Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Елена Викторовна Ходакова,
учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ Лицей №130 Советского района города Новосибирска

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Ж.-Ж. Руссо

Уже давно ни у кого не вызывает сомнения необходимость специальных мероприятий по сохранению здоровья школьников. Очень важны совместные усилия семьи и школы в этом направлении.

Глоссарий ФГОС НОО определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние единства физических и интеллектуальных характеристик, соответствующее возрасту ребенка.

В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Перед учителем начальной школы стоит задача сохранения и поддержания здоровья детей, поступивших в школу. Очень важно сохранять здоровье учащихся, начиная с первых дней обучения, ведь именно в начальной школе:

– формируется культура здорового и безопасного образа жизни;

– формируется заинтересованное отношение к собственному здоровью, установки на использование здорового питания;

– развивается потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– формируется готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе навыков личной гигиены.

Очевидно, что эти задачи могут быть решены только при комплексном подходе к вопросу здоровьесбережения школьников и соблюдении гигиенических норм.

В своей работе по здоровьесбережению школьников я могу выделить 3 уровня:

– работа с классным коллективом и включение класса в общешкольные мероприятия;

– групповая работа;

– индивидуальная работа.

Предлагаю последовательно рассмотреть каждый уровень.

1. Работа с классным коллективом. Работа с классом начинается с первых дней первого года обучения. Для лучшей психологической и физической адаптации первоклассников, снижения утомления, оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности в первой четверти третий урок каждого дня проходит в режиме динамической паузы. Чаще всего погодные условия позволяют проводить динамическую паузу на улице. Это не просто прогулка, а урок в нетрадиционной форме, обязательным элементом которого являются подвижные игры. Кроме того, с родителями и детьми обязательно обсуждаем вопрос одежды, чтобы дети были одеты удобно и в соответствие с погодой, что также является элементом формирования здорового образа жизни.

Примеры игр для динамической паузы

Круг друзей. Предлагаю встать всем в круг. К первому от себя ребёнку протягиваю ладони, а он протягивает свои ладони мне, я говорю: «Какой сегодня хороший день, Саша!» (Обязательно называть участников по имени, это помогает ученикам сдружиться и каждому почувствовать свою значимость). Он отвечает, например: «Да, сегодня очень хороший день, Елена Викторовна». Поворачивается к рядом стоящему ребёнку, встретившись ладонями, говорит: «Добрый день, Настя» – «Солнечный день, Саша». По кругу последний ребёнок протягивает мне ладошки: «Добрый день, Елена Викторовна». «Добрый день, Алина». Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они посмотрели вокруг, подумали, что хорошего в окружающем мире, проговорили это. Каждый услышал свое имя, подержали друг друга за руки и в кругу увидели друг друга, весь свой класс.

Игра-тренинг «Человек к человеку». Я предлагаю учащимся разбиться на пары и выполнить несколько несложных заданий: приложить ладошка к ладошке, локоть к локтю, спина к спине, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, плечо к плечу и т.д.

Игра-тренинг «Два, три, ...» Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал учителя “Два!” дети образуют пары с любым рядом стоящим. На “сигнал “Три!” встают тройками. Учитель может назвать любое количество участников группы, я считаю, что целесообразно в конце игры назвать общее количество участников, чтобы все дети встали вместе.

Такие тренинги положительно настраивают детей на совместную дальнейшую работу, а классному руководителю и школьному психологу будут полезны для наблюдения за адаптацией учащихся.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием разучивают рифмованные тексты и сопровождают их движениями, например:

Как живёшь? Вот так! (Дети встают и показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так! (Шаги на месте)

Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)

Как летишь? Вот так! (Махи кистями)

Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)

Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотом)

Как сидишь? Вот так! (Имитируют сидение за партой), эти движения можно повторять в разной последовательности и разном темпе.

С большим удовольствием дети имитируют животных и птиц, а также по заданию учителя показывают предметы, примером такой игры может служить «Море волнуется раз…»

Конечно, игры, используемые учителем во время динамических пауз, могут быть адаптированы с учетом актуальных педагогических задач, которые ставит учитель.

Таким образом, работа в режиме динамических пауз:

– учитывает возрастные особенности младших школьников, позволяет им реализовать себя в игровой деятельности;

– доставляет удовольствие учащимся, создает хорошее настроение, содействует укреплению дружбы, формированию классного коллектива;

– является профилактикой переутомления, способствует более комфортной адаптации первоклассников;

– снимает мышечную и эмоциональную усталость;

– укрепляет их физическое и психическое здоровье.

На первом или втором году обучения провожу факультативные занятия курса «Разговор о правильном питании».

Данная программа формирует у учащихся представление о необходимости заботы о своем здоровье и направлена на осознание учащимися необходимости правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья. Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей.

На третьем и четвертом годах обучения в классе регулярно провожу классные часы курса «Полезные привычки», на которых учащиеся знакомятся с влиянием привычек на здоровье человека; учатся различать вредные и полезные привычки; знакомятся с понятием здоровый образ жизни; формируют культуру здорового образа жизни.

Некоторые темы классных часов:

  • Культура моей страны.
  • Множество решений. Решение и здоровье.
  • Пассивное курение.
  • Учусь делать здоровый выбор.
  • Вкусы и увлечения.
  • Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
  • Опасные и безопасные ситуации. Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
  • Мой характер. Учусь оценивать себя сам.
  • Учусь взаимодействовать. Учусь настаивать на своем.
  • Самоуважение.
  • Привычки.
  • Дружба.
  • Учусь сопротивляться давлению.

2. Групповая работа. В классе один раз в четверть проходят презентации результатов проектной деятельности учащихся, имеющей здоровьесберегающую тематику. Например, в третьем классе совместно с родителями был реализован проект «Вкусно и полезно». Не секрет, что на праздники или окончание четверти в классах часто проходят чаепития, на которых детей угощают тортами, соками, конфетами и другими лакомствами. С моей подачи у учащихся возникли вопросы, а зачем в праздник мы едим то, что не полезно, если хотим себя порадовать? Можно ли сделать чаепитие полезным?

Совместно с родителями продумали меню «полезного чаепития», выяснили, что сок можно заменить морсом, конфеты – орехами и сухофруктами, а также мармеладом и зефиром (но тут возникли сомнения в натуральности мармелада и зефира, которые продают в магазинах). Вместо готовых тортов родители совместно с детьми приготовили домашние бисквиты, кремы и фрукты для украшения, и в классе учащиеся с удовольствием собрали полезные торты и устроили полезное чаепитие.

Большой интерес у учащихся вызвал проект «Сколько стоят вредные продукты». В течение месяца дети подсчитывали, сколько денег они сэкономят, если не станут покупать чипсы, газированные напитки, сухарики, жевательную резинку и т.п. Родители также включились в этот проект и через две недели подготовили семейные отчеты о том, куда были потрачены сэкономленные деньги: семейный поход в кино, подарок для ребенка, покупка овощей и фруктов, интересная книга и многое другое.

3. Индивидуальная работа. Система работы, организованная мной в классе, включает в здоровьесберегающие мероприятия каждого ученика, что позволяет им успешно участвовать в конкурсах о здоровье и здоровом образе жизни.

Например, конкурс «Правильное питание». В номинации «Каша – радость наша» мой учащийся был признан победителем. Совместно с родителями нужно было приготовить полезное блюдо и подготовить описание процесса приготовления, рецепт и фотографии.

Считаю важным участие в подобных конкурсах и их организацию в классе и ОУ, так как это является презентацией участия ребенка в сохранении собственного здоровья.

Систематическое внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий и совместная работа с родителями ведет к улучшению настроения учащихся, психологического климата в классе, снижению заболеваемости, уменьшению утомляемости, общему укреплению здоровья.

Сохранение здоровья – важная личностная и социальная компетенция и ее формирование должно стать одним из главных направлений в деятельности каждого учителя.

 

Использованная литература:

1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита–Русь». 2011.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80с.

3. Ильина Н.В. Использование здоровьесберегающих технологий (ЗОТ) на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс] Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна». URL: http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=257&Itemid=57

4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего образования [утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357] – М.: Просвещение, 2010.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Глоссарий. [Электронный ресурс]. Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=230.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела