Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Ольга Владимировна Крюкова,
воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 32 Дзержинского района г. Новосибирска

Кружковая работа «Компьютерный мир»

Одна из самых новых и актуальных проблем отечественной дошкольной педагогики – использование в воспитательно-образовательной деятельности информационно-коммуникативных технологий.

Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

И мы, воспитатели, чтобы идти в ногу со временем, стали для ребенка проводниками в мир современных технологий. Гармонично соединить современные технологии и традиционные средства развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей – это новый подход к использованию компьютерных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

С 2013 года в нашей группе реализуется программа дополнительного образования – кружок «Компьютерный мир». Программа кружка предназначена для детей 3-6 лет, она является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с использованием компьютерных технологий. Благодаря программе дети дошкольного возраста получают доступ к информационным технологиям и в игровой форме осваивают основы естественных наук. Программа развивает у ребенка творчество, мышление, позволяет в занимательной форме знакомиться с важными явлениями и понятиями, учитывает возраст детей в подборе заданий, особенности восприятия детей дошкольного возраста. В нашем детском саду общение детей с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом. Занятия кружка проводятся с использованием компьютера при обязательном соблюдении условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение требований СанПиН: использование современной версии модели ПК, достаточное освещение, работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (10-15 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально или в микрогруппах, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы), проведение до начала занятия и после гимнастики для глаз и кистей рук, физминуток.

Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга:

• это беседа или фронтальная игра;

• индивидуальные игровые задания или дидактические игры;

• компьютерная игра;

• конструирование, рисование.

Это даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками, ведь использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.

Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели