Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(5) Юлий Григорьевич Шихваргер,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии НГПУ

Освоение передового педагогического опыта

Передовой опыт – один из важных источников появления новых идей, подходов и технологий. Предметом изучения, анализа и внедрения становятся нововведения, характерные для профессиональной деятельности педагога. Инновации являются, по сути, результатом научных поисков передового опыта учителей, педагогов дополнительного образования (ПДО), коллективов. Освоение передового опыта превращается в его переработку, модификацию на основе авторского варианта.

В широком смысле «передовой педагогический опыт» следует рассматривать, как высокое профессиональное мастерство педагога, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов.

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.

Передовой опыт – это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов.

Передовой педагогический опыт обеспечивает: 

-    решение проблем, возникающих перед образованием;

-    внедрение новых достижений и идей в практику;

-    выработку рекомендаций для педагога.

В качестве опыта могут выступать:

-    технология или элементы технологии;

-    авторские программы;

-    система методических приемов;

-    эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

-    эффективная система оценки знаний и др.

Работа по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта (ППО) – это обязательный элемент повседневной деятельности учителей, ПДО, воспитателей, руководителей образовательных учреждений. Необходимо осуществлять этот процесс поэтапно, т.к. от этого в значительной степени зависит эффективность и качество работы образовательного учреждения.

С методикой описания педагогического опыта можно более подробно ознакомиться в сборнике «Педагогический опыт: изучение, обобщение, продвижение», в нем даны краткая характеристика категории «передовой педагогический опыт», его классификация, алгоритм обобщения опыта в образовательном учреждении, включены фрагменты изучения, обобщения и продвижения опыта.

Данное методическое пособие призвано оказать помощь образовательным учреждениям и педагогам в обобщении передового педагогического опыта.

Сборник рекомендован педагогам, директорам, заместителям директоров образовательных учреждений, а также слушателям курсов повышения квалификации и педагогам дополнительного образования.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела