Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Ольга Евгеньевна Зуева,
соискатель кафедры ПиП ФНК НГПУ,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Использование кинематографии для понимания художественного текста на уроках литературы как средство эстетического и нравственного воспитания школьников с нарушениями слуха

Проблемы, возникающие в процессе обучения глухих и слабослышащих, связаны со снижением развития слухоречевой функции учащихся. В современном мире, когда потоки информации сменяют друг друга с космической скоростью, у обучающихся не хватает времени на вдумчивое и внимательное прочтение художественного произведения. Неслышащие ученики не являются исключением. Телевизионные программы с сурдопереводом, Интернет служат для них основными источниками информации о событиях, происходящих в мире, о жизни представителей различных социальных групп и культурных слоев.

К сожалению, читают глухие старшеклассники мало. Это подтверждают исследования, а также результаты анкетирования, которые проводились мной в классах глухих и слабослышащих учащихся. Книга не вызывает у них отрицательной реакции, но читают книги 10-20% обучающихся в классе. В работах отечественных сурдопедагогов М.И. Никитиной, Л.Г. Синицыной, Н.В. Киселева, Б.И. Финк отмечается, что недостаточно высокий уровень общего развития затрудняет глухим учащимся понимание художественной литературы.

Мною установлено, что у глухих школьников прослеживаются трудности при понимании и чтении программных произведений по литературе. Низкий уровень развития сознательного чтения преобладает над средним уровнем, что препятствует пониманию детьми смысла воспринимаемого текста.

Специальная психология и коррекционная педагогика на современном этапе находятся в поиске эффективных средств коррекции и все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. При активном применении кино на уроке у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания. Коррекционные возможности искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребенку с проблемами в развитии проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

Цель моей внеклассной работы – повысить уровень восприятия обучающимися с проблемами слуха художественных  текстов с помощью кино. Задача – введения методически и теоретически обоснованного кинообразования в учебно-воспитательном процессе как средства интеграции опыта общения школьников с традиционными видами искусства, как способа освоения эстетической информации, поступающей к школьнику по многоканальной системе аудиовизуальной коммуникации.

Формы занятий предполагают и посещение музея изобразительных искусств, коллективный или самостоятельный просмотр фильма, знакомство с текстами художественных произведений, работа с компьютером, создание различных творческих самостоятельных работ, редактирование, подготовка связного высказывания по теме урока, выразительное чтение художественного произведения (или фрагмента).

Опыт показал, что лучше всего смотреть фильм после изучения произведения, когда работа над текстом помогла сформировать определённые представления о герое и его характере. На занятиях ставится задача: «сопоставить героя романа с героем экранизации».

В итоге после работы над фильмами наблюдается повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи в области литературы (ответы на вопросы, анализ произведения, фильма), стабильные показатели качества знаний обучающихся за последние три года (уровень самостоятельности на предметах языкового цикла вырос от 14 % до 22%; в 2012/13 учебном году на 10% повысился уровень качественной успеваемости по литературе и на 8% по русскому языку в выпускных и предвыпускных классах).

В целом, у детей произошли позитивные изменения в мотивации к чтению. В планах школы создание проекта «Интернет-журналистика для детей с нарушениями слуха». Журналистика представляет собой тот вид деятельности, который предполагает как наличие вовлеченности человека в жизнь общества, так и знаний о социальных явлениях, навыков, необходимых для сбора информации и создания журналистского материала. Для реализации и продвижения проекта «Интернет-журналистика» потребуется применение новых методов обучения, при использовании которых должны быть учтены психологические и физиологические особенности ребенка-инвалида и одновременно решены медиаобразовательные задачи. При этом главная цель проекта – помочь ребенку адаптироваться в социуме, сократить существующую изоляцию и приобщить его к продуктивной и творческой деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт учителя как показатель его профессионального развития и достижений
2. Использование на уроках окружающего мира современных средств обучения
3. Формирование учебной ИКТ-компетентности посредством применения метода проектов при обучении английскому языку в рамках внедрения ФГОС НОО. Из опыта работы
4. ИКТ на уроках окружающего мира
5. Создание условий для развития личности ребенка в процессе работы над созданием фильма
6. ИКТ в деятельности современного педагога коррекционной школы
7. Использование кинематографии для понимания художественного текста на уроках литературы как средство эстетического и нравственного воспитания школьников с нарушениями слуха
8. Формирование экологической культуры обучающихся с проблемами слуха посредством информационных технологий
9. Медиаобразование в коррекционной школе