Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(13) Борис Викторович Куприянов,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ

Из чего сложить лагерную смену? (о планировании смены в загородном детском лагере)

Я, конечно, всех умней,

Всех умней, всех умней!

Дом я строю из камней,

Из камней, из камней!

(песенка Наф-нафа из сказки

о трех поросятах, перевод С. Михалкова)

 

Каждый, кто когда-нибудь работал в загородном лагере, представляет себе такой документ как план-сетка (таблица, в которой по датам расположены мероприятия), без нее не обходится ни один лагерь, ни одна лагерная смена. Но представьте себе ситуацию, когда опыта у вас не очень много, а набросать такой документ необходимо быстро, поэтому вы попытались воспользоваться чужим планом-сеткой (нашли в Интернете, попросили у знакомых и т.д.). Скорее всего, названия мероприятий, которые отражаются в плане, окажутся совершенно непонятными. Дело в том, что на протяжении некоторого времени в педагогических коллективах складывается свой специфический язык (корпоративный сленг). Данное обстоятельство существенно затрудняет взаимопонимание вожатых летних лагерей при обмене опытом. В этой связи возьмем на себя смелость предложить типологию форм мероприятий, которые будут своего рода всеобщим языком, понятным и людям, и хоббитам, и гномам, и эльфам из разных педагогических отрядов, из разных лагерей.

Прежде всего, остановимся на том, что такое форма организации мероприятия. На основе многолетней практики, анализа своего и чужого опыта работы, мы предлагаем считать формой организации воспитательного мероприятия – педагогически целесообразную, ограниченную по времени и месту структуру (формат) взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Опираясь на существующие подходы в педагогической литературе (С.П. Афанасьев, А.Г. Кирпичник, С.Д. Поляков, Е.В. Титова и др.), мы полагаем, что сущностными признаками формы организации воспитательного мероприятия являются:

– участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции – организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;

– воспитательные задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);

– организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);

– набор актов, ситуаций, процедур;

– порядок действий (алгоритм);

– организация пространства.

Говоря об алгоритме действий участников, нельзя не упомянуть об эмоциональном и содержательном ритме формы – определенной организации совместной деятельности во времени, их фазность, повторяемость, периодичность.

Классификация форм организации воспитательных мероприятий может быть простроена на различных основаниях. Нам представляется, что наиболее удобной является типология, которая с одной стороны опирается на хрестоматийную идею Л.И. Уманского о трех формах совместной деятельности, а с другой основывается на идеи о подобии форм воспитательных мероприятий традиционным формам жизнедеятельности крестьянского сообщества (Б.В. Куприянов). Согласно приводимой ниже классификации процедуры передвижения участников определяют три базовые формы организации мероприятий в загородном лагере:

– упорядоченное движение по маршруту – базовая форма «путешествие» («шествие»),

– свободное (неупорядоченное) движение в рамках ограниченной площадки – базовая форма «гуляние»,

– минимальное движение (участники либо сидят, либо стоят) в рамках ограниченной площадки – базовая форма «представление».

Базовая форма «представление» характеризуется тем, что организация пространства предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Не будет большой ошибкой называть форму мероприятия «представление» – шоу-программой [3].

Многообразие публичных представлений (шоу-программ) в загородном лагере можно условно разделить на четыре группы, по доминирующим способам организации:

– выступление или комплекс выступлений (показ),

– торжественная церемония (ритуал, просмотр),

– ток-шоу (публичный диалог, показ),

– публичное соревнование (конкурс-соревнование).

Представлениями-показами можно называть самодеятельный спектакль или концерт, который дети показывают своим родителям, друг другу. Если же роль участника мероприятия сводится преимущественно к роли зрителя, слушателя, то перед нами – представление-просмотр, примерами таких мероприятий можно назвать посещение детьми вожатского спектакля.

К этой разновидности форм организации относятся конкурсные программы, проводимые в зрительном зале или приспособленным под него площадке (наиболее известной и широко используемой конкурсной шоу-программой является КВН – конкурс веселых и находчивых). Существуют и другие конкурсные программы (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и т.д.). В практике загородных лагерей для обеспечения качества выступлений зачастую требуется достаточно длительная подготовка участников, данное обстоятельство сближает конкурсную шоу-программу с концертом.

Специфика подготовки и проведения конкурсной программы, проводимой на сцене, на стадионе, открытой площадке и т.д. состоит в необходимости обеспечить зрелищность. Залогом зрелищности является доступность для наблюдения действия всех участников конкурса: конкурсантов (периодически они должны появляться все вместе в центре внимания), жюри (периодически они должны становится объектом внимания), ведущего. Зрелищность конкурсной шоу-программы задается интригой соревнования – неизвестностью конечного итога (кто станет победителем), предпосылка возникновения интриги – относительное равенство сил соперников (по крайней мере, такое впечатление должно возникнуть и поддерживаться у зрителей). При разработке представления – конкурсной программы, необходимо закладывать ситуации, где конкурсанты смогут ярко продемонстрировать себя и свои возможности в сфере конкурса. Интрига может поддерживаться неожиданными ситуациями (заложенными сценарием или импровизацией ведущего или жюри), при управлении игровой ситуацией соревнования важно создать и поддерживать накал эмоций.

Самой распространенным представлением в лагере является линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции участников взаимодействия могут быть следующие:

·     ведущий линейки (находится в центре внимания);

·     выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);

·     зрители (все участники);

·     исполнители ритуальных действий (все участники и специальная ритуальная группа).

Содержанием взаимодействия данной формы является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации. В книге «Первый звонок» С.П. Афанасьев подчеркивает первостепенную роль ритуалов при проведении линейки. Он напоминает десять достаточно известных ритуалов (подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов) и более десятка новых (вручение верительных грамот, символов, амулетов и другие) [1, С.24-43]. Большой опыт использования ритуалов был накоплен в пионерской организации. Основываясь на достижениях недавнего прошлого, следует подчеркнуть следующее: ритуал должен обязательно проходить в центре внимания или быть сориентирован на доступность для общего наблюдения. Весьма показателен ритуал выноса знамени. Как правило, он предусматривал движение ритуальной группы по всему периметру строя и остановку в центре внимания. Здесь могла происходить передача знамени, смена почетного караула и т.п. Затем, после окончания церемонии ритуальная группа уже могла не обходить строй, чтобы избежать однообразия.

 

Базовая форма «представление»

 

Способ взаимодействия

№ п.п.

Примеры

Ритуал

1.

Линейка (открытия смены, утренняя, торжественная), вахта памяти 

2.

Ток-шоу

Диалог

3.

Вечерний огонёк («свечка»)

4.

Рассказ, публичное выступление с речью, концерт, спектакль, демонстрация мод

(общелагерный вечер «Здравствуйте!»)

Показ

5.

Творческий конкурс, спортивное состязание, интеллектуально-познавательная игра, рыцарский турнир (в роли конкурсанта) 

Соревнование

Развлечение

6

Просмотр кино (видео-, теле) фильма, спортивного или художественного представления, творческого конкурса (в роли зрителя) 

Просмотр

 

Гуляние является традиционной формой времяпрепровождения с развлечениями, танцами, либо на открытом воздухе (гулять в парке, в городском саду), либо в специальных залах (бал, вечеринка, посиделки). В самом широком понимании к гуляниям относится приход в гости, посещение родных и знакомых с застольем, разговорами и т.д. По своему социокультурному контексту гуляние более чем другие формы предполагает некоторый субъективный отрыв гуляющего от повседневности, российское гуляние сродни итальянскому или латиноамериканскому карнавалу. Особенностью гуляния как базовой формы организации воспитательных мероприятий является отсутствие единого центра внимания и закрепленной за участником роли (функции), локальные центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник, свободно передвигаясь, может выбирать интересующий его центр, где выступать как в роли зрителя или активного деятеля. Для организации мероприятия в форме гуляния следует предусмотреть избыточность привлекательных занятий и зрелищ, для того чтобы, перемещаясь по площадке, участникам было не скучно. Частными случаями гуляния как базовой формы организации мероприятий являются танцевальная программа, ярмарка, вечер общения в импровизированном кафе, представление в кругу (вокруг прощального костра).

Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Существует интересный опыт, когда для проведения ярмарки использовали иной игровой материал: «Тверской бульвар», «Манхеттен», «Арбат», «Елисейские поля» (по названию улицы, района города, где проходит развлечение, а также места, предназначенного для этого специфического времяпрепровождения). Вариантом проведения гуляния является «Вечер альтернатив», популярный в Костромском областном лагере старшеклассников им. А.Н. Лутошкина «Комсорг». Особенность «Вечера альтернатив» состоит в том, что гуляют участники своими отрядами (временными коллективами). Обозначим процедуры, акты и ситуации, присущие ярмарке. Во-первых, это свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки — аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается следующим образом: за участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно обменять на съестное (блины, чай, конфеты, фрукты и т.д.) или призы. Существует возможность развернуть целую экономическую игру.

Следует определить аттракцион как специфический конкурс, не требующий особых умений, длительного времени на выполнение задания. Ярмарка обычно начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов. А финал ярмарки может проходить в виде аукциона — распродажи, где участники смогут освободиться от оставшихся у них жетонов, приобретая памятные призы и сувениры.

Алгоритм проведения ярмарки включает в себя:

– общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием,

– свободное движение участников по пространству,

– свободный выбор аттракциона и участие в нем,

– финальный сбор, с аукционом или без него.

 

Базовая форма «гуляние»

 

Способ взаимодействия

№ п.п.

Примеры

Показ и просмотр

1.

Ярмарка, танцевальная программа (дискотека)

Развлечение

2.

Вечер общения в импровизированном кафе («Вечер именинника»)

Диалог

3

Ролевая игра

Соревнование

Исследование

4

Разведка интересных и полезных дел (в орг. период)

Созидание

 

Трудовая акция, подготовка к представлению, изготовление выставки

Ритуал

5

Представление вокруг прощального костра

 

Путешествие как базовая форма организации мероприятий в загородном лагере представляет собой упорядоченное движение участника по маршруту, в ходе движения предусматриваются остановки, различные по продолжительности (от нескольких минут до нескольких дней) в зависимости от разновидности путешествия. Самым простым примером этой формы является прогулка (путешествие-развлечение), самым сложным и требующим длительной подготовки – поход (путешествие – преодоление). Особое место среди путешествий занимают карнавальное шествие (шествие – ритуал), экскурсия (путешествие – диалог с просмотром природных или культурных объектов). Наиболее широко известной разновидностью путешествия является игра-путешествие (маршрутная игра, игра-эстафета и т.д.). Назначение игры-путешествия вариативно, эта форма может использоваться: для информирования воспитанников; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.); предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами; способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций; организации коллективного планирования деятельности временного коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие – одна из самых богатых по потенциалу форм.

Рассмотрим набор актов, ситуаций и процедур взаимодействия, характеризующих игру-путешествие. Как и во всех путешествиях здесь имеется процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры-эстафеты. Первая модификация — маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая — в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация — порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации игры-путешествия по количеству участников в командах. Игра-путешествие может предполагать участие команды, состоящей из одного-двух человек, а может — и до восьмидесяти. Особая процедура — это передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика).

Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Деятельность на площадке может быть организацией просмотра, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще, организаторам игры-путешествия можно посоветовать разработать эмоциональную партитуру деятельности и строго («по нотам») разыграть ее. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту. Третья процедура — это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора — «сбор-старт», а последнего — «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.

Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для детей задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных) и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника мероприятия. Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.

2. Сбор-старт.

3. Движение команд по маршруту.

4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности

5. Сбор-финиш.

6. Организация последействия.

 

Базовая форма «путешествие»

 

Способ взаимодействия

Примеры

Показ – просмотр

1.

Игра-путешествие

2.

Карнавальное  шествие 

 Ритуал

Развлечение

3.

Прогулка

Диалог

 

4.

Экскурсия (в том числе ознакомительная экскурсия в первые дни)

Просмотр

Исследование

5.

Экспедиция

Созидание

6.

Поход

Преодоление

 

Несколько лет назад мы предложили поразмышлять над тем, как программировать лагерную смену, тогда речь шла о десяти вариантах: «летняя школа», «оздоровительная программа», «программа дачного отдыха», «программа погружения в культуру», «летняя экспедиция», «лагерь труда и отдыха», «программа социальных акций», «летний форум», «смена – фестиваль», «программа клубных встреч» [2]. В данном тексте мы предлагаем наполнить этот избранный вариант конкретными мероприятиями, перейти от программы к плану.

 

Литература

1. Афанасьев С.П. Первый звонок: Что делать в школе 1 сентября: Методическое пособие. — Кострома: «Эврика-М», 1999.-112с.

2. Куприянов Б.В. Как придумать лето? (о программировании смены в загородном детском лагере) // Народное образование. – 2012. – № 3. – С.49-56.

3. Миновская О.В. Публичное представление (шоу-программа) // Воспитательная работа в школе. – 2013. – № 5. – С.136-138.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Качество дополнительного образования и дидактический профессионализм педагога
2. Из чего сложить лагерную смену? (о планировании смены в загородном детском лагере)