Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Татьяна Юрьевна Фролова,
старший воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с № 32 Дзержинского района г. Новосибирска

Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Сегодня образованность человека определяется не только специальными знаниями, но и его разносторонним развитием как личности. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию. А главное – в условиях дополнительного образования развивается творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. Детский сад – это дом, созданный для ребенка, в котором он может заняться новыми интересными делами. Так как детский сад является первой ступенькой общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка, большое значение для развития дошкольников имеет организация системы дополнительного образования, которая будет способна обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655) дополнительное образование детей дошкольного возраста является одним из актуальных направлений и относится к вариативной части основной общеобразовательной программы ДОУ.

Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ – неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

На базе нашего дошкольного учреждения созданы условия для всестороннего развития личности ребенка и учета его интересов через кружковую работу как форму дополнительного образования.

Задачи, которые мы ставили при создании модели дополнительного образования:

1. Обеспечение доступности дополнительного образования детей.

2. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОУ.

3. Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста.

4. Более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг.

5. Совершенствование управления в организации дополнительных образовательных услуг.

Работу по организации кружков в Учреждении регламентируем в соответствии:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.1.2660 – 10).
  • Приказ № 655 РФ «О Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ».
  • Устав Учреждения.
  • Локальные акты Учреждения.

Система дополнительного образования в ДОУ строится на принципах:

-    личностно-ориентированный подход;

-    индивидуально-дифференцированный подход;

-    целостное развитие ребенка и готовность личности к дальнейшему развитию;

-    опора на предшествующее развитие ребенка;

-    организация творческой деятельности детей.

Этапы организации дополнительных образовательных услуг на базе детского сада

1. Диагностический.

-    Определение спектра дополнительных образовательных услуг.

Для формирования перечня намечаемых к реализации услуг по дополнительному образованию изучали спрос на самые востребованные кружки с помощью анкет и тестов. В итоге на базе детского сада определились следующие дополнительные образовательные услуги таких направлений, как:

  • художественно-эстетическое развитие,
  • физкультурно-спортивное,
  • познавательно-коммуникативное.

-    Привлечение педагогов для оказания дополнительных образовательных услуг

  • составление анкет для педагогов, анкетирование.

Дополнительные образовательные услуги в детском саду проводят педагоги из числа воспитателей учреждения по выбранным направлениям.

2. Подготовительный:

-    Изучение интересов детей, запросов родителей, определение причины выбора данного направления;

-    Изучение, анализ программ, художественной литературы:

  • библиотека методического кабинета ДОУ;
  • периодические издания;
  • интернет ресурсы.

-    создание нормативной базы:

  • руководитель учреждения создает Положение об организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ;
  • издает приказ и утверждается перечень дополнительных образовательных услуг;
  • составляется расписание кружков;
  • определяется время проведения кружковой работы.

Занятия по дополнительному образованию (кружки) для детей дошкольного возраста строго регламентированы:

для детей 4-го года жизни – 1 раз в неделю, не более 15 минут;

для детей 5 года жизни – 2 раза в неделю, не более 25 минут;

для детей 6 года жизни – 2 раза в неделю, не более 25 минут;

для детей 7 года жизни – 3 раза, не более 30 минут.

-    Составление рабочих программ дополнительного образования по выбранным направлениям с утверждением на Совете педагогов.

3. Реализация кружковой деятельности.

В соответствии с ФГТ деятельность осуществляется в совместной деятельности с взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками. Такой принцип работы дает возможность каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым.

Вся работа с детьми построена на игровых приёмах. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их творческой деятельности, проявлению самостоятельности, активности. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, которое социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.

4. Организация рекламной деятельности.

С помощью рекламы удается наиболее глубоко раскрыть содержание предлагаемых дополнительных образовательных услуг. В рекламную деятельность включается доведение до родителей достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах.

Основные рекламные носители:

-    реклама через официальный сайт ДОУ;

-    стендовая информация;

-    создание видео-роликов, мультимедийных презентаций;

-    открытые показы для родителей и педагогов;

-    информирование об услуге на родительских собраниях учреждения;

-    буклеты.

5. Анализ реализации:

-    Мониторинг:

  • за качеством оказания дополнительных образовательных услуг;
  • отслеживание результатов дополнительного образования.

-    Отчеты педагогов дополнительного образования на Совете педагогов ДОУ.

-    Формы подведения итогов реализации дополнительных программ:

  • организация выставок для родителей и детей;
  • участие в тематических мероприятиях, конкурсах различного уровня;
  • обмен опытом: проведение мастер-классов, семинаров для педагогов, выступления на собраниях, концерты, размещение информации на сайте Учреждения.

Ожидаемые результаты от реализации модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

  • позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей родителей;
  • созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности;
  • повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
  • созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
  • улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой работы ДОУ.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели