Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Татьяна Михайловна Мельничук,
учитель русского языка высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка

На современном этапе развития общества происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не столько объем знаний и сведений, сколько личностное развитие обучаемого, его готовность к отбору необходимых знаний путем критического анализа осмысления информации и умения самостоятельно принимать решения. Поэтому в своей педагогической деятельности активно использую образовательную технологию «Развитие критического мышления средствами чтения и письма».

Данная технология представляет собой систему стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.

В настоящее время всё большее распространение получает термин «визуализация», который определяется как человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих значение видимым.

С каждым годом обучения учащиеся получают всё больший объем информации, который нужно осмыслить, переработать, научиться применять на практике. Одним из способов, позволяющим реализовать данную проблему, является графическая организация материала. Модели, схемы, рисунки и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мысли. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Уроки становятся более интересными и наглядными, повышается уровень активной и осмысленной работы учащихся.

Данный методический приём имеет много положительных сторон:

– в доступной форме позволяет систематизировать сложный учебный материал;

– способствует выделению главного, ключевых понятий в каждом разделе;

– дает возможность представить большой материал в компактном виде с целью формирования прочных знаний;

– усиливает наглядность;

– позволяет инициировать творчество учащихся;

– предоставляет возможность для развития таких умений, как синтез, анализ, классификация, систематизация, обобщение;

– улучшает способность к «смысловой грануляции» и свертыванию информации.

Существует большое количество способов графической систематизации учебного материала. В своей педагогической деятельности использую следующие:

– кластер

– схемы – опорные конспекты

– карта памяти

– таблицы

– рисунки.

Кластер

В переводе означает «пучок», «созвездие», «грозди». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. «Мысли не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке». В центре листа пишется понятие (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые раскрывают суть этого понятия или являются структурными звеньями. Составлять кластер можно индивидуально, затем в парах (обмен информацией) или всем классом.

 И.Загашев (тренер-сертификатор программы «Развитие критического мышления») считает, что это не лишняя трата времени, так как в процессе работы дети погружаются в тему занятия, определяют направления для дальнейшего изучения. Полностью разделяю данную точку зрения.

У данного варианта графических форм есть много плюсов:

– может быть использован на разных стадиях урока:

а) стадия вызова – для стимулирования мыслительной деятельности до изучения темы;

б) стадия осмысления – для структурирования учебного материала;

в) стадия рефлексии – систематизация информации по итогам прохождения материала.

– система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков; выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

– использование кластера возможно при изучении самых разнообразных тем.

Таким образом, кластер как один из способов графической организации учебного материала позволяет развивать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать и систематизировать.

Приведу несколько примеров использования данного приёма на разных фазах образовательного процесса.

Фрагменты уроков в 5-ом классе.

 

Тема «Второстепенные члены предложения»

I фаза – вызов

На этой стадии учащийся «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала. Составляется общий кластер (пятиклассники только учатся применять в своей учебной деятельности данный способ, поэтому работа ведётся под руководством учителя).

На этом этапе работы ребята работают самостоятельно, т.к. хорошо владеют информацией о группах членов предложения.

Следующий этап работы – конкретизация каждой группы.

При изучении определённого второстепенного члена предложения информация о нём расширяется, увеличивается и кластер.

Тема «Обращение»

После выполнения практических заданий, чтения теоретической части учебника обучающиеся расширяют кластер.

Тема «Сложное предложение»

III фаза – рефлексия

На этой стадии учащиеся соотносят «новую информацию» со старой, используя знания, полученные в процессе изучения материала (стадия осмысления).

 

При изучении темы «Сложное предложение» дорабатывается 2-я часть схемы. Учащимся удаётся заполнить «2 окошечка», но в схеме есть ещё одно. Недоумение в глазах учеников и открытие ещё одного, нового для них, вида сложных предложений (бессоюзное). На следующем уроке учащиеся работают с данной схемой в качестве помощника.

                              [ - ]                       и                                     [    ], [   ]

                              [ = ]             [    ], а   [   ]    [   ], (что )   

[ – = ]                                                  но

 

Схема – опорный конспект

Фрагмент урока в 6-ом классе.

Тема «Понятие о причастии»

II и III фазы – стадии осмысления и рефлексии

Причастие для шестиклассников – совершенно новая, неизвестная часть речи.

1. После чтения лингвистической сказки о «рождении причастия» учащимся предлагается изобразить прослушанную информацию в графической форме.

2. После прочтения лингвистического текста параграфа учебника, используя стратегию «Инсерт» (технология РКМ), обучающиеся дорабатывают схему. Каждый этап работы проверяется, анализируется, при необходимости исправляется.

3. Стадия «Рефлексия». Учащимися составляется рассказ о причастии с опорой на схему-конспект.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся «перевоплотить» данную схему в иную форму (рисунки, кластер и др.).

Таким образом, разработки кластеров, схем, таблиц и рисунки учащихся усиливают наглядность изучаемого материала, позволяют управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся, делают оперативной обратную связь, побуждают участников учебного процесса к постоянному творчеству.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения