Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Светлана Сергеевна Сердцева,
учитель биологии
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Создание условий для развития личности ребенка в процессе работы над созданием фильма

Одна из жизненных целей человека – получить как можно больше знаний, освоить как можно больше информации. Изменение способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводит к увеличению объёма информации. Обращение к сути объектов, в частности, в период обучения имеет большое значение для учащихся, а для учащихся с нарушением слуха это является еще более сложной задачей.

Внеурочная деятельность призвана способствовать более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, что наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.

В этом году в нашу медиастудию пришли ребята, которые серьезно занимаются хоккеем с шайбой, ходят на тренировки, ездят на сборы и соревнования в разные города. Опыт по созданию фильмов у ребят есть. Мотивацией к съемке нового фильма для ребят стало желание рассказать о том, что хоккей значит в их жизни, возможное привлечение новых игроков в команду, так же ребята решили, что и родителям будет полезно узнать об этой стороне их жизни.

В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Ребенок с нарушением слуха обязательно должен принимать самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Это важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень актуальны для социализации глухих детей экскурсии и походы. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.

При работе над проектом по созданию фильма учащиеся с нарушениями слуха стараются решать возникающие проблемы в конкретных ситуациях.

На этапе рождения идеи фильма, написания сценария акцент делается на общекультурной компетенции, в которой выделяется интеллектуальные умения (анализ собираемой информации для фильма, ее сравнение, классификация и систематизация собранных фактов). Огромное значение для детей играет умение поиска соответствующей и нужной информации для фильма, ее переработки, использования, а также наблюдение за главными героями фильма, их окружением. Распределение обязанностей и ролей для достижения цели – все это требуется для создания фильма. В процессе работы над фильмом у ребят раскрываются различные способности (нравственные, организаторские, творческие и др.), что играет немаловажную роль в духовном развитии ребят.

Сам процесс съемок фильма, способы обмена информацией для получения нужного результата, выделение главного при съемке отдельных сцен, сюжетов и перебивок, анализ воспринятой информации, умение задавать вопросы, уточнять детали, критическое отношение к имеющейся информации, совместная деятельность участников коммуникации все это в процессе съемки позволяет развивать коммуникативную компетенцию.

В результате обработки и видеомонтажа отснятого материала большое значение имеют знания о способах хранения информации, умение работать с учебной и информационно-познавательной литературой, умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, ее анализировать и отбирать необходимую, уметь ее перерабатывать и предъявлять окружающим – все это относится к развитию информационной компетенции.

Для детей с нарушением слуха одной из проблем является личностное самоопределение. Умение делать выбор, прогнозировать последствия для себя и для других, признавать и исправлять ошибки, самонаблюдение, самооценка. Все это они пытаются решать в процессе взаимодействия с различными людьми при организации и в процессе съемок фильма. Работая над созданием фильма, обогащается опыт коллективного взаимодействия ребят, что даёт большой воспитательный эффект.

Одна из задач коррекционной школы — помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Ребята узнают и пробуют себя в роли операторов, фотографов, режиссеров, выполняя эти социальные функции, ребята оценивают свои возможности, узнают о профессиях, связанных с создание видеофильмов.

В процессе создания фильма идет формирование таких качеств ребенка, как инициативность, инновационность, мобильность и гибкость. Освоение учащимися способности действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых нельзя выработать соответствующие средства решения заранее. Их необходимо находить в процессе разрешения подобных ситуаций.

Вся деятельность ребят, связанная с созданием фильма, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитию интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Таким образом, работая над созданием фильма, создаются условия для развития личности ребенка, чтобы процесс его социализации происходил наиболее успешно. Практика получения опыта социально-полезной деятельности в школьном возрасте существенно помогает в этом.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт учителя как показатель его профессионального развития и достижений
2. Использование на уроках окружающего мира современных средств обучения
3. Формирование учебной ИКТ-компетентности посредством применения метода проектов при обучении английскому языку в рамках внедрения ФГОС НОО. Из опыта работы
4. ИКТ на уроках окружающего мира
5. Создание условий для развития личности ребенка в процессе работы над созданием фильма
6. ИКТ в деятельности современного педагога коррекционной школы
7. Использование кинематографии для понимания художественного текста на уроках литературы как средство эстетического и нравственного воспитания школьников с нарушениями слуха
8. Формирование экологической культуры обучающихся с проблемами слуха посредством информационных технологий
9. Медиаобразование в коррекционной школе