Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Елена Владимировна Ханевская,
воспитатель первой квалификационной категории, руководитель кружка детского творчества «Фантазёры» МКДОУ «Детский сад № 395» Дзержинского района г. Новосибирска

Кружок детского творчества «Фантазёры»

В своей статье мне хотелось бы передать всю атмосферу творческого полёта и непринуждённости в деятельности с детьми по художественно-эстетическому воспитанию и раскрытию юных дарований.

Не секрет, что формирование творческой личности – одна из важных задач. И решать эту задачу желательно уже с дошкольного возраста. Творчество – это учение особое, ему можно учить, но не как обычно учат знаниям и умениям. В своей деятельности я пропускаю весь материал через себя и стараюсь передать детям всё очарование, красоту и прелесть изобразительной деятельности, тем самым поселить в них частицу прекрасного, давая при этом возможность реализовать свои творческие возможности.

Основные средства в обучении – это музыка, поэзия и живопись. Для развития творческих способностей детей я считаю необходимо проводить разнообразную работу в области художественно-эстетического развития:

– введение наблюдений явлений окружающей действительности и рассматривание предметов приобретает образный характер (для того, чтобы ребёнок смог проявить какое-то творчество, внести что-то новое, своё, нужно позаботиться об обогащении впечатлений, представлений о предстоящей работе, т.е. предварительная беседа на ту или иную тему);

– знакомство с произведениями искусства, введение их в мир эталонов красоты, т.е. ведём детей к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения;

– использование иллюстрационного материала, художественного слова для обогащения задуманных детьми образов;

– овладение необходимыми навыками, знаниями и умениями через нетрадиционную технику рисования.

Но мы знаем, что не все дети в достаточной мере могут овладеть определенным набором навыков и умений, и это мешает ребёнку выразить в рисунке задуманное. Далеко не все дети могут справиться с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Одному ребёнку можно помочь, другому требуется длительное обучение и тренировка. Помогают решить многие проблемы нетрадиционные способы рисования.

В нашем детском саду я веду дополнительную работу по развитию творческих способностей детей. Для этого организован кружок «Фантазеры», работа в котором идет по двум направлениям:

-     рисование нетрадиционными техниками

Здесь решаются следующие задачи:

· учить детей познавать мир и себя в нём через открытие звуков, цвета и формы;

· развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия;

· упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком цветным песком, пальчиком красками, ладошкой, тампоном, ватной палочкой и т.д.);

· поощрять детей в выборе красок побуждать их к рассуждению;

· учить анализировать, радоваться результатам своего труда и труда своего товарища.

-     рисование песком на световых столах

Здесь решаются следующие задачи:

· развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);

· развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;

· тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);

· равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга (развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками);

· гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей);

· развитие эстетического вкуса.

Для того чтобы детям было интересно и нравилась изобразительная деятельность, требуется смена обстановки, поэтому занятия кружка провожу в самых разнообразных уголках детского сада и на его территории (если конечно это не связано со световыми столами). Приходя в изостудию, музыкальный зал, в «зеленый уголок» (мини зимний сад) дети превращаются в фантазёров и юных художников-экспериментаторов с помощью разных чудес – волшебной палочки, шапки-невидимки, цветика-семицветика и других волшебных предметов.

Свою деятельность по обучению детей нетрадиционным техникам рисования я начала со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала мы рисовали пальчиком. Затем задачу усложнили: используя в процессе рисования ватные и поролоновые тампончики, жесткую кисть. Рисунки приобретают объем, как бы оживают, что доставляет детям массу удовольствия и уверенности в своих способностях.

В последующей деятельности подводила детей к решению новых задач и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Неотъемлемой частью работы стало экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования, использование в работе различных материалов (акварель, гуашь, уголь, сангина, воск, глина, ткань и др.).

Мы знакомились с новыми способами изображения: акватипия, аппликация-коллаж, аппликация с приёмом скатанной бумаги, аппликация обрывная, рисование акварельными мелками, воскография, граттаж, граффити (рисование по цветному клестеру), крякле (мятый рисунок), нитяная графика, монотипия, рисование цветной мыльной пеной, пластилиновая живопись, пуантилизм, рисование по рельефной основе, рисование с помощью соли, фроттаж (тиснение), оттиск, обводки-образы, рисование ребром картона, рисование мятой бумагой, отпечатки листьев, клеевая техника, рисование по стеклу, кляксографией, набрызгом, рисование песком по контуру или на всей поверхности световых столов.

 

рисование пальчиком                   уголь и гуашь          акварель, сангина, гуашь                   витражные краски  

рисование нитками             глина «изразцы»                    лоскутная техника                         папье  маше

Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Чем активнее мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Ребенок в большей степени живет чувствами: он приходит в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения прикосновения. Нужно помочь ребенку насладиться этими чувствами и выразить потом их на листе бумаги. Для этого необходимо загрузить на занятии все пять сенсорных систем ребенка: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Поэтому я учу детей изображению предметов и их явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Помогаю ребятам прислушиваться к себе, к чувствам, включать в себе такие процессы, как воображение, фантазирование. Побуждаю их к созданию мысленных картин во время прослушивания музыки, шумов (шум моря, леса), путем осязания разных объектов и пробы на вкус с закрытыми глазами (ощущение шероховатости коры дерева, колкость иголок ели и сосны, запах и вкус груши, арбуза, винограда, яблок и др.), вдыхания ароматов (запах осенних листьев, хвои елки и сосны). Это хорошие упражнения, способствующие самораскрытию, поиску новых сторон естества, росту творческой личности.

Для того чтобы достичь творческого отношения к рисованию, на световых столах мы играем в эмоционально-насыщенной обстановке. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Процесс прост. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал – песок – необыкновенно приятен. Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – всё время развивающуюся и изменяющуюся.

Работами детей, посещающими кружок «Фантазеры», оформлены группы, холл и коридоры детского сада. Деткам очень приятно видеть свои работы на выставках детского творчества, а я таким образом поощряю творческие находки детей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 36)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели