Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Олег Иванович Руднев,
педагог дополнительного образования ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка

Некоторое время назад школьники мечтали быть путешественниками, полярниками, летчиками, космонавтами и представителями многих других романтических профессий. Во дворах каждому находилось свое занятие: лапта, пекарь, вышибала, футбол, хоккей, резиночка и т.д. Причем каждый день занимались другим делом. Это и была своеобразная разносторонняя подготовка для всех категорий детей. Занятия спортом, уроки физкультуры, уличные игры развивали ловкость, координацию, быстроту реакции, вырабатывали командный дух. Служба в армии была почетным долгом. К сожалению, многие родители мальчиков не придают внимание факту, что первое, кого надо воспитывать в мальчике – это мужчину. Отсюда боязнь службы в армии, неподготовленность ни моральная, ни физическая. Таким образом, слабое здоровье, незнание истории страны, нежелание заниматься спортом, уклонение от почетной обязанности службы в Вооруженных силах России, компьютерная и другие зависимости, замена истинных ценностей мнимыми – эти «идеалы» современной молодежи наносят огромный вред перспективам развития нашей страны в целом.

Именно поэтому проблема патриотического и физического воспитания граждан стала краеугольным камнем в решении проблемы здоровья нации, развития массового спорта. И неудивительно, что сегодня одной из центральных задач государства стало обновление содержания ранее забытого комплекса «Готов к труду и обороне».

Спортивно-технический комплекс «ГТЗО» – правопреемник комплекса «ГТО». Комплекс «Готов к труду и защите Отечества», как начальный вид многоборий, благодаря своей направленности именно на охват широкой массы учащихся и разносторонней подготовке в полной мере способствует решению данной проблемы. И именно на его основе целесообразно развитие многоборий и военно-прикладных видов спорта.

В современном виде комплекс имеет ряд преимуществ и инновационных решений. В первую очередь, это необходимость прохождения всех нормативов без исключения, а не по выбору, очковая система подсчета общего результата. Основная отличительная особенность комплекса «ГТЗО» – его направленность на разностороннее развитие физических и морально-волевых качеств. В составе комплекса всем известные и доступные виды деятельности: плавание, спринт, бег на выносливость, стрельба, метание, лыжный спорт, подтягивание и отжимание, прыжки в длину с места и т.п.

Различные спортивные секции развивают в основном необходимый им параметр, т.к. один вид деятельности может отрицательно влиять на другой для достижения высокого результата. Спринтерам очень тяжело даются длинные дистанции, пловец плохо бегает, у стайера недостаточно развиты скоростно-силовые качества, необходимые для спринта и метания. Многие легкоатлеты, лыжники, стрелки не умеют или очень плохо плавают. А представители стрелкового спорта вообще подчас далеки от общефизической подготовки. Каждый вид деятельности имеет свои особенности.

В результате включения в программу взаимоисключающих видов спорта и обязательности их выполнения обучающийся приобретает различные качества, позволяющие ему совершенствовать собственную общефизическую подготовку:

– спринт, метание, полоса препятствий способствуют выработке скоростно-силовых качеств, резкости, координации;

– плавание, длительный бег, лыжный спорт вырабатывают выносливость, происходит укрепление сердечно-сосудистой системы;

– стрельба вырабатывает внимание, умение сконцентрироваться на главном;

– конкур способствует формированию правильной осанки, эмпатии;

– фехтование развивает координацию, навыки самоорганизации;

– способствует внутренней самоорганизации включение в программу строевой подготовки.

Возрождение комплекса «ГТЗО» в различных регионах имеет свои особенности. В Новосибирской области комплекс начал свое развитие с 2008 года в результате совместного проекта Федерации Современного Пятиборья НСО и под руководством ДОСААФ. Позднее к процессу подключился и Департамент образования и науки Администрации Новосибирской области. Уже сегодня многоборье «ГТЗО» включено в спартакиаду школ области, были проведены 6 областных Спартакиад комплекса «ГТЗО» и допризывной молодежи.

ЦДО «Алые паруса» с первых шагов возрождения комплекса в современной истории принимает в его становлении и развитии непосредственное участие. Воспитанники Центра являются победителями всех Спартакиад «ГТЗО» в командном зачете. В 2010 году команда ЦДО «Алые паруса» представляла Новосибирскую область в Москве на Красной Площади на Всероссийском Форуме «ГТЗО», где заняла почетное 4 место.

В 2010 году для реализации задач ГТЗО было создано творческое объединение «Рыцарь 5 качеств». Объединение реализует свою деятельность на основании образовательной программы дополнительного образования детей «Готов к труду и защите Отечества». Программа рассчитана на три года. Возраст обучающихся – 14-18 лет.

С 2013-14 учебного года начата апробация программы «Юный Отличник ГТЗО». Программа рассчитана на последовательную реализацию принципов ГТЗО в течение 10 лет. Возраст обучающихся – 8-18 лет.

Существует устойчивое мнение, что комплекс «ГТЗО» актуален для детей старших классов. Но это является огромным заблуждением. Если ребенок не занимался до 15-16 лет, то маловероятно, что он будет работать над собой в этом возрасте. Поэтому комплекс рассчитан именно на все возраста с 8 до 18 лет и разделен на три основные возрастные группы: 12-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет. В каждой группе свои нормативы и дистанции. Занятия для младших школьников включают помимо спортивного развития элементы игровых технологий, позволяющих приучить ребенка к спортивному творчеству.

Таким образом, выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка в рамках комплекса «ГТЗО» с начальной ступени позволяет:

– постепенно приучать ребенка ко всем видам деятельности;

– проводить соревнования в каждой возрастной группе, что, безусловно, способствует повышению интереса к занятиям физической культурой;

– поэтапный, плановый подход позволяет к 16-17 годам обеспечить разностороннее физическое развитие каждого ребенка в зависимости от способностей и периодичности занятий;

– определить реальный уровень общефизической подготовки школьника;

– проводить анализ, благодаря очковой системе, роста либо падения общей физической подготовки по годам обучения.

К тому же, комплекс «ГТЗО» является прекрасной возможностью развить у школьника компетенции, необходимые не только в спорте, но и в повседневной жизни, сформировать универсальные учебные действия.

Как педагог дополнительного образования, тренер высшей категории, старший тренер Новосибирской области по военно-прикладным видам спорта, мастер спорта по трем видам спорта, неоднократный победитель Чемпионатов РФ и ВС, я на собственном опыте оценил важность занятий видами спорта, дающими именно разностороннюю подготовку.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. 40 лет свои сердца мы отдаем детям
2. Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»
3. Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка
4. Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности
5. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития
6. Инновационные формы работы с одарёнными детьми
7. Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
8. Искусство слова или «заражение» чувствами
9. Электроника: мир моих увлечений!
10. Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов
11. Наша школа – площадка для творчества
12. Приносить пользу людям – делать себя светлее