Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Елена Анатольевна Елшина,
учитель биологии и географии первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 158 г. Новосибирска

Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения

Актуальность естественнонаучного образования в настоящее время не вызывает сомнений, развитие науки и техники требует от человека компетентности в различных областях естественных наук. Обучающиеся получают достаточную подготовку по естественнонаучным предметам, но хотелось бы обратить внимание на одну из проблем образования – формирование единой естественной научной картины мира. Естественнонаучная картина мира – интегрированный образ природы, созданный путём синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей и включающий представления о материи, движении, взаимодействиях в пространстве и времени.

Окружающий нас мир един и неделим. Учащиеся получают знания по отдельным предметам, изучают законы и закономерности отдельных наук. Необходимо объединить эти отрывочные знания, сформировать видение единой картины мира, т.е. обеспечить получение метапредметного результата. Человек всегда стремился понять и сделать понятным для себя окружающий мир, было очень важно создать взаимосвязанную и непротиворечивую картину внешнего мира, делающую мир понятным и объяснимым, позволяющую чувствовать себя комфортно и безопасно. Эта картина мира не является результатом деятельности только одного человека, так как непременным условием жизнедеятельности  человека является функционирование в некотором социуме. В процессе социализации происходит усвоение индивидом картины мира, присущей тому сообществу, в котором он живет.

Картина мира существует в форме идеальной (как элемент сознания) и выражается материально (в языке, живописи, музыке, костюме, моделях поведения и т. п.). Выделяются формы научного, теоретически систематизированного знания (которое подразделяется в зависимости от отдельных наук) и ненаучного, теоретически несистематизированного знания (обыденное, мифологическое, мистическое, магическое и т.д.). Обыденное знание воплощается, прежде всего, в языковой картине мира. Говоря о магической картине мира, нужно сказать, что в современных условиях «социального хаоса» усиливаются иррациональные компоненты мировоззрения. Однако наибольший интерес вызывала всегда научная картина мира, отражающая мир, как систему знаний.

Одной из самых интересных картин мира можно назвать мифическую картину мира. Любая картина мира в своем истоке мифична. Миф – упрощенное, одностороннее и потому популярное истолкование некоего явления или проблемы, которое между тем указывает на истинную их сущность. Миф – это чудесное упрощение. С упрощением связано произвольное, но всегда обоснованное обобщение, распространение на очень широкую область явлений. Миф можно понимать и как некую модель, значительно облегчающую ориентировку в мире, регулирующую поведение, сводящую его к ограниченному числу вариантов. Человек испытывает психологическую потребность в мифах как упрощенных формулах действительности, потому как они позволяют его психике найти облегченный путь к согласию с окружающим миром. Объектом мифа может быть что угодно, но обычно – что-то значимое для основной части общества. Представляется важным и сходство одной из основных черт науки и мифа. Миф упрощает действительность, выбирая из нее лишь некоторые черты, наука также редукционна, тоже упрощает действительность до исследуемых моделей.

Таким образом, рассмотрев различные типы картин мира, можно сказать, что все они составляют единое, органичное целое, части которого взаимодействуют друг с другом, взаимопроникают друг в друга. Материальная картина мира взаимодействует с обыденной картиной мира. В обыденной картине мира отражаются и мистическая, и мифологическая, и религиозная картина мира. Находит свое место и научная картина мира, пройдя через процедуру мифологизации. И действительно, в обыденной картине мира присутствуют не глубокие научные знания, а их упрощенные копии - мифы. Даже ученые-теоретики строят в своем сознании научную картину только своей области и общенаучные структуры, другие же области научного познания представлены в виде научных мифов.

Незавершенность научной картины мира требует деятельности человека по достраиванию картины мира, причем делается это либо рациональным, либо чувственно-образным способом. Рациональный способ познания предполагает получение нового научного знания для включения в картину мира, «заполнения белых пятен». Этот способ зависит от уровня образованности общества, от эффективности работы системы образования, развития средств массовой информации, поскольку всякое знание возникает, развивается, передается, сохраняется, воспроизводится в социальных ситуациях. Научная картина мира есть всегда весь накопленный опыт человека, опыт его контакта с этим миром, жизнь человека в социуме. При недостатке знаний и невозможности их пополнить в данной ситуации включаются механизмы образного, целостного восприятия мира и происходит достраивание научной картины мира «ненаучными» способами, используя известные и понятные человеку образы, представляя научные знания с помощью средств из других областей человеческой деятельности. Образы эти редуцируют, упрощают действительность, отмечая лишь некоторые ее черты, что и является характерным для мифа.

Степень упрощения и конкретизации данного достраиваемого фрагмента зависят от объема знаний, ценностных ориентиров, выраженности мотивации в построении целостной непротиворечивой научной картины мира данного общества или конкретного индивида. Способы достраивания научной картины мира сходны со способами построения мифической картины мира, как в первобытном обществе, так и в детском сознании. И в том ив другом случае построение целостной картины происходит в условиях недостатка знаний, являющихся основой построений. С развитием ребенка и увеличением объема знаний, картина мира исправляется и дополняется, но опыт конструирования ее с помощью мифологических, редуцирующих способов используется и в дальнейшем при столкновении с новыми, незнакомыми явлениями, рассматривая их по аналогии с хорошо известными.

Современная школа выполняет функции, аналогичные древнему мифу, дает упрощенную модель действительности. Выделяя два способа достраивания недостающих фрагментов научной картины мира: рациональный и мифологический, мы можем использовать их в различных комбинациях в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся. Соотношение этих двух способов зависит от объема знаний, компетентности, ценностных ориентиров общества и индивидов. При этом соотношение способов построения будет изменяться вы процессе обучения в направлении увеличения доли рационального познания.

Таким образом, работа по построению у обучающегося единой естественнонаучной картины мира обеспечивает достижение как метапредметных и предметных результатов, так и оказывает большое влияние на становление научного мировоззрение, что является важнейшим личностным результатом, актуальным в современном обществе.

 

Взаимосвязь типов картин мира

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения