Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Ирина Николаевна Дорохова,
воспитатель МКДОУ д/с № 388 «Малышка» Калининского района г. Новосибирска

Патриотическое воспитание в ДОУ

Одним из приоритетных направлений работы детского сада является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. В нашем ДОУ осуществляется систематическая, целенаправленная работа по воспитанию патриотизма и любви к своей Родине, благодарности к людям, защищающим нашу Родину.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление дошкольников с защитниками Отечества. Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославляли Россию с древних времён. Знакомя детей старшей группы с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства любви и гордости за свою Родину.

Первой темой, рассмотренной в процессе непосредственной образовательной деятельности, может быть тема «Для чего нужна армия?». Затем мы начинаем знакомить детей с родами войск, военной техникой, знаменитыми героями отечества. В группе имеется различная художественная литература по теме, различные картины о войне, книжки-раскраски, подобрана игротека подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. В доступной для старших дошкольников форме мы вводим детей в такой далекий и романтический (для них) мир воинов. Такая образовательная деятельность требует создания в группе оптимальных условий, вдумчивого подхода и тщательного отбора материала, доступного пониманию детей. Восприятие дошкольника отличается от восприятия взрослого своей конкретностью. Детям важно прочувствовать и понять, а не запомнить и повторить. Поэтому в своей работе мы используем различные игровые и наглядные методы и приёмы, обязательно учитываем индивидуальные и психологические особенности дошкольников (эмоциональное восприятие, образность мышления). Беседы и занятия с дошкольниками изобилуют иллюстративным материалом. Чтение, игры, занятия аппликацией, лепкой, конструированием помогают детям на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.

В течение года для старших дошкольников планируется организация различных образовательных мероприятий по образовательным областям.

Познание:

– НОД «Наша Армия Родная», «День Защитника Отечества», «День Победы».

– Экскурсия к Вечному огню.

– Рассматривание иллюстраций о ВОВ, военных фотографий, наград, картины П.Кривоногова «Победа», Рассматривание энциклопедий.

– Создание папки: «Герои войны – дети».

– Создание панно «Герои Защитники».

– Приглашенный гость: военнослужащий из любого рода войск.

Коммуникация:

– НОД – А. Митяев «Почему армия родная?».

– Беседы: «Что лучше: худой мир или хорошая война?», «Что такое подвиг?», «Родина и ее герои», «Символы великой победы», «Великие сражения ВОВ», «Военно-морской флот», «Четвероногие бойцы», «Армия в мирное время», «История праздника – 23 февраля».

– Составление рассказа по картине М.Самсонова «На границе», составление рассказа «Где служил папа?».

– Рассказы детей на тему: «Герой в нашей семье» (с помощью родителей).

– Коллективная работа «Письмо солдату» (о жизни в детском саду).

– Разучивание стихотворения С.Михалкова «Мы тоже воины».

Чтение художественной литературы:

– С. Алексеев «Первый ночной таран».

– Чтение глав из книги С. Алексеева «Сто рассказов о войне».

– И.Новиков «Страницы великой победы».

– Рассказ о детях героях (Зина Портнова, Володя Козьмин, Таня Морозова).

– Л. Воронкова «Девочка из города».

– Л.Кассиль «Твои защитники».

– Е.Воробьёва «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор».

– А. Маркуша «Я – солдат, и ты – солдат».

– А.Беляев «Хочу быть военным моряком».

– Н. Никольский «Что умеют танкисты».

– В.Козлов «Пашкин самолет».

– Чтение стихотворений про 23февраля.

– Выставка книг в книжном уголке на тему: «От богатырей до защитников наших дней».

Социализация:

– Дидактические игры: «Кто что делает?», «Что лишнее и почему?», «Выложи из палочек самолет, танк», «Что нужно моряку, пограничнику, летчику» (подбери картинку), «Чья военная форма?», «Морской бой», «Кому какой головной убор принадлежит?», ребусы, кроссворды.

– Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Моряки».

– Театрализованные игры: инсценировка стихотворения «Мы тоже воины» С.Михалкова, «Награждение медалями».

Музыка: слушание песен об армии и о войне: «Священная война», «Катюша», «Синий платочек», «Папа может», «Будем в армии служить», «Бескозырка белая».

Физическая культура: подвижные игры: «Меткий стрелок», «Защита границ», физкультминутка «Солдаты выстроились в ряд».

Художественное творчество:

– Лепка военной техники «Танк».

– «Праздничные открытки для пап и дедушек».

– Рисование «Портрет моего папы (дедушки)».

– «Подарок для папы» (изготовление самолётика).

– Рисование «Праздничный салют».

– Конструирование «Корабль».

– Лепка фигуры на каркасе «Солдат».

– Аппликация «Военный корабль».

– Раскрашивание военных кораблей.

– Оформление выставки изобразительных работ «Защитники Родины».

 

Сценарий

спортивного праздника для детей старшей группы «Будем в армии служить и Отчизной дорожить»

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников.

Цель: воспитывать у дошкольников чувство гордости за свою страну, формирование привязанности к своей семье, дому.

Задачи:

– знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества;

– закреплять знания о военных профессиях, названия военной техники;

– совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей;

– воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, дому и детскому саду.

Ход праздника

Дети под веселую музыку заходят в зал и рассаживаются по своим местам.

Ведущий: Добрый вечер! Совсем скоро 23 февраля, наша страна будет отмечать День защитников Отечества. Этот праздник посвящен мужчинам, защищающим нашу Родину, тем, кто служил или служит в армии. Сегодня мы собрались здесь не случайно. Наши мальчики и папы продемонстрируют свою силу, быстроту и находчивость. А девочки им в этом помогут. Давайте поприветствуем наших защитников Родины, которые уже служили в армии и охраняли наш покой. Похлопаем нашим папам и дедушкам (присутствующие аплодируют папам).

Ведущий: А сейчас ребята поздравят пап с праздником и исполнят песню « Бравые солдаты». (Дети исполняют песню)

Ведущий: Сегодня наши мальчики и папы покажут свою сообразительность, благородство, умение дружить и помогать товарищам. Вам предстоит пройти различные испытания. Мы думаем, вы с честью преодолеете все трудности. А чтобы всем было веселее, возьмем с собой верных помощниц, девочек. А мамы наши будут вас сегодня оценивать. Представляю вам наше уважаемое жюри: наших мам. (Аплодисменты)

Итак, начинаем наши испытания.

1 конкурс: «Представление команд».

Дети делятся на две команды. Каждая команда представляет свое название и девиз.

2 конкурс: эстафета «Связисты».

Ведущий: переходим к следующему конкурсу. Сейчас мы станем связистами. Ведь связисты – это очень важная профессия на службе.

В эстафете принимают участие по 7 человек из каждой команды (в каждой команде по одному папе). Дети проходят полосу препятствий, берут по листочку со словами и приносят папе. Папа из принесенных слов составляет предложение. Чья команда быстрее составит сообщения, та и победила.

Варианты предложений: «Двадцать третьего февраля состоится праздничный парад», «Праздничный салют состоится на центральной площади».

3 конкурс «Интеллектуальный»

Ведущий: Солдаты должны быть в бою не только быстрыми и отважными и сильными, но еще должны быть умными и сообразительными. В следующем конкурсе команды должны ответить на шуточные вопросы, а жюри будет подсчитывать количество правильных ответов.

Вопросы:

Наша армия сильна?

Защищает мир она?

Мальчишки в армию пойдут?

Девочек с собой возьмут?

Илья Муромец герой?

На фронт пошел он молодой?

Соловья он победил?

Из автомата подстрелил?

стоит летчик на границе?

Он летает выше птицы?

Сегодня праздник отмечаем?

Мам и девчонок поздравляем?

Мир важней всего на свете?

Это знают даже дети?

Ведущий: Что ж молодцы, справились отлично. А теперь пришла пора послушать жюри. (Жюри выставляет баллы)

4 конкурс «Продолжи предложение»

Ведущий. В армии много родов войск, где несут службу люди разных военных специальностей. Давайте вспомним некоторые из них.

Команды по очереди отвечают на вопросы:

«Танком управляет …»

«За штурвалом самолета сидит…»

«Из пулемета строчит…»

«В разведку ходит…»

«Границу охраняет…»

«На подводной лодке несут службу…»

«С парашютом прыгает…»

«На кораблях служат…»

5 конкурс «Конкурс переправа»

Ведущий: В бою солдату приходится преодолевать многие трудности на пути. Одна из таких трудностей – это река. Сейчас ребята будут переправляться с одного берега на другой. А папы в этом им помогут. Два папы от каждой команды переносят на деревянной перекладине детей на другую сторону зала.

(Жюри подсчитывают баллы)

Ведущий: Пока жюри подсчитывают баллы, все ребята вместе поют песню, ведь на войне солдаты не только воюют, у них еще есть время отдыха.

(Песня «Ты не бойся, мама»)

6 конкурс «Военная техника»

Ведущий: Еще одно испытание для наших мужчин. В армии на службе у военных есть техника, без которой очень сложно было бы охранять нашу Родину, нашу мирную жизнь. Какая  же военная техника помогает защищать Отечество?

Командам раздаются разрезные картинки с изображением военной техники  (самолет, вертолет, танк, корабль, подводная лодка), и дети со взрослыми должны собрать их как можно быстрее.

Ведущий. А теперь я буду загадывать загадки, а вы поднимайте руку, если у вас есть картинка с отгадкой.

Загадки:

Смело в небе проплывет,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое? (Самолет)

 

Без разгона в высь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляется в полет

Наш российский …(вертолет).

 

Хожу в железном панцире,

Бронёю весь обшитый.

Стреляю я снарядами,

Я очень грозный с виду…(танк).

 

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет мой покой. (Подводная лодка).

Ведущий: пока жюри подводит итог, наши девочки исполнят шуточные частушки. Давайте послушаем их.

(Дети поют частушки)

7 конкурс «Минное поле»

Ведущий: Пришло время и для пап показать свою ловкость.

Следующий конкурс «Минное поле». Папам завязывают глаза и дают гимнастические палки. По залу раскладывают кирпичики. Папы должны на ощупь найти мины.

Ведущий: Пришло время послушать уважаемое жюри, которое оценит всю игру наших участников и подведет итоги наших соревнований.

(жюри подводит итоги)

Ведущий: Мы все убедились, что ваши папы в прекрасной форме и мальчишки с девчонками ничуть не отстают от них. Настало время награждения.

Папы награждаются дипломами, детям раздают шоколадные медали за отвагу и храбрость.

Ведущий: Наши спортивные испытания подошли к концу. Все вы знаете, что в День защитников Отечества на главной площади города запускают праздничный салют. А сейчас мы с вами сделаем воздушные представление в честь праздника и запустим бумажных самолетиков. (Дети запускают разноцветные бумажные самолеты).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели