Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(3) Ирина Леонидовна Зимина,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
руководитель методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 84 Железнодорожного района
г. Новосибирска

ИКТ на уроках окружающего мира

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Иллюстрации, видеофрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие в прошлое, ярче представить образы. Слайд-шоу, созданное в программе Microsoft Power Point, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира, погрузиться в мир каждой природной зоны, природного сообщества.

Тема «Космос» в курсе окружающего мира начальной школы сложна, но необычайно интересна учащимся. Но у учителя возникает некоторое затруднение: как помочь юному Почемучке представить космические объекты, их взаимосвязь. Одних иллюстраций для этого недостаточно. Важно, чтобы ребёнок мог чётко представлять себе вращение планет, их движение, соотносил размеры и расстояния между ними. Современному учителю сделать это гораздо легче, чем его коллеге лет 10 назад, благодаря ИКТ-технологиям, которые позволяют смоделировать и показать те процессы и явления, которые мы могли раньше представлять лишь в своём воображении.

Предлагаю Вашему вниманию свой урок окружающего мира во втором классе по теме «Луна – естественный спутник Земли» с применением ИКТ.

Конспект урока

Цель: организация работы по усвоению детьми понятий, научных фактов в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать представление о Луне как холодном небесном теле, спутнике Земли, о её движении, размерах и расстоянии от Земли.
  • Воспитательные: формирование основ экологической культуры – важнейшего личностного результата; развитие доброжелательных отношений между учащимися, умения понимать себя и других.
  • Развивающие: продолжить развитие познавательных учебных действий: наблюдательности, умения моделировать предметы и явления окружающего мира, логического мышления, воображения и фантазии.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядные пособия: пластмассовые шарики на верёвочках, три мяча разного диаметра, теллурий (модель Солнце, Земля, Луна), презентация, м/ф «Луна» телеканала «Бибигон».

УМК: «Гармония» (Окружающий мир: учебник для 2-го кл. четырёхл. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2 / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXІ век, 2012; Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин – Смоленск: Ассоциация XXІ век, 2012.),

Решаемые на уроке проблемы:

  • Чем различаются Солнце и Луна?
  • Является ли Луна источником света и тепла?
  • Почему вид Луны меняется в течение месяца, а затем повторяется?

Предметные знания и умения: Луна – естественный  спутник Земли; умение наблюдать Луну,  представление о формах рельефа лунной поверхности.

Личностные и метапредметные УУД: Развивать интерес к наблюдению небесных тел, пространственное мышление; умение работать с учебным текстом, схемами, умение моделировать природные явления.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Деятельность учащихся. Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, излучает ли она свет и тепло; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца; проводят наблюдения за Луной (с родителями), обсуждают ответы на вопросы, выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию).

Основные понятия: Луна – спутник Земли, новолуние, полнолуние, фазы Луны, стареющая Луна, растущая Луна.

Форма взаимодействия: групповая.

 

Ход урока

Этап урока

Что делают

Учитель

Ученики

1. Организационный этап

– Сегодня на уроке мы продолжим наше космическое путешествие, в ходе которого каждого из вас ждут открытия, большие или маленькие.

 

2. Постановка темы урока, целеполагание.

- Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку:

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть.

Пусть все спят, ей не до  сна,

В небе светит нам…

 

- Как вы думаете, вы всё знаете про Луну?

 

- Какие цели урока поставим перед собой?

- А хотите ещё что-нибудь о ней узнать?

Учитель записывает вопросы учеников на доске.

 

- Предлагаю совершить путешествие  на Луну на межпланетном космическом корабле, в котором есть три отсека для 3-х экипажей. Но все космонавты перед полётом сдают экзамен на профессиональную пригодность, чтобы получить допуск к полёту. Вы готовы?

Отгадав загадку, определяют тему урока.

Отмечают на листе самооценки уровень своих знаний о Луне на начало урока.

ШКАЛА САМООЦЕНКИ  ЗНАНИЙ

 

ДО УРОКА              ПОСЛЕ УРОКА

Озвучивают, что бы им хотелось узнать про Луну.

 

(Слайд 2)

3. Получение новых знаний, осмысление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала происходит по плану исследования Луны (у детей в бортовых журналах есть план исследования).

 

- Ознакомьтесь с первым пунктом. (Почему Луну называют спутником Земли?)

- А как вы думаете, почему Луна неотрывно следует за Землёй, не улетая в открытый космос?

 

 

- Переходим к следующему вопросу. (Как движутся Земля и Луна?)

 

 

Следующий пункт плана «Почему космонавты могут находиться на Луне только в скафандрах?».

Выясняют, как выглядит поверхность Луны, почему там нет жизни.

 

Следующий пункт плана «Объясните, почему мы видим Луну, хотя она и не излучает собственного света».

Детям демонстрируется опыт с коробкой, камнем и фонариком.

- Прочитайте 5 пункт нашего исследования.(Всегда ли мы видим одинаковую Луну?

 

- Какие фазы Луны вы узнали?

Учитель рассказывает о лунном календаре

- Каков следующий пункт исследования? (Как определить в какой фазе сейчас Луна?)

- А теперь пришло время для капитанов нарисовать растущую Луну и стареющую.

- Теперь проверка на самый дружный экипаж.  Взаимопроверка (обмен тетрадями между группами)

Путём соединения листочков разного цвета с целью создания картинки, дети объединяются в группы. Затем распределяют роли (капитан,  вахтенный дежурный, штурман, первый помощник, второй помощник) и вспоминают правила работы в группе.

 

Знакомятся с планом работы.

Выясняют значение слова «спутник».

 

Проводят эксперимент: по одному члену команды раскручивают пластмассовый шарик на верёвочке. Делаем вывод:  Луна не падает на Землю благодаря тому, что она вращается вместе с Землёй. Но и не улетает из-за земного притяжения.

(Слайд 3)

Выполняют задание 2  в учебнике с.13, где нужно определить рисунок, на котором правильно изображено движение Земли и Луны вокруг Солнца.

 Затем одной из групп предлагается смоделировать ту же ситуацию при помощи мячей.

 Демонстрация теллурия.

 

(Слайд 4)  Просмотр видеофрагмента 1 (из м/ф «Луна»  телеканала «Бибигон»), отвечают на вопрос.

 

(Слайд 5, 6, 7)   Моделируют ситуацию падения метеорита на Луну (камень бросают в миску с песком – образование «кратера»)

 

Дети ищут ответ на вопрос учебника «Чем различаются Солнце и Луна». Делают вывод о том, что Луну мы  видим  благодаря Солнцу.

 

 

 

Работа с учебником с. 12 ищут ответ на вопрос: « Почему Луну называют многоликой?»

(Слайд 9)  Просматривают видеофрагмент  (Бибигон  2 часть)

Отвечают на вопрос, затем рисуют Луну в новолуние и в полнолуние (результаты вывешиваются на доску), взаимопроверка 

 

(Слайд 9)  Просматривают видеофрагмент  (Бибигон  3 часть)

В случае затруднений, помогают другие члены команды (ФРАГМЕНТ 12)

Выполните задание 9 на стр.5 в ТПО. Взаимопроверка  между группами

4. Подведение итогов урока. Оценивание. Рефлексия.

- Пока мы приземляемся, заполните отчёт о проделанной работе.

- Оцените свой вклад в общее дело. 

- А теперь в группе оцените вклад каждого члена экипажа.

-Давайте вспомним, какие цели ставили? Всех ли целей достигли?

- Как теперь оцениваете свои знания  о Луне?

- Оцените своё настроение на уроке.

Заполняют отчёт.

 Взаимопроверка (по одному эксперту от каждой группы при помощи правильного образца) (Слайд  11, 12)

 

Самооценивание (на звёздочках)

 

Взаимооценивание  (в таблице)

 

Возвращаемся к целям, записанным на доске

 

Лист самооценки знаний

 

5.Домашнее задание.

 

1) Понаблюдайте вид Луны в течение 4-х недель и заполните рисунок. Поставьте под рисунками даты наблюдений. (ТПО с 5, № 38)

2) Попробовать найти ответы на те вопросы, которые остались без ответа на сегодняшнем уроке.

3) Прочитать с.14-15 про то, как исследовали Луну.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 92)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт учителя как показатель его профессионального развития и достижений
2. Использование на уроках окружающего мира современных средств обучения
3. Формирование учебной ИКТ-компетентности посредством применения метода проектов при обучении английскому языку в рамках внедрения ФГОС НОО. Из опыта работы
4. ИКТ на уроках окружающего мира
5. Создание условий для развития личности ребенка в процессе работы над созданием фильма
6. ИКТ в деятельности современного педагога коррекционной школы
7. Использование кинематографии для понимания художественного текста на уроках литературы как средство эстетического и нравственного воспитания школьников с нарушениями слуха
8. Формирование экологической культуры обучающихся с проблемами слуха посредством информационных технологий
9. Медиаобразование в коррекционной школе