Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Елена Георгиевна Шестера,
педагог дополнительного образования
Дома детского творчества «Октябрьский»
г. Новосибирска

Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития

Актуальность духовно-нравственного развития учащихся в настоящее время обусловлена социальными и экономическими переменами в обществе, а также тем социальным педагогическим заказом, который, в этой связи, стоит перед образованием. Согласно Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся федерального государственного образовательного стандарта, результативность данной Программы должно обеспечить единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности при совместной педагогической работе образовательных учреждений, семьи и других институтов общества. В основе этой программы лежат базовые национальные ценности (культура, этнокультура, общечеловеческие ценности). Учебный план начального общего образования, согласно ФГОС, при организации внеурочной деятельности предусматривает время на введение учебных курсов, в том числе и этнокультурных. Таким образом, включение детей в этнокультурную деятельность является целесообразным и своевременным. Приобщение учащихся к русской традиционной культуре содействует усвоению и присвоению народного социально-культурного опыта. Правила этнопедагогики просты, но в них чётко зафиксированы нравственные принципы и социально-этические нормы русского народа. Это простые заповеди – уважай старших; заботливо относись к детям, больным и беспомощным; почтительно относись к земле, хлебу, воде; бережно относись ко всему живому; служи «отчине»; будь трудолюбив, добр, честен, скромен, гостеприимен.

Традиционно эти нормы усваивались детьми в совместном проживании и совместной трудовой деятельности, но в настоящее время, в связи с изменением уклада жизни, приобщение к традиционной культуре исходит, в основном, из учреждений образования и культуры.

На базе СОШ № 195 педагогом-этнографом детского объединения «Этнография» более десяти лет реализуется модель взаимодействия общего и дополнительного образования через этнокультурное развитие учащихся. И школа и Дом детского творчества «Октябрьский» заинтересованы в подобном сотрудничестве, которое создаёт для обеих сторон дополнительные потенциальные возможности.

Потенциальные возможности школы № 195 при взаимодействии с учреждением дополнительного образования – это расширение образовательного пространства в процессе реализации ФГОС; апробация инновационных подходов в воспитании и духовно-нравственном развитии учащихся во внеурочной деятельности; компенсация недостатка собственных педагогических кадров в области этнокультуры; создание комплексного подхода к воспитанию и этнокультурному развитию учащихся; налаживание более тесного контакта с родителями через совместную этнокультурную деятельность.

Педагогу-этнографу Дома детского творчества «Октябрьский» такое сотрудничество дает возможности массового включения детей в этнокультурную деятельность; создания стабильных учебных групп; апробации инновационных процессов в соответствии с положениями ФГОС; совершенствования образовательной программы «Живая старина»; совершенствования педагогического мастерства; широкого привлечения родителей к этнокультурной деятельности.

В основе этнокультурного развития учащихся в объединении «Этнография» лежит идея формирования в детской среде носителей и продолжателей традиций русской народной культуры через формирование национального самосознания. Этому способствует системный подход.

Системность подхода в объединении «Этнография» к этнокультурному развитию учащихся общеобразовательной школы № 195 заключается в следующем:

- системное изучение всех сторон этнокультуры через интеграцию с учебными школьными программами;

- системность в организации процесса этнокультурного развития, осуществляемая педагогом-этнографом, учителями и администрацией школы;

- системность подхода к этновоспитанию и этноразвитию учащихся через вовлечение в процесс родителей и учителей, заинтересованных в этнопедагогическом воздействии на детей в профессионально-педагогической и семейной практике.

Участниками системы этнокультурного развития учащихся являются: организаторы процесса и несколько коллективов. Организаторы – это педагог, учителя-предметники и представители администрации учебных заведений, субъекты процесса – это коллективы учащихся, учителей и родителей. Включение в этнокультурную деятельность происходит комплексно, охватывая учебный и воспитательный процессы, сотрудничество с заинтересованными учителями, родителями.

Основные направления и формы организации этнокультурной деятельности:

  • учебный процесс: учебные занятия по освоению образовательной программы «Живая старина»; праздники фольклорно-этнографического абонемента (девять праздников народного календаря, по одному на каждый учебный месяц); музейно-экскурсионная работа (выездная или в рамках собственного мини-музея «Горница»); игровые программы; тематические встречи (лекционные циклы), беседы на морально-этические темы (знакомство с традиционным опытом проживания в социуме); творческая мастерская (обучение некоторым видам традиционных ремёсел); тематические круглые столы.
  • сотрудничество с заинтересованными учителями начальных классов и учителями-предметниками: рабочие встречи (оценка качества процесса); консультации (помощь в расширении и углублении знаний по народной культуре); выступление на заседаниях школьных методических объединений; лекции (разовые или цикловые в рамках родительского лектория); участие в школьных предметно-методических неделях.
  • работа с родителями: встречи-консультации по этнопедагогике и по применению в современной жизни традиционного культурного опыта (индивидуальные и групповые по предложению); лекционные циклы (по предложению); включение в совместную с детьми творческую этнокультурную деятельность во внеурочное время; возможное финансирование этнокультурных мероприятий.

Средствами для этнокультурного развития являются:

- авторский учебно-методический комплекс (авторская образовательная программа для младших школьников «Живая старина», авторские методические пособия по организации системы этнокультурного развития учащихся; аудио и мультимедиа пособия);

- мини-музей «Горница» (постоянные и периодические этноэкспозиции, предметы народного быта);

- тематика разделов школьных предметов, пересекающихся с этнографией (всего смежных тем для интегрированных уроков – 71);

- воспитательно-досуговые мероприятия этнокультурной направленности (праздники фольклорно-этнографического абонемента, выездные мероприятия).

В условиях работы на базе школы одного педагога-этнографа, мною подробно разработаны и реализуются два варианта включения в этнокультуру учащихся начальной школы, учащихся среднего и старшего звена. Это этнокультурное развитие в группах постоянного состава (младшие школьники, обучающиеся по авторской четырёхлетней образовательной программе «Живая старина» + интегрированные уроки по совместным с учителями планам) и этнокультурные занятия в группах переменного состава (тематические встречи, экскурсии в мини-музее «Горница»; интегрированные уроки по совместным с учителями планам (количество и темы варьируются); праздники фольклорно-этнографического абонемента (по выбору: от двух – в первый год обучения, до четырёх в четвёртый год обучения: «Осенины», «Покров», «Кузьминки», «Масленица», «Наум-грамотник», «Святки», «Сорок сороков»); игровые программы.

Включаясь в учебно-воспитательные мероприятия с этнокультурным содержанием, учащиеся усваивают традиции совместного проживания русского народа, присваивают социально-этические нормы и ценностные приоритеты, что подтверждается диагностическими материалами. При отборе содержания для мероприятий этнокультурной направленности учитывается воспитательный, обучающий и развивающий потенциал этноматериала.

Включение учащихся в систему этнокультурного развития во внеурочное время содействует формированию следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловой (осознание своей национальной принадлежности, своей роли и предназначения в жизни, понимание окружающего мира, формирование ценностных представлений),

- общекультурной (понимание места и значимости русской народной культуры в общечеловеческой культуре, присвоение традиций проживания в социуме, семейных традиций),

- учебно-познавательной (усвоение теоретических знаний и практических предметных и общеучебных умений и навыков, использование их в современной жизни),

- информационной компетенции (исследовательская деятельность),

- коммуникативной (навыки позитивного общения через совместную игровую, прикладную и учебную деятельность),

- компетенция личностного совершенствования (культура поведения, забота о собственном здоровье).

Таким образом, включение учащихся в различные виды этнокультурной деятельности и погружение их в особую развивающую этносреду в рамках объединения «Этнография» способствует формированию у детей национального самосознания, их духовно-нравственному и гражданскому становлению, социализации.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. 40 лет свои сердца мы отдаем детям
2. Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»
3. Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка
4. Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности
5. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития
6. Инновационные формы работы с одарёнными детьми
7. Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
8. Искусство слова или «заражение» чувствами
9. Электроника: мир моих увлечений!
10. Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов
11. Наша школа – площадка для творчества
12. Приносить пользу людям – делать себя светлее