Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Юлия Борисовна Ковалевская,
старший воспитатель МКДОУ ЦРР д/с № 487 «Полянка» Советского района г. Новосибирска

Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности кружков детский сад учитывает:

– интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

– возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

– необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

– понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

– необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

– нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При организации работы различных кружков, создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала. Постепенно, в процессе активного участия в различных видах деятельности, у ребенка закрепляется интерес к ним и желание ими заниматься. Наблюдения за детьми показывают, что к 5 годам у детей начинает проявляться интерес именно к той деятельности, в которой он наиболее успешен. Главное на этом этапе – поддерживать ребенка, помочь ему определиться.

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами. Дети занимаются 1 раз в неделю во второй половине дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.

Структура написания программы кружковой работы

Титульный лист:

– полное наименование учреждения,

– утверждена заведующим,

– принята на пед. совете (№ протокола)

– название кружка (возрастная группа)

– Ф.И.О. воспитателей с указанием квалификационной категории)

 

1. Пояснительная записка:

– актуальность, обоснованность выбора,

– возрастные особенности детей,

– цели, 

– задачи.

2. Время действия кружка.

3. Количество занятий.

4. Возраст детей.

5. Количество детей.

6. Место проведения.

7. Конечный результат работы.

8. Список используемой литературы.

9. Лист посещаемости детей.

Кружковая работа по формированию творческой личности построена на основе следующих принципов:

  • Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  • Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
  • Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Основная задача организации в работе. С первых минут педагогу необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция. Он должен безошибочно “чувствовать” уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:

  • организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.
  • возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог “предлагает” или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

Совершенствование творческого самовыражения: развитие и совершенствование специальных качеств и умений; развитие способностей к самовыражению, творчеству. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.

Сотрудничество и сотворчество педагога и детей построено на основе:

  • Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
  • Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
  • Добровольного участия на занятиях кружка;
  • Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
  • Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
  • Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром “большого искусства”;
  • Необходимости использования на каждом занятии синтеза искусств и природы;
  • Игрового характера подачи любого материала;
  • Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели