Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(3) Светлана Геннадьевна Сизова,
учитель начальных классов
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Медиаобразование в коррекционной школе

Одним из важных требований к современному образованию является развитие единой образовательной информационной среды, совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

С целью создание условий для повышения качества образования на основе интегрирования медиаобразования в учебно-воспитательный процесс мы начали разработку тематических медиапрограмм, которые органично используются на уроках социально-бытовой ориентации (СБО) в школе для обучающихся с недостатками слуха.

На данном этапе задачами проекта стало:

  • адаптация школьников к современной социокультурной среде;
  • обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ;
  • развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
  • включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений.

Нами разрабатываются методические рекомендации для педагогов, начавших применять медиапрограммы в работе с детьми с ОВЗ; разрабатывается методический комплекс, в который входит дидактический материал и подборка видеоматериалов (мультфильмы, документальные фильмы, фрагменты художественных кинолент).

Особенно востребованным и эффективным оказалось использование медиаматериалов на уроках СБО и на внеклассных занятиях при изучении тем «Познай себя» и «Нравственная культура». Обсуждая документальные видеофильмы о людях-инвалидах, преодолевающих удары судьбы, у обучающихся происходит становление и развитие познавательного отношения к себе, а также к слышащим сверстникам и взрослым. Источником для обучения сопереживанию, умению осмысливать события своей жизни, осознанно выбирать разные формы поведения стали живые диалоги-обсуждения просмотренных мульт- и видеофрагментов.

Особое внимание уделяется формированию медиаграмотности учащихся с проблемами слуха, которые должны стать активными и зрелыми потребителями информационного общества. На занятиях ребята знакомятся с жанрами, структурой медиапроизведений, определяют источники информации, на основе которых создан данный медиапродукт.

Использование медиаматериалов обогащает и уточняет представления наших учащихся, снимает искажения при восприятии. Особенно это важно при работе с абстрактными, отвлечёнными понятиями, которые в достаточном количестве присутствуют в темах СБО и которые из-за речевого недоразвития осмысляются детьми недостаточно. По наблюдениям, на таких занятиях у обучающихся значительно повышается уровень мотивации к обсуждению предложенной ситуации, к использованию речевых высказываний. Пытаясь донести своё мнение, ребята оказываются в ситуации необходимости строить всё более сложные речевые конструкции, активизировать свой словарный запас.

Медиаобразование, интегрированное в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин. Личные интересы школьников в этой образовательной области совпадают с общественными потребностями демократического общества.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт учителя как показатель его профессионального развития и достижений
2. Использование на уроках окружающего мира современных средств обучения
3. Формирование учебной ИКТ-компетентности посредством применения метода проектов при обучении английскому языку в рамках внедрения ФГОС НОО. Из опыта работы
4. ИКТ на уроках окружающего мира
5. Создание условий для развития личности ребенка в процессе работы над созданием фильма
6. ИКТ в деятельности современного педагога коррекционной школы
7. Использование кинематографии для понимания художественного текста на уроках литературы как средство эстетического и нравственного воспитания школьников с нарушениями слуха
8. Формирование экологической культуры обучающихся с проблемами слуха посредством информационных технологий
9. Медиаобразование в коррекционной школе