Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Нина Станиславовна Юрова,

учитель истории первой квалификационной категории,

руководитель музея боевой Славы
имени 46-го гвардейского женского авиаполка
МБОУ СОШ №182 с углубленным изучением литературы и математики
Кировского района г. Новосибирска


Все статьи автора(2) Алла Михайловна Благинина,
учитель информатики
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №182 с углубленным изучением литературы и математики
Кировского района г. Новосибирска

Проектная деятельность как источник формирования у школьников интереса к мировой художественной культуре через музееведение

«Ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности, оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад».

Л.С. Выготский

Воспитание в системе образования России органично связано с развитием духовных способностей школьников, с ценностными мировоззренческими основаниями воспитания, к которым, в первую очередь, относятся нравственные нормы, гражданственность, патриотизм, саморазвитие, толерантность, терпимость, экологическое сознание. Среди приоритетных направлений современного образования – поиск новых педагогических путей развития индивидуальности человека через познание и освоение мира различными методами. Искусство и художественное образование – одно из таких методов.

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за страну. Задача, стоящая перед образовательным учреждением, – создать такие условия, такую развивающую среду, которые предоставили бы максимальные возможности для раскрытия сущностных сил, самореализации каждого.

В решении этой задачи системе художественного образования принадлежит ведущая роль.

Художественное воспитание – формирования мировосприятия ребенка средствами искусства, которое может быть стихийным и педагогически направленным. Художественное воспитание приобщает ребенка к различным проявлениям искусства через восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребенка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включенное в образовательный процесс художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным ее осмысление. Другая сторона художественного воспитания – собственное художественное творчество ребенка. Художественное воспитание делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу, развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии.

Задачи художественного воспитания ребенка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребенка с миром прекрасного. Формирование принципов и методов целенаправленного художественного воспитания подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания видовой, жанровой и социальной дифференциации искусств, а также с утверждением места художника в обществе, с другой – определением общих принципов популяризации художественных знаний.

Методика «Воспитание искусством» позволяет системно подойти к воспитанию ребенка и обеспечить всестороннее гармоничное развитие. Главные принципы методики – это взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начала в преподнесении материала, личностный подход в общении, учет яркой индивидуальности каждого ребенка в процессе групповых занятий. Цель занятий – развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, эмоционально развитым, при этом глубоко чувствовать окружающий мир, его тонкое устройство. Сохранять свою уникальность в процессе становления в социуме (социализация ребенка). На занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире. На занятиях детей знакомят с богатствами, накопленных человечеством за многие  века. Дети сами сочиняют сказки, импровизируют. В детях пробуждается творчество. Методика опирается на современные психолого-педагогические концепции в области развития детского творчества, эстетического и художественного воспитания.

Мировая художественная культура – учебный предмет, растущая значимость которого в образовании определяется его интегрированным и синтезирующим характером. Он является той информационной фундаментальной базой, где концентрируется важнейший опыт человечества, так как художественная культура – это не история искусств, а единый процесс познания, выраженный специфическим языком. Для учащихся изучение данного предмета является поиском путей выхода из сложных жизненных ситуаций, а навыки общения с искусством создают среду, богатую ценностными отношениями и стимулирующую положительные эмоции.

Проектная деятельность по МХК является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умения применять знания для решения познавательных задач. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность и интегрировать учебную и самостоятельную внеурочную деятельность. Результативным проектом по МХК является тот, в котором учащиеся понимают, как объект изучения отражает эпоху, исторические и нравственные искания конкретного времени. В учебной деятельности для создания проекта могут быть выбраны темы, завершающие изучение конкретного раздела, углубляющие и расширяющие содержание или представляющие возможность дополнительной творческой работы. Проект будет тем успешнее, чем больше творчества и инициативы при работе педагог предоставит самим учащимся. В виду того, что изучение художественной культуры изначально оцениваются учащимися как доступное, появляется их личная заинтересованность в результатах, повышается самооценка. Субъективный характер взаимоотношения с искусством обеспечивает вариативность и свободу выбора подростков в поиске своей культурной ниши. Метод проектов является одним из источников формирования у учащихся интереса к изучению МХК. Это действенный способ разрешения противоречий между разрушением мировоззренческих ценностей в реальной жизни и необходимостью выработке у подрастающего поколения нравственных приоритетов. Знакомясь с культурным наследием разных цивилизаций и осваивая их духовно-нравственные основы, школьники учатся более критично оценивать ценности текущего времени. Педагогическая деятельность всегда руководствовалась целью, а не средствами: подготовить к жизни в обществе гармонично и нравственно развитого человека, а не оператора-робота, владеющего чистой технологией. Любая изобразительная деятельность гармонирует внутренне состояние человека: воспитывает эмоции, развивает эстетический вкус; прививает интерес к построению сюжетов, к соблюдению гармонии в цвете и композиции. Художественная деятельность всегда воспитывает личность, формируя ее эмоциональный мир. С другой стороны, и существующие изображения влияют на психологическое состояние человека и в определенной степени определяют его действия, косвенно регулируя его поведение в обществе.

Изображения, созданные на компьютере, стремительно проникли во все сферы современной жизни, в том числе и в художественные профессии, облегчив оформительский труд художников-дизайнеров. Стремительное развитие «цифровой культуры» диктует создание новых методик освоения и применения компьютерных инструментов для создания изображений, носителем которых является печатный лист или экран. Что же произошло в современной жизни с глобальной компьютеризацией и, прежде всего, в художественном образовании? Ответ очевиден: доступность компьютеров и потребность общества в визуальной продукции обогнали образовательные технологии, опирающиеся на живые традиции, историю и культуру.

Итог освоения области «Искусство» – развитое художественное воображение; способность к адекватному восприятию произведений искусства (в том числе терпимость к разным культурам, к так называем «непонятным» произведениям искусства), сформированные навыки художественно-практической деятельности; способность к анализу и синтезу, умение обобщать и видеть целостную картину мира в его многоцветии и многозвучии звукопластичных образов. Развитое художественное восприятие, воображение, наличие ассоциативных рядов позволяет современному человеку «прочитать» скрытый смысл, не проявленный в форме выражения; формировать критическое восприятие информационного потока, позволяющее вычленить наиболее личностно значимое; адекватно понимать язык искусства (в том числе и современного); современное искусство (музыка, визуальные искусства, вплоть до видеоискусства и мультимедиапроекторов) опирается на предшествующий опыт, на сформированный язык; творчески моделировать ситуацию. Очевиден и здоровьесберегающий характер занятий художественным творчеством. Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство; уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровых детей. В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо подчеркнем последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают нагрузки. Усталость детей во многом вызывается недогруженностью творчеством, которое является их естественной потребностью. Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей; положительно влияют на успеваемость по основным предметам; повышают общую креативность; развивают воображение, без чего не может быть и речи о творчестве в никакой области человеческой деятельности.

В условиях светского общего образования искусство – единственная область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества. А если этого не происходит, если человек растет бездушным, если общечеловеческие ценности ему чужды, то чем успешнее он будет во всех остальных отношениях, тем хуже. Потому что и прагматическая «креативность», и способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, и компетентность в любых частных вопросах – все это может быть легко обращено на цели разрушительные для общества и для отдельной личности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела