Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Наталья Владимировна Шестакова,
заместитель директора по методической и профильной работе ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»

Направляй все свои мысли на задачу, которую решаешь.

Солнечные лучи не жгут, пока не сведены в пучок.

Александр Грейам Белл

Современная система образования нацелена на поиск эффективных форм организации ситуаций личностного, жизненного и профессионального самоопределения с выходом на индивидуальный проект личностного роста и выстраивание особого воспитательно-образовательного пространства проектно-творческой деятельности для ребенка. Реализация данного постулата, как отметил в одном из своих выступлений премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев, невозможна без активизации инновационного потенциала второго субъекта образовательных отношений – педагога, учителя. Научить учиться, по определению, может только человек, который сам постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, собственные знания в той или иной предметной области.

В рамках программы развития «Самоопределение творческой личности в профессионально-ориентированной образовательной среде», уже третий год реализуемой на базе Центра дополнительного образования «Алые паруса», задан курс на развитие инновационных потенциалов педагога дополнительного образования.

Одним из пилотных проектов реализации данной модели стало создание в 2010 году на базе ЦДО «Алые паруса» Открытой районной школы профессионального мастерства «Конкурс. Творчество. Поиск», первоначально ориентированной на комплексную подготовку педагогов дополнительного образования для участия в районном этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Основные направления деятельности Школы были определены следующие:

  • организационно-технологическая готовность педагога дополнительного образования к конкурсным испытаниям;
  • программно-методическое обеспечение конкурсной деятельности;
  • презентационная культура педагога дополнительного образования;
  • психолого-педагогическое основы творческой деятельности педагога дополнительного образования.

Опыт реализации данного пилотного проекта в совокупности с опытом по организации подготовки педагогов дополнительного образования к участию в региональных и всероссийских этапах конкурса актуализировали необходимость организации свободного пространства творческой инициативы и расширения временных и содержательных рамок Школы. Таким образом, в 2012 году была создана Школа совершенствования профессионального мастерства ПДО «Сердце отдаю детям». В новом формате Школа нацелена на создание ситуации личностно-профессионального успеха ПДО с целью повышения культуры его самообразования, уровня мотивированности к участию в жизни профессионального социума, реализации своего потенциала в конкурсном пространстве.

Современный педагог дополнительного образования – это не только специалист, глубоко знающий свой предмет, но и проектировщик, конструктор образовательной среды, которая с позиции педагога как организатора образовательного процесса включает следующие компоненты:

  • программно-методическое обеспечение деятельности;
  • культурно-личностное развитие педагога;
  • развитие дидактической культуры;
  • имидж современного педагога.

Именно эти блоки было решено выделить в программе Школы, которая с 2012 года проводится в форме четырех обучающих взаимодополняющих сессий (август, ноябрь, март и май).

В рамках Педагогического круиза по Новосибирской области 7-9 ноября 2013 года на секции «Воспитательная работа и дополнительное образование» был представлен мастер-класс «Профессиональный имидж педагога дополнительного образование в конкурсном пространстве» для группы, включающей в себя: педагогов дополнительного образования, методистов, заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе.

Актуальность мастер-класса заключается в поиске эффективного способа решения проблемы, когда на этапе подготовки педагога к участию в конкурсе за счет насаждения методических идей «со стороны» происходит ситуация отторжения педагогом предложенной конкурсной идеи, эмоциональное выгорание.

Методика организации мастер-класса. Занятия Школы предполагают интерактивные формы работы с элементами мозгового штурма, проблемного диалога, деловых игр и т.п. Основная идея мастер-класса – предоставление возможности педагогу по-новому взглянуть на собственный опыт через призму личных интересов и мировоззрений.

Цель мастер-класса – знакомство и организация профессионального взаимодействия для установления взаимопонимания в паре педагог-методист.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить с понятием профессионального имиджа.

2. Представить структуру и требования к конкурсной концепции «Сердце отдаю детям».

3. Показать способы формирования атмосферы сотрудничества и взаимопонимания в паре педагог-методист.

Содержание мастер-класса. Участникам предлагается разработать концепцию конкурсного участия ПДО, основываясь на всем многообразии понятия «образ» – личный, профессиональный, творческий. В рамках данного мастер-класса участникам было предложено выбрать одно основополагающее качество собственной личности, которое, на их взгляд, максимально отражает их педагогическое кредо.

В ходе комментированного анализа модератора мастер-класса участники учатся видеть отражение черт собственной личности в профессиональной деятельности: в выборе методов и приемов работы, в выборе содержания деятельности, в выборе форм организации образовательного процесса и т.п.

В практической части мастер-класса участникам, разделившись на группы, предлагается на основе ответов одного из участников мастер-класса, так называемого сомодератора, на ряд вопросов, касающихся личностно-профессионального выбора, сформулировать основное содержание его концепции конкурсного участия. Главная задача при этом – «красной нитью» пропустить через все конкурсные задания основополагающее качество личности участника-сомодератора.

Результатом мастер-класса является не столько сформулированная презентационная концепция, найденный творческий и статусный образ участника-сомодератора, сколько актуализация возможности быстрой и продуктивной подготовки презентации профессионального опыта ПДО при работе в малых творческих группах. В ходе рефлексии участники выходят на понимание того, как интерактивные формы организации методической работы с ПДО позволяют нивелировать внутренний протест педагога-практика при обобщении собственного опыта. Такой подход позволяет минимизировать эмоциональное выгорание участника уже на этапе подготовки к участию в конкурсе.

В заключении хотелось бы акцентировать внимание на готовность Центра дополнительного образования «Алые паруса» г.Новосибирска транслировать свой опыт и оказывать поддержку и сопровождение педагогов дополнительного образования Новосибирской области, планирующих принимать участие в конкурсе «Сердце отдаю детям» в двух формах организации работы:

  • Недельный тренинг-интенсив для педагогов, участников зональных и регионального этапов Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»;
  • Каникулярные обучающие сессии для педагогов, участников Школы совершенствования профессионального мастерства педагогов Новосибирской области «Сердце отдаю детям».
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. 40 лет свои сердца мы отдаем детям
2. Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»
3. Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка
4. Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности
5. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития
6. Инновационные формы работы с одарёнными детьми
7. Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
8. Искусство слова или «заражение» чувствами
9. Электроника: мир моих увлечений!
10. Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов
11. Наша школа – площадка для творчества
12. Приносить пользу людям – делать себя светлее