Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Надежда Евгеньевна Головина,
воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»

«Чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя», – говорил В.А. Сухомлинский. К сожалению, современные дети редко просят почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильма или компьютерные игры. Да и родители не всегда находят времени для чтения им книг. Результат – низкий уровень речевого общения.

Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей. Поэтому цель моей работы – формирование интереса к книгам и потребности в чтении, развитие навыков общения детей со сверстниками и взрослыми.

Работая с выпускниками, мы старались уделять этому вопросу большое внимание:

– ежедневно читали детям;

– драматизировали различные сказки, спектакли;

– проводили литературные викторины, где вместе с родителями вспоминали загадки, пословицы, знакомые произведения.

Вызвать интерес у детей к чтению познавательной литературы помогли выставки «Чудо-вышивка», «Мастерская Фьюжен» и др. Важным результатом наших стараний стали добрые слова учителей о хорошей адаптации и успеваемости наших первоклашек.

Приступив к работе с малышами, мы решили «заложить прочный фундамент», на который будет опираться все последующее знакомство детей с художественной литературой. Начали с создания условий для формирования интереса к чтению книг:

1. Выделили время для ежедневного чтения.

2. Оформили книжный уголок: поместили литературу в соответствии с возрастом: от больших, ярких книг до книг-малюток, также книги-игрушки, с музыкальным сопровождением, с составлением пазлов, иллюстрации к потешкам.

3. В театральном уголке «поселили» персонажей русских народных сказок.

4. В уголке изодеятельности поместили «умные» раскраски по сюжетам произведений.

Постепенно в уголках пополняется и обновляется практический материал по темам недели и с учетом интересов детей.

Игра – естественная форма жизни детей. Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на понятном ему языке. Поэтому самой эффективной формой в работе с малышами является игра и игровые приемы: сначала обыгрываю сюжет, чтобы заинтересовать детей, а потом читаю.

Малыши любят слушать и читать стихи. Слыша ритмичный текст, ребенок соприкасается с тем, что ему было хорошо знакомо еще до рождения. Ведь первое, что слышит младенец, находясь в утробе матери – это ритм ее сердца. Поэтому стихи воспринимаются детьми как что-то комфортное, гармоничное. Вот почему так важно больше читать произведений детского фольклора.

В период адаптации ребенка к новой группе я переключала внимание на игрушку: петушка, собачку, сопровождая ее движениями, чтением потешки «Петушок, петушок», «Вот собачка Жучка» и др. Ребенок успокаивается, и появляется желание слушать.

Использую во время режимных моментов потешки: при умывании «Водичка…», при расчесывании «Расти коса до пояса», при одевании «Наша Маша маленька». Вставляю в текст имена детей, что они особенно любят. Эти произведения сочетают в себе слово, интонацию и движения, сопровождаются показом, поэтому глубоко воздействуют на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста, развитию речи.

Очень эффективен прием «удивления», когда вношу необычный сказочный предмет или к детям приходит герой произведения, или появляется «разгадка». Привлекает детей и яркая красочная обложка книг, они лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрации.

Подражание – действенный метод овладения родным языком. Поэтому стараюсь сделать процесс чтения увлекательным, изменяя интонацию голоса, мимику, жесты, чтение сопровождаю игровыми действиями, показом наглядности. Обязательно называю жанр произведения: «Сейчас я вам расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Вопросы ставлю репродуктивные «Что?», «Где?», «Когда?», «Какой? и проблемные, требующие умозаключения: «Зачем?», «Почему?»

В работе с малышами использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы. Обучение и закрепление материала происходит в процессе увлекательной для детей деятельности.

На примере сказки «Колобок».

1. Колобок прикатился (резиновый)

2. Рассказывание сказки, обсуждение.

3. Физ. минутка: прыгаем, как зайчик, бежим как волк, идем как медведь.

4. Слушание песенки из музыкальной книжки.

5. Повторение ее хором.

6. Катание колобка на поезде под исполнение детьми песни «Паровоз».

7. Остановка на выставке книг разных изданий про Колобка.

8. Встреча, знакомство с Колобушкой – подружкой Колобка (мягкая игрушка из ткани).

9. Лепка колобков из пластилина.

10. В свободной деятельности рассказываем Колобушке по темам недели о своей квартире, собирали для нее мебель, угощали чаем – знакомили с посудой.

11. Загадываем загадку

По дороге он катился,

Своей удалью хвалился.

Да попался на носок,

Ам, и съеден … (колобок).

12. Рассматривание иллюстраций, сравнение, инсценирование отрывков парами «колобок и заяц, волк…» и т.д.

13. Изготовление настольного театра (из бумаги).

14. Повторное рассказывание и договаривание детьми слов, фраз.

15. Игровая ситуация: придумай, что можно сделать колобку, чтобы лиса не съела?. Ответы: укатиться к бабушке (Никита), спрятаться (Максим), сказать: «Не сяду на носок» (Слава), толкнуть (Лиза).

16. На прогулке лепка колобка из снега.

17. Выставка рисунков «Я колобок, колобок…» (совместно с родителями).

Прижилась у нас и форма слушания записей. Дети замирают, прислушиваются к речи актеров и активно участвуют в повторении текста и показа движений. Так мы выполняем пальчиковые игры и знакомимся со «сказками-шумелками». Под ритмичную музыку и забавный текст с проговариванием дети закаляются.

Знакомлю детей с художественной литературой и в ходе реализации проекта «Посиделки «Кота Мурыча». Кот Мурыч (это музыкальная игрушка) нас учит читать потешки, сказки, рассказы. В творческом уголке «Кисонька-Мурысенька» катает волшебные клубочки, Котик Баюн распевает колыбельные песенки. Дети приносят в гости свои игрушки котят и книжки с иллюстрациями кошечек.

Чтобы успешно осуществить любую запланированную работу, необходимы участие и поддержка родителей. Результаты анкеты показали, что чтению дома уделяют мало времени. Я определила задачу: убедить родителей в важности формирования интереса к чтению.

В индивидуальных беседах, консультациях, памятках внушаю родителям, что книга, а не компьютер, – самый результативный и безопасный способ психологической защиты. Книга приходит к ребенку через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.

Успешно апробирую прием «домашнее задание». Радуют первые результаты: родители вечером проводят время вместе с детьми, читая им, и тем самым находятся на территории детских интересов. Откликаются на просьбы принести рисунки, книги, игрушки, поделки, посещают развлечения.

Появляются первые «ростки» результатов работы с малышами в данном направлении. Дети проявляют интерес к новым книгам, рассматривают иллюстрации, внимательно слушают, радуются встрече со знакомыми героями. Речь детей становится эмоциональнее, они активнее общаются друг с другом и окружающими их взрослыми.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели