Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

К вопросу о воспитании гражданской позиции ученика современной школы

Оглядываясь назад, на прошедший XX век, осознаёшь, сколько принес он нашей стране великих бедствий: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний.

Для преодоления отрицательных последствий державного патриотизма, царившего в советский период, необходимо национальное самосознание, основанное на принятии многообразия мира, необходимости диалога культур. Ситуация, сложившаяся в России за последние десятилетия, необычна. Старое общество с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях становления новой идеологии.  Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? В. А. Сухомлинский писал: «Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горечах своего родного дома». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.

Воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:

1) необходимо резко различать национальное и националистическое, изучать историю различных народов России;

2) воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал;

3) необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий «Отечество» и «Государство» (как показывают ученические работы), не могут способствовать формированию подлинного патриота страны.

О роли гражданского образования в системе патриотического воспитания бы хотелось остановиться подробнее. Как уже отмечалось, после краха старой партийно-государственной идеологии наблюдалась некоторая растерянность у педагогов, особенно гуманитарного цикла. Со временем стало ясно, что все-таки необходима система позиций, принципов, целей, которая должна объединять общество. Такой объединяющей системой может стать гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отставать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Гражданственность – это единство правовой, политической и нравственной культуры.

Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории. Еще Н. М. Карамзин утверждал: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Здесь речь идёт о гражданской культуре. Поскольку гражданская культура представляет собой синтез сознания и поведения, кульминационным моментом её развития является воплощение в жизнь общечеловеческих принципов справедливости, гуманности, терпимости, свободы и достоинства человека.

Анализ современных подходов к структуре нравственно-правовой культуры, позволяет выделить следующие компоненты гражданской культуры:

  • Знания. Включает знания учащихся в области прав и нравственных норм, а также знание законов и своих обязанностей.
  • Ценностно-ориентационный компонент. Включает в себя ценностные установки и регуляцию своего поведения в соответствии со своими правами и законами в жизни общества и руководство такими ценностями демократического общества как достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода.
  • Критическое мышление. Учащиеся использует соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, оценки и синтеза данных, делают информированные выводы, основываясь на данных.
  • Коммуникативная культура. Умение представлять свои идеи в такой манере, которая говорит о том, что учащийся обладает глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически.
  • Социальные умения и навыки. Учащийся знает и выполняет все свои права и обязанности. Проявляет инициативу и лидерские качества в защите прав окружающих его людей. Участвует в общественной жизни школы, школьном самоуправлении и самоуправлении по месту жительства.

Большие возможности для гражданского образования школьника содержатся в специальном школьном курсе «Граждановедение», который решает те задачи гражданского образования, которые не могут решить литература, география, история. Этот курс содержит сведения о государстве, законах, правах и обязанностях человека, о его культуре, о гражданских добродетелях.

Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определении национальных приоритетов возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека.

Библиографический список

1. Вяземский Е.Е. и др. Историческое образование в современной России. – М., 1997.

2. Гурова Р.Г. Современная молодёжь: социальные ценности и нравственные ориентиры \\  Педагогика. -  2004, № 10.

3. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество \\ Педагогика. – 2005,  № 5.

4. Никитин А.Ф. О гражданском образовании. // Преподавание истории в школе. – 1995, № 1.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. К вопросу о воспитании гражданской позиции ученика современной школы
2. Из записок кинорежиссера
3. Образ ученика. Разговор не для всех