Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(3) Наталья Владимировна Захарова,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 136»

Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся

Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью.

В.А. Сухомлинский

Данный проект разработан в связи с необходимостью введения в область учебного предмета «Русский язык» национально-регионального компонента, предполагающего изучение культуры родного края. Он был направлен на организацию урочной и внеурочной деятельности по введению национально-регионального компонента в систему преподавания русского языка на средней ступени обучения.

Выбор данной образовательной ступени связан с тем, что, согласно базисному учебному плану на изучение НРК в процессе преподавания русского языка отводится время только на средней ступени обучения.

Проект охватывает главные аспекты воспитания и обучения детей с учётом НРК в рамках изучения предмета, намечает перспективы, определяет приоритеты развития данного направления деятельности, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленной цели. Однако он не предполагал коренной перестройки традиционного содержания обучения или введения новых самостоятельных курсов. Местный языковой материал последовательно и систематически включался в базовое образование: в урочную и внеурочную деятельность учащихся. Проект успешно реализован в течение 2012-2013 учебного года.

Краткая аннотация проекта. В последнее время в обществе обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для её развития с учётом личностных особенностей, мотивов, интересов, ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учёт этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности педагогического процесса, с другой – национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трёх уровнях: мировое сообщество – Россия – регион. По мнению многих исследователей, реформирование системы общего образования в РФ, осуществляемое в настоящее время, может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем. Всё вышесказанное определяет новую образовательную парадигму, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов  учащихся происходит путём изучения культуры своего региона.

В Национальной доктрине обозначены не только направления развития образовательной системы на период до 2025 года, на и указаны основные задачи образования, среди которых достаточно значимыми являются следующие:

– обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

– воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

– формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

Таким образом, роль национально-регионального компонента в учебном процессе   велика, поскольку он позволяет изучить особенности культуры своего региона, традиции, обычаи народа, что является первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Именно такой подход к организации процесса обучения способствует воспитанию патриота не только России, но и своей малой родины.

Разработанный проект направлен на организацию урочной и внеурочной деятельности по введению национально-регионального компонента (далее НРК) в систему преподавания русского языка на средней ступени обучения. Выбор данной образовательной ступени связан с тем, что, во-первых, в 10-11-х классах на изучение предмета отводится всего один час, за который необходимо не только изучить темы в соответствии с программой, но и организовать работу по подготовке школьников к ЕГЭ. Во-вторых, данное направление является достаточно новым для нашего образовательного учреждения, поэтому охватить обучающихся всего лицея пока не представляется возможным. Кроме того, согласно базисному учебному плану на изучение НРК в процессе преподавания русского языка отводится время только на средней ступени обучения.

Проект охватывает главные аспекты воспитания и обучения детей с учётом НРК в рамках изучения предмета, намечает перспективы, определяет приоритеты развития данного направления деятельности, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленной цели.

Постановка проблемы и актуальность проекта. Вопрос о введении НРК в процесс обучения обсуждался неоднократно. Различные аспекты и принципы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике стали предметом изучения ещё основоположников и классиков педагогической науки: Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, С.И. Гессена, П.А. Сорокина. Положения о соотношении национального и общечеловеческого, патриотического и интернационального обоснованы в трудах отечественных и зарубежных современных психологов и педагогов: В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, Б.М. Бим-Бада, В.И. Загвязинского и других исследователей. Они изучали вопросы организации, содержания, методики воспитания школьников с использованием НРК. Однако их исследования при всех достигнутых результатах не учитывали полноты и своеобразия современного процесса обучения в общеобразовательной школе. Анализ методической и психологической литературы, изучение передового педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что регионализация является одной из важнейших тенденций развития современного образования, но в настоящее время не имеется научно обоснованной, адаптированной и комплексной программы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике на различных ступенях обучения.

В области преподавания русского языка в общеобразовательных школах методические идеи использования в процессе обучения материала региональной направленности также не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику, хотя в базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени. Однако реализация НРК осуществляется не отдельным блоком, а «вкраплениями» какого-либо материала в отдельные темы изучаемого курса, что не может способствовать достижению качества современного образования, обеспечивая компетентностный подход, который на сегодняшний день становится одним из приоритетных направлений образовательной политики.

Одной из целей обучения русскому языку является формирование культуроведческой компетенции, предполагающей осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, его взаимосвязи с историей своего народа. В ряде исследований, например, Л.И. Новиковой, Н.Л. Мишатиной, Г.Ю. Токарева, описываются пути реализации культуроведческого аспекта в учебном процессе посредством введения национально-регионального компонента, как в урочную, так и во внеурочную деятельность. По их мнению, только осознание обучающимися самобытности, своеобразия языка родного края, изучение его особенностей во взаимосвязи с историей будет способствовать не только формированию культуроведческой компетенции, но и воспитанию патриотизма.

Кроме того, согласно Закону РФ «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Этим объясняется актуальность данного проекта «Национально-региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся». На мой взгляд, именно культурологическая основа формирования знаний на основе НРК позволит реализовать актуальные содержательные направления образования – формирование мировоззренческой, нравственной, эстетической, правовой, культуры личности школьника.

Стоит отметить, что в методике преподавания русского языка понятие культуроведческой компетенции уже широко распространено. Так, например, в работах Е.А. Быстровой, А.Д. Дейкиной, С.И. Львовой, Л.И. Новиковой и др. определяются цели и роль НРК в преподавании русского языка, в частности, в процессе формирования культуроведческой компетенции обучающихся, развития у них национального самосознания. Однако до сих пор ведутся дискуссии, связанные с определением содержания, структуры, методов обучения предмету с учётом национально-регионального компонента.

В нашем лицее № 136 преподавание русского языка базируется на общей теории обучения, при этом не уделяется должного внимания его культурологическому аспекту, изучению особенностей функционирования языка в условиях конкретного региона, выявлению фактов, специфичных для нашей местности. Кроме того, результаты констатирующих срезов, проведенных в 5-9-х классах, свидетельствуют о низком уровне владения школьниками регионально ориентированным материалом: дети слабо знают региональную лексику, не могут определить лексическое значение слов, отражающих реалии Сибирского края, многие не имеют представления о значении и происхождении топонимов. Всё это вызвало необходимость создания упорядоченной системы, раскрывающей феномен региональных особенностей русского языка, отражающей отечественную культуру в её национальном многообразии.

Новосибирская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, которые необходимо учитывать при изучении русского языка. Именно такой подход позволит приобщить школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, обеспечить осмысление ими языковых фактов, специфичных для нашего региона, что в целом окажет непосредственное влияние не только на формирование культуроведческой компетенции, но и личности в целом.

Таким образом, необходимость разработки данного проекта в нашем лицее обусловлена противоречиями между:

- содержанием образования в его классическом виде и современными запросами общества на формирование компетентностной, культуроориентированной личности;

- возрастающими объемами научной информации общемирового характера и необходимостью привития подрастающему поколению уважения к своему родному краю;

- формирующимися подходами к преподаванию регионального компонента, выражающимися в издании отдельных пособий, в разработке программ по предметам, отражающим региональную специфику, и отсутствием общих концептуальных положений, системы введения регионального компонента в содержание общего образования;

- широтой знаний педагогов своего предмета и отсутствием знаний узко-специфического характера, свойственных именно тому региону, в котором работает учитель, что приводит к неготовности педагогических кадров к преподаванию региональной составляющей содержания общего образования;

Выдвигая проблему обучения русскому языку с учётом НРК в нашем образовательном учреждении, мы исходили из следующих положений:

- специфика национально-регионального компонента предполагает включение в его содержание экстралингвистического, языкового, лингвистического и коммуникативного факторов (см. приложение);

- реализацию НРК в практике обучения русскому языку целесообразно осуществлять путем включения его в урочную и внеурочную деятельность.

- эффективность усвоения национально-регионального компонента обеспечивает использование как традиционных форм и приёмов, так и особых форм организации учебного процесса.

Однако разработанный проект не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения или введения новых самостоятельных курсов. Местный языковой материал последовательно и систематически будет включаться в базовое образование: в урочную и внеурочную деятельность учащихся.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания русского языка в МБОУ «Лицей № 136»

Предмет исследования: национально-региональный компонент как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся.

Проектная идея состоит в том, что комплексное использование национально-регионального компонента в системе урочной и внеурочной деятельности в рамках преподавания русского языка способствует реализации культуроведческого аспекта предмета. 

Методологическую базу проекта составили:

- теория системного подхода к проблеме проектирования регионального компонента в содержании образования Н.Д. Никандров, Н.Ф. Талызина);

- психолого-педагогические аспекты реализации НРК в образовательной практике (В.Я. Стоюнин, В.М. Коротов, В.К. Шаповалов);

- основные положения педагогической антропологии и гуманно-личностной педагогики (Ш.А. Амонашвили);

- личностно-ориентированный подход (И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина);

- парадигма развивающего образования (Д.Ю. Эльконин, В.В. Давыдов);

- теория компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя).

Научная новизна данного проекта заключается в том, что в нем теоретически обоснованы подходы к ведению НРК в учебный процесс, разработана его структура в соотношении с федеральным компонентом Государственного стандарта образования по русскому языку, предложены конкретные мероприятия урочной и внеурочной деятельности и пути их реализации с учётом обеспечения вариативности учебных программ и преемственности обучения на различных ступенях.

Практическая значимость заключается в том, что предложенная система может быть использована учителями других образовательных учреждений при создании программ региональных курсов, учебно-методических пособий, разработке программ по русскому языку для 5-9-х классов с учётом НРК.

Основная цель проекта: формирование культуроведческой компетенции обучающихся в процессе преподавания русского языка через реализацию системы мероприятий, разработанных с учётом национально-регионального компонента.

На основе поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Изучить современные проблемы реализации НРК по русскому языку, выявить основные тенденции обновления содержания предмета, связанные с введением национально-регионального компонента, осуществлением компетентностного подхода.

2. Проанализировать структуру НРК, его соотношение с федеральным компонентом Государственного стандарта образования, познакомиться с педагогическим опытом по введению регионального компонента в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания русского языка.

3. Определить пути реализации культуроведческого аспекта в процессе изучения русского языка на средней ступени обучения с учётом национально-регионального компонента. Разработать план конкретных мероприятий, создать необходимые условия для их выполнения.

4. Проанализировать эффективность разработанной системы обучения русскому языку в лицее с учётом национально-регионального компонента на основе компетентностного подхода, обобщить опыт деятельности по реализации проекта.

Основная цель и задачи проекта определили следующие аспекты деятельности:

1. Образовательный, позволяющий достаточно глубоко изучить язык региона, сформировать у школьников представление о его специфике и особенностях.

2. Воспитательный, способствующий формированию сознательного отношения учеников к своему языку, культурному наследию региона, обретению социального, нравственного и духовного опыта.

3. Методический, направленный на разработку и апробацию педагогами инновационных форм и приёмов работы с культурно-языковым материалом.

Основными принципами разработанного проекта являются:

- открытость и демократичность, обеспечивающиеся участием школьного сообщества в обсуждении структуры и содержания проекта, вовлечением в процесс его разработки и корректировки заинтересованных участников образовательного процесса;

- преемственность между существующим базисным учебным планом лицея, составленного на основе требований Федерального компонента Государственного стандарта, и разработанными рабочими планами с учётом НРК;

- системность, предполагающая системное введение национально-регионального компонента в процесс преподавания русского языка в лицее на средней ступени обучения;

- перспективность, обусловленная связью между культурно-историческим своеобразием (прошлое), образовательными потребностями (настоящее) и стратегией развития региона (будущее);

- научная обоснованность, базирующаяся на учёте достижений современной педагогической науки, прикладных исследований и определении своеобразия регионального образовательного пространства;

Срок реализации проекта: 1 год (сентябрь 2012 – сентябрь 2013)

Этапы реализации проекта:

Первый этап: теоретико-методологический (сентябрь- ноябрь 2012 года)

Цель: определение основных проблем и противоречий в существующей практике введения регионального компонента в содержание школьного образования в области «Филология», постановка целей и задач проекта, разработка практического материала для его реализации.

Основные мероприятия этапа

№ п/п

Направление и содержание

деятельности

Предполагаемые

сроки

1.

 Изучение нормативной базы, законодательных документов по введению НРК в учебный процесс.

Сентябрь, 2012г.

2.

 Ознакомление с передовым педагогическим опытом по организации преподавания русского языка с учётом регионального компонента.

Сентябрь, 2012г.

3.

 Определение уровня целей, задач, содержания деятельности по введению НРК в процесс изучения русского языка в 5-9-х классах на основе анализа имеющегося опыта, существующей нормативно- правовой базы.

Октябрь, 2012г.

4.

Срез на основе материалов региональной направленности среди обучающихся 5-9- классов, направленный на выявление уровня сформированности культуроведческой компетенции (в конце реализации проекта планируется проведение подобного среза и сравнение его результатов с первичным для определения эффективности реализации проекта).

Октябрь, 2012г.

5.

Заседание круглого стола кафедры филологии лицея с целью обсуждения содержания программного материала для рационального введения материала региональной направленности.

Октябрь, 2012г.

6.

Создание творческой группы учителей русского языка для разработки конкретных тем НРК в соответствии с содержанием примерной программы по русскому языку (см. приложение).

Октябрь, 2012г.

7.

 Подбор языкового материала для уроков русского языка, тематически ориентированных на культуру региона и отражающего его лингвистическую специфику: тексты, фразеологизмы, фольклор, диалектную лексику, семантика и этимология которых отражает миропонимание и мироощущение жителей Новосибирской области.

Ноябрь, 2012г.

8.

Создание банка произведений местных писателей и поэтов для проведения уроков по развитию устной и письменной речи.

Ноябрь, 2012г.

9.

Разработка плана мероприятий проекта по введению регионального компонента в рамках преподавания русского языка в 5-9-х классах.

Ноябрь, 2012г.

 

Второй этап: деятельностный (декабрь 2012 года – апрель 2013 года).

Цель: практическая реализация плана мероприятий проекта посредством организации урочной и внеурочной деятельности.

 

Основные мероприятия этапа

№ п/п

Направление и содержание

деятельности

Предполагаемые

 сроки

1.

Организация урочной деятельности:

- серия уроков по развитию речи на основе использования текстов местных писателей и поэтов;

- разработка и проведение интегрированных уроков русского языка с географией и историей;

- разработка и внедрение диагностического инструментария: контрольные диктанты, осложненное списывание, объяснительные диктанты (на материале текстов о жизни и деятельности земляков, истории и становлении города Новосибирска);

- осуществление преподавания русского языка на средней ступени обучения в соответствии с программой, построенной с учётом НРК;

Весь период

2.

Формирование системы внеурочной работы:

- творческий поэтический конкурс среди учащихся 5-х классов «Мой Новосибирск» (работы детей представлены в приложении);

- дистанционная викторина среди обучающихся 6-7-х классов «Летопись Сибири»;

- проведение открытых внеклассных мероприятий для учащихся 8-9-х классов: «Топонимы Новосибирской области», «Языковые особенности Сибирского фольклора»;

- проведение серии классных часов на средней ступени обучения:

5-е классы: «Весёлый зоопарк» - защита животных сибирского края;

6-е классы: «Самый красивый уголок Сибири» (литературная гостиная);

7-е классы: «Годонимы Сибири» (исторические этапы региона);

8-е классы: «Их именами названы улицы»;

9-е классы: «Новосибирск театральный»;

- организация посещения краеведческого музея города Новосибирска (5-9-е классы) с последующим оформлением заметок в школьной газете;

- организация встреч с людьми, занимающимися топонимическими исследованиями, изучением местной истории, сибирскими писателями и поэтами;

Весь период

 

3.

Организация системы внутришкольных семинаров для педагогов, преподающих русский язык с учётом НРК по следующим темам:

- «Требования к деятельности преподавателя в условиях реализации НРК»;

- «Работа с краеведческим материалом на уроках русского языка»;

Январь, 2013 г.

4.

Организация в рамках лицея деятельности клуба юных краеведов, основанной на использовании различных форм для изучения родного края: ролевые игры, дидактические игры, работа с дополнительным материалом, имеющимся в школьной библиотеке.

Февраль, 2013г.

5.

Организация деятельности школьного пресс-центра по сбору материала об истории родного края и его размещению в школьном периодическом издании в разделе «Наш край Сибирский». Подборка юнкорами произведений сибирских поэтов для создания рубрики «Антология сибирской поэзии».

Февраль, 2013г.

6.

Осуществление деятельности НОУ лицея по сбору и систематизации ономастического материала: происхождение названий географических объектов (названий сибирских городов, деревень, посёлков), особенности микротопонимики (названий улиц, площадей, переулков в Новосибирске).

Март-апрель, 2013г.

7.

Создание в кабинетах русского языка и литературы уголков, содержащих материал региональной направленности.

Апрель, 2013г.

 

Третий этап: аналитический (май-сентябрь 2013 года)

Цель: анализ и систематизация полученных результатов от реализации проекта, выявление его эффективности, определение недостатков, обсуждение перспектив дальнейшего введения НРК в учебный процесс в рамках предметов гуманитарного цикла.

Основные мероприятия этапа

№ п/п

Направление и содержание

деятельности

Предполагаемые

сроки

1.

Создание банка программно-методических материалов, интегрированных уроков, внеклассных мероприятий по теме реализованного проекта.  Пополнение банка материалов для уроков развития речи (произведений местных писателей и поэтов).

Май-сентябрь 2013г.

2.

Создание банка электронных ресурсов:

- презентации и проектные работы         обучающихся по истории Сибирского края;

- видео- и аудиоматериалы региональной направленности;

- диагностический инструментарий на материале о жизни и деятельности сибиряков, истории и становлении Сибирского края и города Новосибирска;

Май - сентябрь 2013г.

3.

Оформление и выпуск творческого альманаха «Мой Новосибирск» (лучшие работы обучающихся 5-х классов, принявших участие в творческом конкурсе).

Май, 2013г.

4.

Создание банка дидактических игр по изучению истории родного края и города Новосибирска, разработанных в рамках клуба юного краеведа (см. приложение).

Май - сентябрь 2013г.

5.

Проведение в рамках уроков русского языка конкурса сочинений «Моя малая родина» и размещение наиболее удачных в творческой рубрике школьной газеты и на сайте ОУ.

Май, 2013г.

6.

Оформление в фойе лицея выставки мини-проектов «Ономастика сибирского региона» (по материалам членов НОУ).

Май, 2013г.

7.

 Обобщение опыта работы педагогов в форме мастер-классов на школьном и районном уровнях. Размещение наиболее успешных разработок на сайте педагогического клуба «Первое сентября».  

Июнь, 2013г.

8.

Разработка в школьной газете рубрики «Антология сибирской поэзии» и размещение в ней материалов, собранных юнкорами в течение учебного года.

Сентябрь, 2013г.

9.

Проведение анкетирования среди учителей русского языка и литературы, учащихся 5-9-х классов по выявлению их отношения к реализованному проекту. Опрос всех участников проекта через Дневник. ру.

Сентябрь, 2013г.

10.

Срез на основе материалов региональной направленности среди обучающихся 5-9- классов, направленный на выявление уровня сформированности культуроведческой компетенции и сравнение его результатов с констатирующим тестом, проводимом в начале учебного года.

Сентябрь, 2013г.

11.

Сбор и систематизация результатов анкетирования, среза, ознакомление с отзывами, размещенными в дневнике. Ру. Проведение заседание круглого стола с целью выявления эффективности проекта, обсуждения перспектив его дальнейшего развития.

Сентябрь, 2103г.

 

Предполагаемые результаты:

1. Осознание школьниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление ими языковых фактов, специфичных для нашего региона и, как следствие, формирование их культуроведческой компетенции.

2. Формирование способности к восприятию своей национальной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры, воспитание уважения к культурному наследию региона, чувства патриотизма.

3. Разработка программы русского языка на средней ступени обучения с учётом НРК и её реализация в учебно-воспитательном процессе.

4. Освоение учителями русского языка форм и приёмов преподавания предмета с учётом НРК, повышение их профессиональной компетенции. Подготовка педагогов к преподаванию региональной составляющей содержания общего образования.

5. Создание банка дидактических материалов по введению НРК в учебный процесс в рамках преподавания русского языка.

6. Обобщение, оформление и распространение опыта педагогов, внедряющих НРК в методику преподавания русского языка. Публикация их работ на сайте педагогического клуба «Первое сентября».

Продукт от реализации проекта:

- банк программно-методических материалов;

- банк материалов для уроков развития речи;

- банк электронных ресурсов, включающих работы школьников и диагностический инструментарий (на основе материалов региональной направленности);

- творческий альманах «Мой Новосибирск»;

- дидактические игры по изучению истории родного края;

- рубрика в школьной газете «Антология сибирской поэзии»;

- рубрика на сайте лицея «Моя малая родина»;

- практические рекомендации по организации изучения русского языка с учётом национально-регионального компонента;

- разработка программы по русскому языка для 5-9-х классов с учётом реализации РНК;

Индикаторы эффективности реализации проекта:

- чётко организованная система по внедрению регионального компонента в учебно-воспитательный процесс;

- положительное отзывы участников проекта;

Перспективы совершенствования проекта:

1. Создание экспозиции «История сибирского края».

2. Создание модели интегрированной организации национально-регионального компонента во внеурочное время, привлечение к деятельности учреждения дополнительного образования.

3. Выпуск топонимического альманаха.

4. Подготовка школьников к участию в НПК разных уровней в секции «Краеведение» при сотрудничестве с краеведческим музеем города Новосибирска.

Риски проекта:

- формальное осознание педагогами необходимости и значимости национально-регионального компонента и, как следствие, низкая степень их мотивации;

- отсутствие хрестоматийно литературы, что затруднит процесс изучения русского языка с учётом НРК;

Список литературы

1. Болотова С.А. Место регионального компонента в современном образовании. – Смоленск, 2004.

2. Греханкина Л.Ф. От регионального компонента к регионализации образования. – М., 2001.

3. Игнатова В.А. Региональный компонент в образовании: методология, структура и содержание. – СПб., 2001.

4. Костюк А.П. Организационно-педагогические условия разработки регионального компонента государственного стандарта общего образования//диссертация, Калининград, 2000.

5. Кубышева М.А. Технология компетентностного подхода к процессу образования. – АПКиППРО, 2005.

6. Никольский А.В. Проектирование регионального компонента предметного содержания образования в средней общеобразовательной школе в современных условиях//диссертация, Нижний Новгород, 2000.

7. Новикова Т.Ф. Культуроведческий подход к преподаванию русского языка: от теории к практике//Русский язык в школе. - №3, 2006.

8. Региональный компонент в гуманитарном образовании: тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции, 2008г.

9. Семенов П.Г. Социально-педагогические основы регионализации образования. – Волгоград, 2009.

10. Сманцер А.П. Гуманизация педагогического процесса: монография//Минск, 2005.

11. Стрелова О.Ю. Разработка национально-региональных компонентов: вариативность//Стандарты и мониторинг в образовании, № 4, 2001.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

№ 1. Содержание национально-регионального компонента

№ 2. Модель по реализации НРК

в системе преподавания русского языка

в лицее

№ 3. Дидактическая игра «Родной город»

(направлена на формирование у школьников знаний об основных достопримечательностях города Новосибирска)

Предназначена для учеников 5-х классов.

Оборудование: схематическая карта города, фотографии основных достопримечательностей Новосибирска, фишки.

Ведущий предлагает ученикам по очереди вытягивать фотографии и фишкой указывать на карте местонахождение изображенной на ней достопримечательности. Если школьник правильно обозначает местонахождение 5-6 достопримечательностей, значит, он обладает высоким уровнем знаний о своем городе. Если же школьник знает название достопримечательности, но не может указать место её нахождения, значит, уровень знаний о городе у него низкий.

Дидактическая игра «Историческое лото»

(направлена на формирование знаний об истории Сибирского края)

Предназначена для школьников 7-8-х классов

Оборудование: жетоны, на которых обозначены исторические даты, имена, события, имеющие место в становлении и развитии Сибирского региона.

Ведущий раскладывает жетоны обратной стороной, учащиеся по очереди вытягивают их и переворачивают, читая надпись на нём. Задача школьника – вспомнить и объяснить, какое отношение дата, человек или факт имели к развитию региона. Выигрывает тот, кто наберёт по результатам ответов наибольшее количество баллов.

Дидактическая игра «Поэтическая мозаика»

(направлена на формирование представления о поэзии Сибирского края)

Предназначена для учеников 9-х классов.

Оборудование: два-три напечатанных стихотворения сибирских поэтов, разрезанные в форме пазлов. Ведущий раздаёт разрезанные тексты двум учащимся, предлагая собрать. Учащийся, который быстрее справился с задачей, должен выразительно прочитать его, назвав автора. При это оценивается не только быстрота, но и выразительность чтения.

 

 

№ 4.  Стихотворения учащихся 5-х классов

(сочиненные в рамках творческого поэтического конкурса

«Мой Новосибирск», декабрь 2012г.)

Чудинова Светлана, 11 лет

 «Родной город»

Новосибирск! Любимый город!

Ты дорог сердцу моему!

Красивый ты и в дождь, и в холод,

Тобой горжусь, тебя боготворю!

И сердце учащенно бьется,

Когда я слышу плеск Оби.

Душа моя на волю рвется,

Когда я вижу города огни.

Я преклоняюсь пред твоею красотою,

Я преклоняюсь пред характером твоим,

Сибирский край когда-то был мечтою,

Теперь известен в мире именем своим.

Новосибирск – столица всей Сибири,

В нем много парков, скверов, площадей,

Широкие мосты, бульвары, мостовые,

А сколько здесь талантливых людей!

В каком бы уголке страны не оказался,

Куда б судьба меня не занесла,

Я не забуду город, он остался

Частицей сердца, что мне жизнь дала.

Елизарова Анастасия, 11 лет

 «Мой город – Новосибирск»

Шагаю по знакомому проспекту,

И в лужах отражается весна.

Мой город – это целая легенда,

Мой город – это сказка и мечта.

Здесь каждый двор наполнен теплотою.

Центральный парк, огромный стадион,

Театры, улицы, проспекты, светофоры,

И яркий свет распахнутых окон.

Один из лучших городов на свете

Новосибирск – мой дом и жизнь моя.

Здесь каждый раз меняется картина,

И с каждым днем светлее, чем всегда.

Любимый дом, ты лучше всех в России!

Новосибирск, ты родина моя!

Новосибирск, ты целая легенда!

Новосибирск, ты сказка и мечта!

 

 

 

 

Ильина Дарья, 11 лет

 «Новосибирск»

Мой город прекрасный, чудесный и славный,

Его омывает широкая Обь.

И в жизни моей для меня самый главный,

Новосибирск, где родиться пришлось.

Где пронеслось беззаботное детство,

Где я учиться в школу пришла.

Промчались года, пронеслись незаметно,

И скоро закончится детства пора.

Неважно, что взрослою скоро я стану,

Возможно, покину я город свой.

Любить его я никогда не перестану,

Ты будешь дорог мне всегда, Новосибирск родной!

Степанов Роман, 11 лет

 «О Новосибирске»

Люблю тебя, Новосибирск родной

За свет ночных огней,

За церкви купол золотой,

За доброту людей.

За шум метро, за плеск реки,

Людскую суету.

За мост широкий у Оби,

За то, что здесь живу.

За красоту домов больших,

За блеск витрин ночных,

За тишину садов твоих,

За море лиц родных.

За шум дождя по мостовой,

За лютый холод, стужу.

За то, что ты такой родной,

Тобой всегда гордиться буду!

Литипов Тимур, 11 лет

 «Родная Сибирь»

Сибирь родная!!! Край любимый!!!

Ты будешь дорог мне всегда,

Твои красоты несравненны,

Твои прекрасны города!!

Шагают дни, бегут минуты,

Проходит так за годом год,

Но не сотрут времен маршруты

Все прелести твоих широт.

Богата всем: леса, долины,

Озера, реки и поля,

Густые чащи и равнины,

Сибирь моя, люблю тебя!!!!

 

Чуйко Виктория, 11 лет

 «Любимый город»

Мой город любимый, мой город родной!

Мы связаны вместе одною судьбой.

И река, и леса, и поля –

Всё это наша душа!

Ты самый лучший город в мире,

Ты город сказки и мечты.

От самого рождения и поныне

Мне дороги твои черты.

Здесь рождена и очень рада,

Что жить здесь каждый день могу,

Мой город – ты моя отрада,

Ты дорог сердцу моему.

Становишься ты с каждым годом краше,

Меняешься из года в год,

А сохранить тебя – забота наша,

Мы будем ограждать тебя от всех невзгод.

Тищенко Анастасия, 11 лет

 «Новосибирск родной»

Новосибирск ты мой родной,

Тебя люблю в любое время года.

Суровой снежною зимой,

В жару и знойную погоду.

Красив осенний листопад,

Когда кружит листочков карусель,

Весеннею порой, когда растает снег,

Люблю я слушать звонкую капель.

Люблю встречать рассвет на набережной утром,

А в час заката слышать шум метро,

И на душе тепло, душа поет, как будто,

Так в моем городе мне хорошо.

Новосибирск, ты мой родной,

Ты процветаешь год от года.

Тебя люблю, горжусь тобой,

Прекрасен ты в любое время года!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения