Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Анна Валерьевна Гагуева,
воспитатель МКДОУ д/с № 32 Дзержинского района г. Новосибирска

Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы

Формирование трудолюбия у дошкольников невозможно без приобщения их к деятельности взрослых. Во все времена родители учили своих детей тому, что знают и умеют сами. В современных семьях недооценивают возможности ребенка, освобождая его от домашних обязанностей. Однако воспитать самостоятельность и уважение к труду других можно только в процессе собственного труда дошкольника.

Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе. Знакомить детей с трудом взрослых можно в ходе непосредственно образовательной деятельности через рассказы, беседы, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций. При этом необходимо понимать, что знания могут оказаться формальностью, если их усвоение не будет сочетаться с непосредственной трудовой деятельностью. Дети должны прочувствовать, что такое усталость, успех или неудача. Только тогда можно будет сформировать у них ответственное отношение к труду. В связи с введением в действие Федеральных государственных требований, с учетом принципа интеграции образовательных областей, одной из которых является «Труд», я выбрала как средство ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых занятия тестопластикой в рамках деятельности кружка "Мукосолька".

Тестопластика – лепка из соленого теста – позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. В процессе тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность, развиваются общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук. Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысли и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности, учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Труд дошкольников тесно связан с игрой, так как в ней содержатся элементы трудовой деятельности и формируются ее предпосылки. Сама трудовая деятельность наиболее эффективна, когда в ней используются игровые моменты. Поэтому основу занятий тестопластикой составляют игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается представить себя в роли пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д.

Во время занятий с дошкольниками лепкой из соленого теста необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и соответствующее физическое и психологическое пространство.
  • Дети трудятся с удовольствием, если у них достаточно материалов и инструментов. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов: скалки, чесноковыжималку, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.
  • Для того чтобы дети могли войти в роль взрослого той или иной профессии, необходимо обеспечить их специальными атрибутами, например поварскими шапочками и фартуками, если запланировано знакомство с трудом повара.
  • Педагогу следует приучить детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда, чувства удовлетворения и привычки работать аккуратно.

В работе с детьми создаю творческую доброжелательную атмосферу, которая мотивирует труд ребенка и в процессе лепки поощряет его, заинтересовываю трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами, обеспечиваю привлекательность результатов деятельности.

В процессе лепки с детьми стараюсь исключать излишнюю опеку, проявляю доверие к дошкольникам, их возможностям, формирую у них желание выполнять самостоятельно все то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются.

Не следует допускать, чтобы дети испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным заданием. В этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начало трудолюбия. Основная задача заключается в том, чтобы вызвать у дошкольников чувство внешней безопасности, понимание того, что результаты его труда не получат отрицательной оценки взрослого.

Дети получают радость от достигнутых результатов. Свои поделки дошкольники дарят родителям и друзьям, используют в играх. Одним из важных способов поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста.

Не стоит забывать также, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки и детского экспериментирования с инструментами и материалами, в тех чудесных превращениях, которые обеспечивает столь универсальный пластический материал, как соленое тесто.

Соленое тесто – хороший обучающий материал. Наш небольшой опыт в работе по тестопластике показал положительные результаты. На занятиях тестопластикой дети приобретают умения и навыки, которые будут иметь большое значение в их трудовой деятельности в дальнейшем (независимо от выбранной профессии). Прежде всего, к ним относятся ручная умелость, умение организовывать и планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, привычка прилагать усилия и др. За время обучения у детей расширился общий кругозор, возникло желание творить, фантазировать. Изготавливая поделки своими руками, дети начинают осознавать полезность своего труда для окружающих и уважать труд других. Используя возможности тестопластики, мы активно участвовали в районных, городских и международных конкурсах и занимали призовые места.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели