Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(3) Галина Николаевна Колокольцова,

учитель начальных классов
первой квалификационной категории
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I-II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска


Елена Алексеевна Мартенс,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, руководитель МО учителей начальных классов

Формирование экологической культуры обучающихся с проблемами слуха посредством информационных технологий

Школа, в которой мы работаем – коррекционная (для детей с проблемами слуха). Основной нашей целью является развитие коммуникативных навыков обучающихся и их социализация. Один из путей достижения данной цели – экологическое воспитание, которое так же способствует всестороннему развитию ребенка: прививает любовь к Родине и ее истории, любовь к природе, формирует экологическую культуру и дает установку на здоровый образ жизни.

Воспитание – один из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой важно начинать с самого раннего детства. Ведь именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Таким образом, тема нашего проекта «Экологическое воспитание как фактор всестороннего развития ребенка с нарушением слуха в контексте требований ФГОС» является актуальной. Реализация проекта позволила нам определить новые направления в работе над развитием ребёнка с нарушением слуха. Были применены инновационные методы, формы, средства воспитательного взаимодействия. На всех этапах работы по реализации проекта использовались информационные технологии. Тщательно продумывались цель, место и способы их применения. Учебные кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет, интерактивной доской, звукоусиливающей аппаратурой, позволили в полной мере реализовать задуманное.

Наглядное сопровождение (видеосюжеты, виртуальные экскурсии, презентации, фотографии, иллюстрации, графические схемы) способствовало качественному усвоению полученной информации учащимися, а также расширению их кругозора. Самые яркие впечатления оставили виртуальные экскурсии: «Зимний лес», «В краеведческий музей», «В зоопарк», «Тропинки, тайны, голоса» и т.д. Они позволили в реальном времени находиться в конкретном месте, при этом у обучающихся была возможность самостоятельно проводить наблюдения и собирать информацию. Реализуя коррекционную направленность школы, для развития слухового восприятия активно использовалось и звуковое сопровождение всех мероприятий (голоса птиц и животных, звуки живой и неживой природы). Чёткая и последовательная работа, направленная на экологическое воспитание с регулярным использованием ИКТ, побудила обучающихся на создание индивидуальных ученических проектов. Самые яркие и интересные работы были представлены на конференции «Моё первое исследование» в рамках Городского экологического проекта «Седьмой лепесток».

Итоги реализации проекта показали, что школьники достигают более высоких результатов в изучении «Окружающего мира», раскрываются их творческие способности, возрастает внутренняя самооценка ребенка, формируются навыки самостоятельной и групповой форм работы и развиваются коммуникативные навыки учащихся с нарушением слуха. Это подтверждается результатами анкетирования школьного педагога – психолога, данными внутришкольного контроля, отзывами родителей.

Наш опыт работы будет интересен, не только педагогам специальных (коррекционных) образовательных организаций, но и педагогам других общеобразовательных организаций, практикующих инклюзивное образование. Это существенно облегчит им работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт учителя как показатель его профессионального развития и достижений
2. Использование на уроках окружающего мира современных средств обучения
3. Формирование учебной ИКТ-компетентности посредством применения метода проектов при обучении английскому языку в рамках внедрения ФГОС НОО. Из опыта работы
4. ИКТ на уроках окружающего мира
5. Создание условий для развития личности ребенка в процессе работы над созданием фильма
6. ИКТ в деятельности современного педагога коррекционной школы
7. Использование кинематографии для понимания художественного текста на уроках литературы как средство эстетического и нравственного воспитания школьников с нарушениями слуха
8. Формирование экологической культуры обучающихся с проблемами слуха посредством информационных технологий
9. Медиаобразование в коррекционной школе