Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Татьяна Александровна Ромм,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ИИГСО ФГБОУ ВПО НГПУ

Социальное воспитание в детском оздоровительном лагере

Детский оздоровительный лагерь как воспитательная организация. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) как специально создаваемая воспитательная организация представляет элемент системы общественного воспитания, действующий на основе Федерального законодательства, является потенциальным гарантом прав подростков, закрепленных Конвенцией ООН о правах ребенка. Основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти по организации оздоровительной кампании 2012 года определены перечнем поручений Президента Российской Федерации и от 24.11.2010 № Пр-3418, а также от 23.12.2010 года № Пр-3750, во исполнение которых Правительством Российской Федерации утвержден Комплекс мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков.

Появление первых детских оздоровительных лагерей во второй половине XIX века стало фактом необходимой организованной деятельности в отношении свободного времени детей и подростков в формирующемся индустриальном обществе, а также – для укрепления здоровья и повышения физической выносливости городских детей, которых вывозили в сельскую местность.

Детские оздоровительные лагеря в историческом развитии демонстрировали ориентацию на потребности общества и человека в конкретно-исторических условиях. Стремление подростков к группированию и общению со сверстниками, усиливающееся массовым скоплением представителей этой возрастной группы в стремительно развивающихся городах (Чикаго, Бонн, Санкт-Петербург и пр.), обозначило проблему неуправляемой подростковой активности. Для снижения негативного воздействия улицы, компенсации недостатков семейного воспитания предпринимаются специальные меры по организации специальных воспитательных учреждений. В России создаются площадки, клубы, полуколонии и колонии для выезжающих за город, «лесные школы» для ослабленных детей, а также – детские клубы.

А. А. Данилков и Н. С. Данилкова отмечают, что к концу XIX века лагеря стали проводиться различными организациями, фондами, молодежными движениями, частными лицами[1]. Особую роль в становлении ДОЛ как воспитательной организации сыграло развитие скаутского движения. Первые специальные программы, организованные национальной молодежной организацией скаутов «Костер на привале», «Герл-скауты» и др., показали эффективность организованной жизнедеятельности в условиях лагеря. В нее все более широко вносится не только образовательная составляющая (изучение ремесел, дополнительных знаний), сколько – освоение разнообразных видов деятельности (художественное творчество, спорт, игра), в том числе – приобретение и развитие навыков социальной коммуникации, социального взаимодействия. Аналогичные процессы шли на европейском континенте: палаточные лагеря скаутов в Англии, Франции, летние колонии С. Т. Шацкого (Щелоковская колония, трудовая колония «Бодрая жизнь») в России.

Особый импульс развитию детского отдыха в форме детских оздоровительных лагерей в России придала социальная направленность социальной политики после Октябрьской революции 1917 г. В целях борьбы с беспризорностью, создаются «соцвосы» – отделы по социальному воспитанию при исполкомах, которые были призваны создавать разнообразные формы организованного времяпрепровождения детей. В том числе – палаточные летние лагеря в сельской местности. В задачи летних кампаний входило не только оздоровление детей, они также решали задачи приобщения к ценностям нового коммунистического общества, помощи деревне, социального самообеспечения (зарабатывание продуктов питания). По решению Народного комиссариата здравоохранения в 1922 г. был создан санаторно-оздоровительный комплекс «Артек».

После создания в 1922 г. Всесоюзной пионерской организации детские оздоровительные лагеря на территории нашей страны вплоть до 1991 г. получили название пионерских, деятельность которых регламентировалась «Положением о загородном пионерском лагере» (1924 г.). Пионерский лагерь был одной из форм существования детской общественной организации вне школы, сохранял все атрибуты пионерской организации. Так формировалось представление о воспитательном потенциале детского оздоровительного лагеря, который входил в систему государственного воспитания, которая характеризовалась единством пространства финансов, кадров, содержания. С другой стороны, это вело к бюрократизации, сверхмассовости, обезличивающих жизнедеятельность лагеря. В этих условиях новаторскими и уникальными стали отдельные проекты в сфере летнего отдыха, которые сформировали основу для понимания детского оздоровительного лагеря как социально-воспитательного феномена: летние колонии по версии А. С. Макаренко, опыт детских оздоровительных лагерей всесоюзного («Артек») и всероссийского («Орленок», «Океан») значения, педагогические концепции отдыха и занятости детей С. А. Шмакова, И. П. Иванова, О. С. Газмана, психолого-педагогическое обоснование деятельности временных детских коллективов А. Н. Лутошкина, А. Г. Кирпичника и многое другое.

С начала 1990-х гг. начался новый этап в развитии детских оздоровительных лагерей, который совпал со временем консолидации различных представителей Российского лагерного движения (возникновение профессиональных ассоциаций «Взрослые – детям», «Дети Плюс», «Содействие детскому отдыху», «Русский Союз скаутов», Ассоциация палаточных лагерей России, «Интернет-ассоциация лагерей отдыха» и др.).

Социально-воспитательный потенциал ДОЛ связан с тем, что сфера досуга в современных условиях начинает рассматриваться не только как организованное времяпровождение, сколько как условия, обеспечивающие разносторонние социальные устремления человека. Эта идея нашла свое развитие в распространении идей педагогической анимации (И. И. Шульга) [2]. Педагогическая анимация представляет собой модель организации социально-одобряемого досуга детей, подростков и юношества, включая возможности средств массовой информации, культуры, спорта, общественных организаций, бизнеса и пр., которая отвечает интересам общества и человека в реализации его социальной активности, способности к преобразованию себя и окружающей действительности.

Условия экономического, географического, социально-политического развития страны, общества, государства – макрофакторов социализации – оказывают влияние на формирование типов, содержания деятельности ДОЛ.

Все большее значение для развития ДОЛ как социального института приобретают СМИ. Так, формированию профессионального пространства детского отдыха способствуют профессионально направленные журналы: «Детский оздоровительный лагерь. Журнал для профессионалов сферы отдыха и оздоровления детей» (http://www.moo-sdo.ru/vesti/), «САМР. Журнал о детском отдыхе и туризме» (http://camp-magazine.livejournal.com/), «Он-лайн журнал WorldClass» (http://worldclass-vl.livejournal.com/9057.html) и др. В 2003 г. была создана «Интернет-ассоциация лагерей отдыха» (www.camps.ru). Интернет начинает выступать:

– способом консолидации специалистов детских лагерей (специализированные вожатские сайты (www.vozhatiy.ru, www.vozhatik.ru, www.planerochka.org); интернет-издания (www.camp.ru);

– средством просвещения среди детей и родителей (выбор лагеря, стратегии поведения в различных ситуациях);

– формой методической помощи (размещение игр, сценариев и пр.);

– способом трудоустройства взрослых и т.д.

Этнокультурные, региональные особенности, тип поселения (село, город), влияют, скорее на характер взаимодействий, который складывается ДОЛ с иными воспитательными, общественными организациями в мезо-пространстве социализации. Современное законодательство РФ предусматривает федеральный, региональный и муниципальный уровни организации отдыха и оздоровления детей: в более чем 40 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы в сфере защиты прав и законных интересов детей. Принимаются региональные целевые программы, координаторами которых становятся межведомственные комиссии, в которые входят представители всех заинтересованных подразделений и ведомств регионов.

ДОЛ выступают как м и к р о ф а к т о р  социализации, выступая в качестве воспитательной организации, которая решает комплекс задач, связанных с насущными проблемами жизни ребенка: жизненное самоопределение, выбор направлений будущего образования, нахождение нравственных ориентиров и приоритетных ценностей, избавления от комплекса неуверенностей и страхов. Именно в лагере ребенок очень часто получает позитивный опыт взаимодействия с другими людьми, который приобретается в совместной коллективной деятельности.

Особенности ДОЛ как в о с п и т а т е л ь н о й  организации могут быть выделены следующим образом.

1. Вхождение воспитанника в организацию носит добровольный характер с принципиальным разнообразием мотивов: престижность, личная увлеченность, общение, стремление к развитию социальных или профессиональных компетенций (аналогичное многообразие свойственно и вожатым – участникам ДОЛ). Б.В. Куприянов выделяет явление ценностного резонанса, когда приезд детей на смену обусловлен случившейся в пространстве-времени конкретного лагеря реализацией потребностей, что ведет к стремлению приехать снова именно в этот ДОЛ.

2. Функции ДОЛ как воспитательной организации в национальной системе социального воспитания связаны с традициями лагерного движения, усложнением процессов социализации и недостаточностью традиционных институтов (семьи и школы) в решении задач социального самоутверждения и самореализации. Для воспитательной организации детского оздоровительного лагеря важнейшей функцией является автономизация подрастающих поколений от взрослых.

3. Взаимоотношения ДОЛ с другими воспитательными организациями могут складываться по-разному:

предоставление пространства воспитательной организации (школы, клуба) при организации лагерей дневного пребывания;

привлечение кадров системы дополнительного образования и студентов для реализации программ летнего отдыха (организация кружков и секций);

разработка специальных профильных смен с другими общественными организациями (детские общественные организации и объединения, авторские коллективы);

предоставление возможностей ДОЛ для реализации задач социального воспитания другими воспитательным организациям.

С ДОЛ взаимодействуют различные субъекты общественной и государственной жизни: органы государственной власти, родители, образовательные центры, определяющие социальный заказ; предприятия, базы, вузы, выступающие партнерами в решении задач отдыха и оздоровления.

4. Особенности жизнедеятельности ДОЛ, складывающиеся в особом пространстве-времени данной воспитательной организации, связаны с такими характеристиками как: открытость лагеря как социальной среды, цикличность (ДОЛ как воспитательная организация существует только в период смен), временность (коллектив каждой смены различен), относительная нерегламентированность (отсутствие стандартов содержания деятельности ДОЛ, свобода в выборе направленности и пр.), всеобщность (круглосуточность пребывания в ДОЛ).

5. Специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, в ДОЛ тесно связана с характером взаимоотношений, складывающихся в ДОЛ. Формирование особой «команды лагеря» – сообщества детей и взрослых в лагере как группового субъекта взаимодействия – способствует кристаллизации личностных жизненных смыслов жизнедеятельности ребенка.

6. Специфика ДОЛ как воспитательной организации становится основой для развития институционального механизма социализации, способствуя накоплению знаний и опыта поведения в условиях автономизации детей от взрослого (традиционного семейно-школьного) мира, с одной стороны, с другой – приобщению к коллективному образу жизни. ДОЛ, существуя в ограниченных границах смены, формирует специфический стиль сообщества самого лагеря. Со­циальная база участников ДОЛ создает условия формирования собственной субкультуры, позволяющей членам детских лагерей осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они». С другой стороны, оформленность субкультуры ДОЛ, выраженность ее отдельных признаков (к примеру, моды, специфического языка, фольклора) становится основой для формирования имиджа всего лагерного движения и ДОЛ его составляющих. Благодаря этому складывается стилизованный механизм социализации.

Очевидно, что ДОЛ является чрезвычайно эффективной площадкой для решения естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач социализации ребенка, связанных и с адаптацией и с обособлением личности. Прежде всего, ДОЛ представляет пространство, которое постоянно актуализирует адаптивность человека. Необходимость перманентной адаптации обусловлена спецификой ДОЛ как воспитательной организации (кратковременность взаимодействий, интенсивность отношений, разнообразие видов деятельности, подвижность межличностных контактов, заданность законов и традиций). Отсутствие поддержки родителей и друзей, разрушение привычных ценностей, введение новых ориентиров, – все это усложняет проблему выбора, и приспособления к новым неизвестным переменным. Социальное воспитание в ДОЛ должно обеспечить достижение адаптации, в этом заключается нормирующая составляющая содержания всех социально-воспитательных задач.

С другой стороны, находясь в ДОЛ, ребенок остается со своим индивидуализированным опытом, который может быть значительно расширен, обогащен за счет проживания в новой среде: социальной, коллективной, пространственной и пр. ДОЛ становится средой, которая становится средством индивидуализации социального становления подростка, способствуя процессам обособления на ценностном, эмоциональном и поведенческом уровнях на основе включенности личности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.

 

Содержание социального воспитания в детском оздоровительном лагере

В процессе социального воспитания у человека должны быть сформированы социально значимые качества, необходимые ему для успешной социализации. Социализированность ребенка в ДОЛ может быть конкретизирована следующими показателями приспособления и обособления человека в среде:

На психологическом уровне:

умение приспосабливать имеющиеся и вырабатывать новые взгляды к новой ситуации жизнеобеспечения (режим, саморегуляция и пр.);

умение самостоятельно принимать свое решение по выбору актуальных бытовых вопросов;

способность сформировать интерес к предлагаемым в ДОЛ видам деятельности;

ответственное отношение к себе (ценностям семьи, личным предпочтениям, привычкам).

На коммуникативном уровне:

умение сотрудничать в микрогруппе, коллективе отряда, всего лагеря;

умение контролировать эмоциональные реакции в общении со сверстниками обоего пола и взрослыми;

позитивный характер отношений с младшими и старшими в ДОЛ;

умение разрешать и предупреждать конфликтные ситуации.

На социальном уровне:

знание своих прав и обязанностей как члена ДОЛ и возможностей лагеря как организации, обеспечивающей эти права;

толерантность к представителям иных этнических, социальных, религиозных культур;

умение идти на компромиссы;

умение отстаивать свою точку зрения в вопросах обеспечения личной безопасности;

умение брать на себя инициативу и самостоятельность;

прагматичность в решении бытовых вопросов.

На инструментальном уровне:

умение поддерживать свойственное возрасту физическое, санитарно-гигиеническое состояние в предлагаемых условиях;

умение оказать первую помощь себе и окружающим;

умение принимать решения на основе здравых суждений,

знание об источниках и умение искать в них необходимую информацию;

наличие представлений о семье;

умение продуктивно выполнять какую-либо работу.

Совокупность этих показателей может свидетельствовать об эффективности программы воспитательной организации ДОЛ.

ДОЛ создают условия для такого формирования, главным образом, через организацию освоения индивидуального социального опыта ребенком.

Освоение  и н д и в и д у а л ь н о г о  о п ы т а осуществляется в ДОЛ прежде всего через организацию быта и жизнедеятельности коллектива.

С одной стороны для быта ДОЛ характерна жесткая нормированность жизни (ограничения режима, территории, питания и пр.). с другой – повседневность жизни в ДОЛ позволяет признать воспитательную значимость, во первых, всего обыденного, происходящего с ребенком и взрослым в лагере в том виде, как оно есть. Во-вторых, это касается значимости имеющегося опыта и отношений, с которыми ребенок приезжает в ДОЛ. В связи с этим на первый план выдвигается задача установления коммуникации с реальным миром через его восприятие, познание, преобразование.

Быт ДОЛ представляет специфический уклад повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников лагеря в течение смены. На это влияют, в первую очередь архитектурно-планировочные особенности лагеря (близость к природной среде, благоустроенность, техническая оснащенность, инфраструктура помещений для бытовых, досуговых, образовательных, спортивных и других занятий). Учитывая круглосуточное нахождение ребенка в ДОЛ, субъективную значимость приобретают характеристики, обеспечивающие комфортность решения естественно-культурных задач социализации (самообслуживание, гигиена), а также – способствующие возможности обособления, уединения.

Важную нормирующую и объединяющую функцию играет режим ДОЛ. Целесообразность режима в ДОЛ связана с обеспечением безопасности, охраной здоровья ребенка в лагере, что закреплено в традиционных законах жизни в лагере: «закон времени» («ноль-ноль»), «закон территории», «закон моря». Это придает внешнюю оформленность жизнедеятельности (темпоритм) конкретного лагеря; способствует эффективному решению функциональных задач. Система самообслуживания в ДОЛ стимулирует развитие самостоятельности, ответственности ребенка в ситуации его автономизации от родителей.

Особую роль в решении задач социального воспитания в ДОЛ приобретает такой элемент уклада ДОЛ как символическая культура, которая находит свое выражение в прямых и косвенных формах: девизы, лозунги, заповеди, кодексы, летописи, символы, ритуалы, церемонии, программные документы, форма. Символы воспитательной организации имеют условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности организации, используемые в практической деятельности.

Опираясь на типологию символов (С. А. Шмаков), выделяют следующие группы:

· визуальные символы: эмблемы и значки; тайные знаки; аппликации (орнаменты, изображения, нашивки и т.д.); экслибрисы на атрибутах организации; знаки различия по субординации самоуправления; головные уборы, форма;

· визуально-кинетические символы: жесты приветствия, прощания; символические жесты (салют, ритуал, отдание чести и др.); жесты общности на массовых мероприятиях («круг», ритуал завершения дня, дела);

· словесно-звуковые символы: девизы, речевки, название, прозвища, музыкальные темы, сигналы, песни (гимн);

· предметные символы: знаки различия, памятные знаки, знаки поощрения (наградные ленты, значки, вымпелы, кубки, медали); знаки присвоения разрядов, классности; талисманы (предметы, приносящие удачу, демонстрирующие посвящение в общность и пр.). Добавляют еще одну группу символов – действенные, к которым относят ритуалы, обряды (С.Н. Смирнов).

В жизнедеятельности лагеря символы представляют, прежде всего, элемент институциональной культуры, складываясь стихийно, исторически. Они выражают общие ожидания и характеристики, присущие жизни в лагере (такие традиционные в лагере элементы, как отряд, командир, рапорт, линейка и пр. – сформировались в первые годы советской власти; из истории «Орленка» неотъемлемым атрибутом стали огоньки, вожатские спектакли; традиции пионерской организации повлияли на образ детского лагеря как коллективно-общественной жизнедеятельности и пр.).

Символы в ДОЛ являются важным элементов корпоративной культуры, как субкультуры, присущей данной воспитательной организации, формируясь под влиянием особенностей среды (региональной, этнокультурной, конфессиональной и пр.), особенностей менеджмента, специфики программ деятельности конкретного лагеря, профессионального подхода и пр. Сюда относят: миссия лагеря, сформированные ценности, правила и нормы поведения, трудовой этикет и стиль взаимоотношений с детьми и их родителями, внешний вид сотрудников, наличие символов и ритуалов.

Ритуалы в ДОЛ могут быть торжественными (по поводу символических событий из жизни ДОЛ, общественной жизни): торжественные линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации (знамя, флаг, памятный знак и пр.), организация почетного караула, смотр, парад, ритуалы почета героям: возложение гирлянд и др.

Ритуалы повседневной жизни насыщают деятельность организации эмоционально-игровой атмосферой. Они могут быть предельно функциональными, регулируя самые повторяющиеся (традиционные) действия, необходимые для стабильного функционирования организации: передача дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая линейка. А могут представлять эмоциональный (романтический) фон повседневной жизни организации: «тайный знак» – ритуал приветствия для членов лагеря или игровой ситуации в лагере; передача «наказа» (обращение) от смены к смене и пр. Много подобных ритуалов было создано за историю существования «Орленка»: ритуал исполнения песен – «орлятский круг»; ритуал встречи солнца и прощания с ним; ритуал расставания и т.д.

Ритуалы поощрения и стимулирования призваны стимулировать поведение в лагере, мотивировать их к достижениям, закреплять ценностное отношение: ритуал фотографирования с атрибутами лагеря, назначение в почетный караул, присвоение в зависимости званий, благодарность перед коллективом лагеря, награждения лучших, поздравление добившихся успеха в каком-либо деле, вручение отличительных знаков, занесение в «историю лагеря» и т.п.

Символический аспект культуры ДОЛ является способом донесения до субъектов социального воспитания системы ценностей и моделей поведения, которые они должны принимать во внимание для того, чтобы быть активными участниками этого процесса. Атрибутивная оформленность ДОЛ придает его жизнедеятельности эмоционально-романтический настрой, помогает адаптироваться к ценностям и нормам лагеря, организационно укрепляет весь коллектив. Сформированная символическая культура лагеря становится средством формирования позитивного имиджа конкретного лагеря и ДОЛ как воспитательной организации.

Имидж детского лагеря представляет собой устойчивый, эмоционально окрашенный образ, направленный на создание, поддержание и усиление позитивного общественного мнения о его престиже, качестве предлагаемой деятельности и репутации. Представления об имидже воспитательной организации связано со стилеобразностью как характеристикой ее деятельности. Проблемы стиля (А. Адлер, В. С. Мерлин, Е. А. Климов) связаны с фактом привнесения в деятельность неповторимого субъективного оттенка, с понятием наилучшего образа осуществления деятельности. Стилистика лагерного движения создает определенный эмоциональный фон во взаимодействии с социумом, стимулирует или затрудняет включение механизмов подражания, переноса. Приобретение собственного стиля способствует «узнаваемости» лагеря в социальной сфере, формирует дополнительные ресурсы к получению эффектов деятельности.

Формирование имиджа ДОЛ как воспитательной организации относится к проблеме становления его организационной культуры. К его методам причисляют (М. Магура, М. В. Воропаев): личный пример руководителя, заявления и призывы руководства; реакция руководства в критических ситуациях; система стимулирования; установление и соблюдение традиций; внедрение корпоративной символики.

Быт лагеря включен в реальный воспитательный процесс, является частью педагогической реальности ДОЛ как воспитательной организации, способствуя созданию воспитательного пространства в определенной социальной среде - «социально-воспитательного пространства» (Н. Н. Киселев), в котором каждый предмет среды несет потенциально воспитательный ресурс. По мере целенаправленной деятельности педагогического коллектива в ДОЛ возникают ценностно-смысловые места, создаваемые детьми и взрослыми, которые, во-первых, становятся яркими образами для детей, приезжающих в лагерь; во-вторых, представляют «сгустки» ценностей жизнедеятельности лагеря, определяя нормы поведения и отношений в данном лагере; в-третьих, стимулируют творчество, активность, самореалиазцию личности.

Жизнедеятельность ДОЛ организуется в соответствии со спецификой его как воспитательной организации. В лагере присутствуют все сферы (общение, спорт, познание, деятельность, игра), которые могут существовать как основа, компонент или фон его жизнедятельности. Однако на первый план в лагере выходят общение и деятельность, присущие в большей степени детскому, подростковому сообществу.

Привлекательность общения в ДОЛ связана с высокой интенсивностью скалывающихся межличностных отношений, преобладанием групповых и коллективных форм взаимодействия, высоким уровнем стихийности (повседневности) ДОЛ.

Разнообразная деятельность в ДОЛ выступает как основа жизнедеятельности, поскольку здесь происходит удовлетворение и развитие различных практических и духовных интересов детей и подростков. Детский оздоровительный лагерь должен предоставить детям условия для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях.

В зависимости от типа лагеря основой жизнедеятельности ДОЛ может выступать так же спорт (спортивные и военно-спортивные лагеря), игра (креативные лагеря) или познание (образовательные лагеря).

Социальное воспитание в ДОЛ реализуется в «сетке»  взаимодействий, которые имеют свои особенности.

Во-первых, многообразие цепочек взаимодействий, затрагивающих не только вожатых и детей, но также: вожатый – коллеги (напарники), вожатый – обслуживающий персонал лагеря, вожатый – администрация лагеря, вожатый – родители детей.

Во-вторых, круглосуточность пребывания в ДОЛ детей, вожатых, персонала актуализирует жизнедеятельность лагеря на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях и связан с особенностями существования в ДОЛ временных коллективов.

В-третьих, ДОЛ представляют широкие возможности для обучения взаимодействию как формированию и развитию у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности. Специфика ДОЛ в том, что обучение взаимодействию осуществляется непосредственно в процессе организации жизнедеятельности (используя технологии КТД, проектной деятельности, технологии принятия групповых решений, разрешений конфликтов).

В-четвертых, специфическим каналом расширения индивидуального опыта в ДОЛ становится стимулирование самодеятельности через формы самоуправления и соуправления.

Самоуправление в ДОЛ может стать образом жизни всего лагеря или формой его самоорганизации. Оно связано с: необходимостью выработки коллективных решений; реализацией способности брать на себя часть общей работы; осуществлением контроля и самоконтроля за деятельностью; анализом проделанной работы и оценкой достигнутых результатов. Формирование, становление и развитие самоуправления в ДОЛ зависят от этапов развития лагерной смены, педагогической позиции вожатых.

Формы организации самоуправления складываются в технологии коллективной организационной деятельности (С. И. Панченко) и методике коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов). Принципы реализации самоуправления, предложенные И. П. Ивановым, заключаются в опоре на микроколлективы (микрогруппы, Советы дела и пр.), позволяющие оптимально раскрыть потенциальные возможности каждого, а также – чредование поручений, дающее участнику группы возможность испытать себя на руководящих и подчиненных ролях.

Наиболее распространены следующие формы организации самоуправления детей в ДОЛ.

1. Микрогруппы (6-8 человек), оптимально решающие ситуативные задач жизнедеятельности коллектива на начальном этапе его формирования. Достигается опыт решения задач совместной деятельности, знакомства

2. Чередование традиционных поручений (ЧТП): деление отряда на устойчивые группы по 7-8 человек, которые в течение 3-5 дней выполняют поручения («досуговая группа», «информационная группа», «оформительская группа», «сюрпризная группа», «дежурная группа», «спортивная группа» и др.). Складывается опыт заботы о друг друге, коллективе и ответственного поведения.

3. Инициативные группы – временные органы коллектива, избираемые из желающих для подготовки общего дела, т.е. готовых взять ответственность на себя.

4. Творческие группы – временные органы коллектива, избираемые для подготовки общего дела из наиболее компетентных детей, имеющих опыт в данном виде деятельности.

5. Совет дела – временный орган коллектива всего лагеря, создаваемый из представителей каждого отряда для подготовки и проведения общелагерных дел.

Эффективность самоуправления в ДОЛ связана с особенностями жизнедеятельности, такими как:

разнообразная коллективная организаторская деятельность;

система реальных прав и ответственности членов ДОЛ как воспитательной организации (детей, вожатых);

сложившиеся формальная и неформальная структуры коллектива;

педагогическое содействие (сотрудничество, сотворчество взрослых и детей);

методическое обеспечение (обучение и помощь детей в решении задач самоуправления).

Социально-воспитательный эффект самоуправления в ДОЛ возможен в том случае, когда существует реальное действие, в котором дети решают задачи реализации собственной активности, осуществляют собственные полномочия, выполняют свои обязанности.

Доминирующий стиль отношений в лагере, система сменяемости функционеров самоуправления, импровизация как один из главенствующих способов в подготовке и проведении различных отрядных, межотрядных и общелагерных дел создает ситуацию самореализации в той или иной сфере.

О б р а з о в а н и е  в ДОЛ, являясь составной частью социального воспитания, реализуется либо через систему дополнительного образования в лагере (кружки, секции), либо через профильные смены (языковые, предметные, олимпиадные, творческие). В ходе этих программ дети углубляют владение предметом, закрепляют навыки учебной деятельности, формируют системное мировоззрение на окружающий мир. Особенность образования в ДОЛ заключается, среди прочего, в том, что в неформальной обстановке есть возможность освоения знаний в процессе активной проектной деятельности, завершающейся созданием продукта (спектакль, социальный проект, эксперимент и пр.).

ДОЛ имеет разнообразные возможности для решения задач просвещения, в процессе формального и более неформального общения. ДОЛ представляет широкий спектр источников разнообразной информации различных половозрастных и социальных групп. Подобная информационная насыщенность общения в ДОЛ стимулирует возникновение новых интересов, потребность в новой информации. Благоприятность просветительских программ в ДОЛ связана с распространенностью групповых форм организации процесса информирования (конкурсы, фестивали и пр.), группового общения.

Стимулирование самообразования в ДОЛ связано с присущим жизнедеятельности данной воспитательной организации установки на соревновательность, а кроме этого – в связи со спецификой содержания программ смены, носящих профильный или насыщенный познавательными делами характер, что становится стимулом для возникновения интересов и самостоятельного поиска знаний. Формой стимулирования самообразования в той или иной сфере могут стать профильные отряды в лагере (отряд журналистов, радистов и пр.).

Организация и н д и в и д у а л ь н о й  п о м о щ и  в детском лагере. В жизнедеятельности лагеря присутствуют явления, которые объективно имеют виктимогенный характер.

1. Жизнедеятельность в ДОЛ создает риски, которые актуализируют проблему безопасности ребенка в ДОЛ, уровень которой может повышаться или понижаться в зависимости от сложившихся взаимоотношений между его членами в различных группах (временных объединениях, творческих коллективах детей и взрослых), от межличностных отношений ребенка с его референтным окружением.

Исследователи (В. В. Ковров и др.) выделяют ряд факторов, оказывающих виктимизирующее влияние на ребенка в ДОЛ.

1. Связанные с жизнедеятельностью в ДОЛ:

невозможность в среде ДОЛ удовлетворения базовой потребности в личностно-доверительном общении;

отсутствие референтной значимости среды;

стиль взаимоотношений детей и взрослых, ведущий к росту психологической напряженности в детских и вожатских коллективах;

2. Связанные с особенностью педагогической позиции вожатых, педагогов:

педагогическая тактика вожатых, провоцирующая возникновение стресса у детей;

несоответствие методик и технологий организации жизнедеятельности детей их возрастным и функциональным возможностям;

нерациональная организация и необоснованная интенсификация жизнедеятельности в течение дня;

функциональная неграмотность педагогов лагеря в вопросах охраны и укрепления здоровья детей;

3. Связанные с особенностями позиции «внешних» по отношению к жизнедеятельности в лагере субъектов:

информационно-психологическое воздействие со стороны СМК в формировании негативного образа ДОЛ);

стереотипы семьи в отношении детского отдыха в ДОЛ (неадеквтность оценки родителями условий детского летнего отдыха; неадекватность возрастного статуса собственного ребенка в лагере;

Нарушения психологической безопасности будет проявляться в негативных эмоциональных переживаниях и поведенческих реакциях.

2. Доминирование коллективообразующих процессов затрудняет способы индивидуального существования ребенка, возможности реализации его особенностей в решении задач социализации.

На индивидном уровне это связано с эффектом «временной принудительности» (А. Г. Кирпичник), который выражается в том, что участники ДОЛ вынуждены адаптироваться к внешним ритмам жизнедеятельности лагеря (режим, временные детские коллективы), игнорируя индивидуальные возможности и пределы саморегуляции (биоритмы). Это ведет к росту психологического напряжения.

На личностном уровне чрезмерная публичность жизнедеятельности ДОЛ затрудняет способы обособления ребенка как на ценностном, эмоциональном уровне, так и на уровне поведения. Стремление сделать всех детей в лагере субъектами организации совместной деятельности ведет к игнорированию позиции ребенка как субъекта его собственной деятельности. Как следствие –  дефицит познавательной, социальной активности детей в ДОЛ, нарастание потребительских тенденций («сделайте для нас интересно»), рост социальной инфантильности в решении актуальных задач самообслуживания.

Индивидуальная помощь в ДОЛ направлена, прежде всего, на содействие человеку в решении его проблем. Она может быть реализована в системе профессиональной деятельности специалистов (врачей, психологов), в форме организации специализированной службы в ДОЛ а также – в процессе создания специальных ситуаций в жизнедеятельности лагеря.

Один из первых вариантов организации психологической службы в лагере был предложен в 1978 г., в лагере «Комсорг» (Кострома). Главная задача службы: оперативное психологическое обеспечение педагогического процесса, в ходе которого служба выполняет: а) функцию психологической диагностики (изучение особенностей и состояний детей); б) функцию прогностики (оценка возможной динамики явлений жизни в лагере); в) функцию психотерапии (управление сложными, конфликтными процессами и их корректировка).

Данная деятельность позволяет выявить особенности взаимоотношений в отрядах, самочувствие личности и ее позицию в системе коллективных отношений (для решения этих задач свою эффективность показала методика «цветописи», разработанная А.Н. Лутошкиным, которая позволяет изучить динамику личностных и групповых эмоциональных состояний, тональность психологического климата коллектива, а также – прогнозировать различные стороны жизни лагеря).

Реализация терапевтической функции в лагере может быть осуществлена в процессе организации разнопланового общения в форме бесед, диспутов, обсуждений, встреч, т.е. создания специальных ситуаций в жизнедеятельности лагеря для позитивного самораскрытия, повышения статуса, самоуважения отдельных членов. Они направлены на побуждение собственных ресурсов путем в решении актуальных («здесь и сейчас») насущных задач. ДОЛ объективно обращает ребенка к самостоятельности, создает пространство проб, переживаний, которые становятся опытом эмоционального развития. Индивидуальная помощь будет актуальна в связи с проблемами рефлексии этого опыта.

Проблема индивидуальной помощи в ДОЛ актуализируется в ситуациях пребывания в среде лагеря детей, имеющих ограничения в здоровье. В этом случае необходима систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая условия жизнедеятельности во временном детском сообществе особого ребенка. З.И. Лаврентьева выделяет основополагающий принцип, обеспечивающий безопасность и самореализацию особому ребенку в ДОЛ: принцип равенства в духовной, культурной и социальной жизни лагеря. Помощь, реализуемая в ДОЛ для этой категории детей, организована на следующих условиях (З.И. Лаврентьева): а) интеграции; б) актуализации ресурсных возможностей самого ребенка; в) гармонизации актуализации ресурсов ребенка и педагогического сопровождения его усилий.

Таким образом, ДОЛ создает систему средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей и подростков в различных видах деятельности по развитию социальной компетентности, социальной активности, социальной инициативности, социальному самоопределению, выступая институтом социального воспитания.

Социально-педагогические выводы

Социально-воспитательный потенциал ДОЛ связан возможностями лагеря как социально-воспитательного пространства, обеспечивающими разносторонние социальные устремления человека. ДОЛ выступает в качестве воспитательной организации, которая решает комплекс задач, связанных с насущными проблемами жизни ребенка: жизненное самоопределение, выбор направлений будущего образования, нахождение нравственных ориентиров и приоритетных ценностей, избавления от комплекса неуверенностей и страхов.

На уровне содержания социальное воспитание в детских оздоровительных лагерях актуализирует такое поле и пространство повседневности, которое позволяет ребенку и взрослому как представителям мира людей во всей своей совокупности (на физическом, психическом духовно-нравственном, социальном уровнях) реализовать свои права на развитие.

На организационно-методическом уровне в социальном воспитании в детских оздоровительных лагерях чрезвычайно актуализируются проблемы планирования (с учетом включения детей и вожатых в целеполагание своей повседневной жизни), проектирования, диагностики.

Детские оздоровительные лагеря представляют широкие возможности для обучения взаимодействию как формированию и развитию у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоению им способов практической реализации этой готовности.

Особую роль в решении задач социального воспитания в детском оздоровительном лагере приобретают традиции, которые находят свое выражение в прямых и косвенных формах: девизы, лозунги, заповеди, кодексы, летописи, символы, ритуалы, церемонии, программные документы, форма. Все это формирует быт детского оздоровительного лагеря, который является достаточно информативным каналом передачи социального опыта.

Детские оздоровительные лагеря выступают как институт неформального образования, как воспитательная организация со своей культурой, укладом, особенностями отношений и деятельности. Таким образом, детский оздоровительный лагерь создает систему средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей и подростков в различных видах деятельности по развитию социальной компетентности, социальной активности, социальной инициативности, социальному самоопределению, выступая институтом социального воспитания.

 


[1] Данилков А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность. Личность и коллектив: монография. Новосибирск: Изд НГПУ, 2010. -

[2] Шульга И.И. Педагогическая анимация. Профессиональная подготовка организаторов детского досуга, Новосибирск, 2010.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела