Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Андрей Анатольевич Данилков,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования ФГБОУ ВПО «НГПУ», Новосибирск

Наталья Сергеевна Данилкова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования ФГБОУ ВПО «НГПУ», Новосибирск

Теория и практика командообразования

Свеча не теряет ни единой частицы света,

если зажечь от неё другую свечу.

Дэвид Келлер

По восточному преданию однажды пророк Мухаммад изрек: «Двое лучше одного. Трое лучше двух. Четверо лучше трех. Стремитесь к сплоченности!». Эти пророческие слова (ах, какая игра слов: пророк – пророческие слова!) смыслом своим касаются не просто общности, а сплоченной общности единомышленников. А такая общность возможна только в слаженной команде. Команда – это то, ради чего некоторые готовы отказаться от части благ, лишь бы быть в ней и достигать значимых целей. Но команда просто так, из ничего не образуется – она создается кропотливым трудом тех, кто стоит выше самого этого понятия – мастерами построения команды. Речь кончено же, в первую очередь, о педагогах, наставниках. И наша вторая глава будет посвящена как феномену команды, так и такому явлению как командообразование. По традиции начнем с определений.

Много споров и подходов к сути данного явления существуют в теории и практике командообразования. Подавляющее большинство исследователей и практиков сходятся во мнении о том, что командообразование – это целенаправленное воздействие на коллектив с целью выработки у него командного духа, сплоченности, мотивации его на выполнение определенных задач. Следуя этой логике, под командой подразумевается весь коллектив. Но на наш взгляд, такой подход выхолащивает не только саму суть явления, но и подходы к целям и задачам, стоящим перед руководителями коллектива (в нашем случае детского коллектива). Мы считаем, что команда – это наиболее активная и прогрессивная часть коллектива, его ядро. Это утверждение основано на работах Сандстрома, Де Мюсе и Фатрелла (Sundstrom, DeMeuse, Futrell, 1990), которые утверждают, что рабочая команда — это взаимозависимая группа людей, которые совместно отвечают перед организацией за конкретные результаты. Не все люди, которые работают вместе или в непосредственной близости друг от друга, принадлежат к одной команде. Команда – это группа людей, которые зависят друг от друга в отношении информации, ресурсов и навыков и которые стремятся объединить свои усилия, для того чтобы достичь общей цели. Следовательно, само командообразование – это только часть более большого явления – коллективообразования.

Вопросы, так или иначе связанные с вопросами формирования коллектива и его команды рассматривались и в отечественной науке. Еще с первых лет существования советской педагогики одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом» (Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. - М., 1974, с. 142.).

Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели. Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально (Луначарский А.В. О народном образовании. – М.: Просвещение, 1958, с. 445).

Действительно, перед педагогом стоит непростая задача – формирование жизнеспособного детского коллектива. Команда, в данном случае, может рассматриваться как один из инструментов построения коллектива. И здесь, в зависимости от стратегии, выбранной педагогом, может существовать два пути:

1. Первоначальное формирование команды, актива, ядра коллектива с последующей работой по формированию собственно детского коллектива.

2. Работа со всем детским коллективом по выявлению наиболее активных его членов, обладающих лидерскими и коммуникативными навыками с целью формирования команды.

Не стоит спешить и утверждать, что второй путь более логичен. Так может показаться только на первый взгляд, и этот путь, действительно, выбирают многие педагоги. При более тщательном рассмотрении сути вопроса, можно принять за основу и первый вариант, т.к. он, в определенных случаях, может оказаться более эффективным. Если педагог начинает работать с давно сформированным, но педагогически запущенным, детским сообществом, первый путь наиболее реален для достижения целей формирования жизнеспособного детского коллектива.

Давайте, для более полного понимания явления, рассмотрим традиционные подходы к определению сути явления командообразования и его истории. Формирование команды – концепция, имеющая целью укрепление позиций компании в бизнесе путем создания и внедрения духа кооперации. Почему в бизнесе? Потому что сама концепция родилась в сфере бизнеса и лишь в последствие была перенесена в другие сферы, в частности в школьную и лагерную педагогику. Основными задачами этой концепции являются развитие позитивных внутренних отношений в коллективе, чувства уверенности в себе и в членах команды, способности быстро принимать решения в нестандартных ситуациях, выработка настойчивости для решения поставленной задачи, развитие качеств лидерства и инициативы в команде и общее поднятие корпоративного духа. Цель создания данной концепции – инструментальная – укрепление позиций коллектива путем создания и внедрения духа кооперации. Основными задачами этой концепции являются развитие позитивных внутренних отношений в коллективе, чувства уверенности в себе и в членах команды, способности быстро принимать решения в нестандартных ситуациях, выработка настойчивости для решения поставленной задачи, развитие качеств лидерства и инициативы в команде и общее поднятие корпоративного духа. В данном случае мы говорим о данном явлении как о концепции.

С точки зрения технологии, командообразование, тимбилдинг (teambuilding: team – команда, building – строение) – технология построения команды. Она разработана американскими организационными психологами для работы со взрослыми коллективами. Применялись и применяются для создания организации как таковой и для организации её наиболее эффективной деятельности. Сама технология представляет из себя упорядоченные серии специальных упражнений, заданий, конкурсов, направленных на сплочение коллектива.

Осмелимся взять на себя ответственность и высказать точку зрения о том, что данная технология имеет также и российские корни, являясь всего лишь продолжением или смешением давно существующих в отечественной практике педагогической технологии КТД и методик скаутинга. И хотя, методы командообразования во взрослых коллективах достаточно многочисленны (от серьезных тренингов по формированию команды – Team Building, до корпоративных мероприятий с элементами командообразования – Team Spirit), при работе с детскими коллективами используется достаточно узкий их диапазон. Именно эти узкие методы, взятые из теории и практики скаутинга, и легли в основу технологических разработок такого глобального явления как построение команды.

В настоящее время в теории и практике игр в общем, и в детских оздоровительных лагерях в частности технологии командообразования прочно заняли свои позиции. Но, в традиционных подходах, игры и тренинги на построение команды активно проводятся и в сфере бизнеса – при формировании новой команды или при решении общих групповых задач, а также в других сферах. Кто только не использует возможность применения технологий, которые были разработаны в различных западных компаниях и внедрены в практику современного бизнеса. Современная школа и лагерная педагогика тоже не остаются в стороне. Но сам подход к этой деятельности зачастую носит несистематический, разовый, бесцельный характер. Хотя само явление уже давно известно нам из далекого советского прошлого – коммунарских сборов и первых детских коммун. А это – 60-е годы ушедшего века. В этой связи и возникает «смешение стилей» в реализации данных технологий в условиях детских образовательных учреждений: с одной стороны используются десятилетиями известные игры и упражнения, которые использовались ещё в советские времена, с другой стороны – применяются новые игры, командные эстафеты, квесты и т.д. – веяние современности.

Тем не менее, ещё советская педагогическая наука и практика разработала и приняла эти методики и успешно использовала их не столько в практике школ, сколько в пионерских лагерях. Знаменитые детские здравницы «Артек», «Орленок», а позже и «Океан», создали не только отработанную систему эффективной работы с временным детским коллективом, а целую методику успешного формирования отношений и сплочения этих коллективов. В наиболее продвинутых детских оздоровительных лагерях эта методика, и используемые в её рамках технологии, сегодня успешно используется при формировании временного детского коллектива. Секрет такого положения прост – данные технологии доказали свою эффективность, являясь одним из инструментов создания команды.

Необходимо уточнить, что командообразование в условиях детского лагеря, например, применяется не только с узкой целью построения команды во временном детском коллективе. Эти технологии полифункциональны по своей сути и затрагивают не только коллективные процессы, происходящие в коллективе, но и личностные состояния каждого члена данного коллектива. Это может быть как снижение уровня ситуативной тревожности и социальных страхов (по приезду в лагерь у многих детей этот показатель очень высок), так и формирование благоприятного психологического климата временного детского коллектива,  выработка коллективных ценностей и т.д. Это  задачи, решаемые с помощью командообразования. Необходимо отметить то, что опыт показал: применение данной технологии дает очень хороший эффект при решении вышеуказанных задач тогда, когда вместе с ней применяются другие методики и технологии (описанные нами в упомянутом учебном пособии). Тогда эти задачи решаются достаточно быстро и результативно.

В качестве примера, рассмотрим только два возможных варианта применения технологии тимбилдинга: устранение коммуникативных трудностей возникших у ребенка по приезду в лагерь, и формирование благоприятного психологического климата временного детского коллектива. Мы считаем, что для того чтобы избежать многих проблем в ситуации первоначального этапа нахождения  ребенка в лагере (повышенные уровни тревожности и агрессивности, проблемы в общении и установлении контакта, фактор оторванности от дома и т.д.), педагогу необходимо работать как минимум в двух направлениях:

– формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе;

– формирование позитивных ценностей этого коллектива.

Основой этой точки зрения является наше глубокое убеждение в том, что развитие личности, индивидуальности, субъектности ребенка возможно только в коллективе. Ведь наряду с личностными качествами, с неповторимостью каждого из нас именно в коллективе происходит формирование отношения (к себе, к миру, к другим людям, явлениям и событиям и т.д.). Отношение – это архиважный компонент сознания, без которого человек не может быть человеком.

Итак, формирование позитивного психологического климата временного детского коллектива и формирование ценностей этого коллектива – одни из основных задач педагога. Они осуществляются при помощи командообразующей деятельности. В данном случае эта деятельность – один из инструментов, с помощью которого решаются поставленные выше задачи.

Для полного понимания задач, стоящих перед педагогами, определимся в терминах. В известной работе Н.П. Аникеевой находим следующее определение: психологический климат – эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами [1, с.5]. Как мы понимаем, это определение подходит как для детских, так и для взрослых коллективов.

Но для того, чтобы формировать психологический климат коллектива, необходим сам этот коллектив. Группа детей, объединенная в группу, коллективом не является – необходимы отношения, деятельность, ценности. Значит, необходима определенная деятельность (как педагога, так и самих детей) по созданию этого коллектива. Такой деятельностью и является командообразование. Это первый этап формирования коллектива, его ядра, актива. Для этого необходим как импульс самого педагога, так и существенный (значимый) стимул для самих детей. Их потребность в развитии и самореализации будут хорошими помощниками на пути формирования коллектива. Но, что же такое командообразование с точки зрения его определения, понятия?

Позволим себе самостоятельно сформулировать данное определение. Командообразование – это целенаправленная, структурированная деятельность одного или нескольких руководителей организации по формированию активного, генерирующего ядра коллектива, способного мотивировать весь коллектив на эффективное выполнение поставленных перед ним задач. В данном, конкретном случае под руководителем мы понимаем педагога, руководящего данным детским коллективом. Как следует из данного определения, команда – это не весь коллектив, а только его часть (не суть важно, меньшая или большая). Важно, что команда может убедить всех членов коллектива в том, что они также являются важной составной частью одного целого. Важную роль в данном процессе играет руководитель – в школе или детском лагере это директор, в классе или отряде, как мы уже отметили, им является вожатый или педагог – классный руководитель и т.д.

В данном определении встречается понятие «ценностные ориентации». Не зависимо от направленности коллектива (временный, учебный, трудовой, спортивный, воинский и т.д.), его ценности являются очень важным компонентом жизнеспособности этого коллектива. Именно ценности коллектива являются одним из базисных мотивирующих факторов, стимулом для всех его членов. Именно они позволяют очень четко понимать отличие «моего коллектива» от всех других. Принятие этих ценностей каждым членом не только команды, но и всего коллектива – залог формирования сплоченного, целеустремленного коллектива.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела