погиб);

– Эйбл и Бейкер, 28 мая 1959 года           (Эйбл умерла через три дня при извлечении из неё датчиков);

– Голиаф, 10 ноября 1961 года (погиб);

– Скэтбэк, 20 декабря 1961 года (капсула не найдена);

– Сэм, 4 декабря 1959 года;

– мисс Сэм , 21 января 1960 года;

– (?), 1-й кв. 1960 года (полёт отменен);

– Хэм, 31 января 1961 года;

– Энос, 29 ноября 1961 года;

– Бонни, 29 июня 1969 года, 240дней (умерла через 8 часов после приземления).

ФРАНЦИЯ

– Мартин, 7 марта 1967 года;

– Пьеретт, 13 марта 1967 года;

СССР – РОССИЯ

– Абрек и Бион, 14 декабря 1983 – 20 декабря 1983 г.;

– Верный и Гордый, 10 июля 1985 — 17 июля 1985 г.;

– Дрёма и Ероша, 29 сентября 1987 – 12 октября 1987 г.;

– Жаконя и Забияка, 15 сентября 1989 – 28 сентября 1989 г.;

– Иваша и Крош, 29 декабря 1992 – 7 января 1993 г.;

– Лапик и Мультик, 24 декабря 1996 – 7 января 1997 г.

АРГЕНТИНА

– Хуан, 23 декабря 1969 года;

ИРАН

– конец сентября 2011 года (погибла);

– Афтаб, 28 января 2013.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 47)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения