Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Ольга Михайловна Мареева,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 153 Дзержинского района г. Новосибирска

Формирование учебной ИКТ-компетентности посредством применения метода проектов при обучении английскому языку в рамках внедрения ФГОС НОО. Из опыта работы

В настоящее время одним из важнейших элементов формирования УУД обучающихся на начальной ступени начального общего образования является формирование учебной ИКТ-компетенции. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе и при изучении английского языка. При формировании элементов ИКТ-компетентности следует целенаправленно работать над теми, которые непосредственно связаны с применением в активной учебной деятельности обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и тем уровнем возрастного развития, на котором находится обучающийся. Тогда формируется естественная мотивация и достигается цель обучения, повышается эффективность применения ИКТ при обучении английскому языку.

Программа формирования ИКТ-компетентности на ступени начального общего образования включает следующие этапы:

Знакомство со средствами ИКТ.

Запись, фиксация информации.

Создание текстов с помощью компьютера.

Создание графических сообщений.

Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся.

Создание структурированных сообщений.

Представление и обработка данных.

Поиск информации.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.

В ФГОС НОО прописан вклад предмета «Иностранный язык» в формирование ИКТ-компетентности: «Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением. Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

Сформировать вышеперечисленные элементы ИКТ-компетентности доступнее и эффективнее всего применяя метод проектов. По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, формировать необходимые элементы ИКТ-компетентности.

В настоящее время по ФГОС НОО в МБОУ СОШ № 153 г. Новосибирска преподавание по ФГОС НОО ведется во 2-х и 4-х классах. Любознательность, стремление найти дополнительную информацию характерно большинству учащихся, но чем раньше учитель начнет строить свою работу, учитывая наличие данных качеств учащихся, тем раньше будет достигнут положительный результат. Я работаю по учебникам М.З. Биболетовой, программа которых уже предусматривает выполнение проектов. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются.

Первые проекты обучающиеся выполняют уже во втором классе: «The ABC», «My favourite toy». Это начало – самый трудный момент формирования навыков проектной деятельности. Самое важное – это осознание детьми, что эту работу нужно выполнить самостоятельно, что это творческий процесс. Во втором классе я столкнулась с ситуацией, когда несколько успешных учащихся оказались не в состоянии самостоятельно придумать идею собственных работ. Они подходили не со своими мыслями, а спрашивали пошагово «Что делать дальше?». У них был страх: «Сделаю, а учителю не понравится», т. е. это учащиеся, которые привыкли работать по строгой инструкции. Такую ситуацию необходимо преодолевать вместе, подбадривая и отпуская их в свободную самостоятельную работу. Здесь важно реальное продвижение каждого ученика, вовремя поощрить и поддержать даже минимальные успехи. «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения» – Г. Лихтенберг.

Проекты с использованием компьютерных технологий появляются впервые в третьем классе. Так, например, по теме «Healthy food» совместно с обучающимися выбрали тему проекта «Menu. School breakfast». Были продемонстрированы разные возможные варианты презентаций и совместно разработаны критерии и структура предстоящих проектов. В результате 5 человек из 12 представили результат проектной деятельности в электронном виде, кто-то в Power Point, кто-то в формате Word. В четвертом классе, приступая к выполнению проекта, алгоритм работы уже полностью понятен обучающимся: идет осознанное планирование, поиск информации, корректировка, оформление и подготовка к презентации. Соблюдаются основные принципы дидактики: от простого к сложному, принципы повторяемости, наглядности, опора на зону ближайшего развития и т. п. Ученики раскрепощены, они не боятся говорить на иностранном языке. Проекты имеют четкую лингвистическую направленность. Некоторые учащиеся уже виртуозно владеют теми опциями, которые применяют в компьютерных программах, свободно подключают аудиосопровождение и пробуют работать с видеоматериалами. Впервые в 4 классе осуществляется общение по электронной почте. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Создаются условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он получает возможность выполнить весь комплекс УУД, входящих в ФГОС.

Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Использование метода проектов возможно в разноуровневых классах и группах. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Слабоуспевающие дети могут продемонстрировать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе. В 4 классе слабоуспевающие ученики придумали и составили интерактивные грамматические таблицы, которые теперь используются почти на каждом уроке. Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы, в значительной степени мотивируя других учащихся к саморазвитию.

Нужно отметить эффективность использования проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся в различных видах речевой деятельности. Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, особенно при организации его практического использования этот метод очень эффективен. Особенно актуальным является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Во время работы над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует ИКТ-компетентность обучаемых, создает условия достижения результатов обучения по ФГОС НОО.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – № 3.

2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990.

3. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. – http://eng.1september.ru/view_article.php?ID=200901909

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. 4-е издание, переработанное. – Москва: «Просвещение», 2012.

5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения). Стандарты второго поколения.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. минобрнауки.рф/документы/922. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт учителя как показатель его профессионального развития и достижений
2. Использование на уроках окружающего мира современных средств обучения
3. Формирование учебной ИКТ-компетентности посредством применения метода проектов при обучении английскому языку в рамках внедрения ФГОС НОО. Из опыта работы
4. ИКТ на уроках окружающего мира
5. Создание условий для развития личности ребенка в процессе работы над созданием фильма
6. ИКТ в деятельности современного педагога коррекционной школы
7. Использование кинематографии для понимания художественного текста на уроках литературы как средство эстетического и нравственного воспитания школьников с нарушениями слуха
8. Формирование экологической культуры обучающихся с проблемами слуха посредством информационных технологий
9. Медиаобразование в коррекционной школе