Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(3) Ольга Михайловна Подрезова,
методист отдела МиПС МКУ ГЦ «Семейный совет»

Родители и дети: кто кого воспитывает?

Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины,

всегда находить себе занятие и настаивать на своем.

Пауло Коэльо

Родители и дети: кто кого воспитывает? На первый взгляд кажется, что ответ очевиден. И большинство людей, не задумываясь, скажут, что родитель воспитывает ребенка. Малыш, приходя в этот мир, еще ничего о нем не знает, и родители становятся первыми, с кем знакомится и контактирует ребенок. Родительская любовь является связующей нитью между ним и окружающей его действительностью. И вполне естественно, что родители оказывают существенное влияние на ребенка. Но можно ли назвать воспитание «игрой в одни ворота»? Помимо родительского опыта, малыш усваивает также новые ценности, новые технологии, новую культуру, отличную от той, которая окружала маму и папу. И уже взрослый начинает меняться под влиянием своего чада.

Каждый родитель растет и набирается опыта вместе со своим ребенком. Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что детство осталось далеко позади и никогда не вернется. Дети выступают в роли «сигнала из прошлого», напоминая родителям об их собственной юности. Можно посмотреть на свой детский опыт с совершенно другой позиции – с точки зрения взрослого человека. Очень часто, чтобы понять своего ребенка, достаточно вспомнить себя в его возрасте: свои забытые детские впечатления, переживания, надежды, мечты, – все то, что когда-то было важным. Можно попробовать по-новому взглянуть на своего ребенка, а также на самого себя, пересмотреть собственные ценности.

Глядя на своих детей, вольно или невольно мы вспоминаем, как нас воспитывали наши родители. И те запреты, которые в детстве нам казались несправедливыми, уже в новой роли мы воспринимаем как должное и необходимое в процессе воспитания. И, как правило, полное взаимопонимание между родителями и взрослыми детьми достигается в период появления у последних собственных детей.

Терпение – вот чему в первую очередь учатся взрослые у детей. Именно терпение позволит родителям достичь понимания во взаимоотношениях с ребенком. Конечно, иногда бывают ситуации, когда невозможно не выйти из себя. Иногда даже приходится идти на крайние меры, что всегда неприятно. И.А. Хоменко, признанный специалист в области семейного воспитания, призывает: «Ребенка не нужно воспитывать, с ним надо просто жить». Дети очень редко следуют устным указаниям своих родителей, но охотно копируют их модель поведения. Вывод напрашивается простой: дарите своему ребенку абсолютную любовь и показывайте личный положительный пример.

У детей совершенно особое восприятие времени. Для ребенка существует только «сейчас», и лишь через много лет он сможет соотносить события с ощущением времени и своей системой ценностей. Взрослые люди, как правило, живут по четкому плану на неделю, на месяц, на полгода, на год. У них нет осознания того, что жизнь проходит именно сейчас, в это время, когда они так заняты делами. Наверное, многие слышали такую фразу: «Вот воспитаем, выучим нашего Петьку и заживем для себя». Не совсем понятно значение фразы «жить для себя». И непонятно, зачем для этого нужно ждать пока ребенок вырастет, определится в жизни, построит свою семью. Ведь в тот момент, когда это случится, молодость родителей будет уже позади. Посмотрите на маленьких детей, понаблюдайте, поучитесь у них этому важному умению – ценить каждую минуту жизни! Правильное воспитание ребенка возможно только в том случае, если отвлечься от грез о его будущем и жить вместе с ним сегодняшним днем, решать только сиюминутные задачи.

Наблюдение за детьми, даже поверхностное и недолгое, преподаст вам еще один урок от ваших чад. В окружающей действительности существует множество различных факторов, способных вывести взрослого человека из равновесия. Постоянный стресс и чрезмерное волнение не способствуют нормальному психическому и эмоциональному состоянию. Но что мешает нам хотя бы пару раз в день отвлекаться от насущных проблем, находить радость в простых вещах, определяя главное, забывая о второстепенном? Всему этому можно поучиться у наших маленьких учителей. Дети не умеют долго грустить и обижаться. Дети искренне радуются даже самым незначительным мелочам, они умеют жить полной жизнью!

Очевидно, что каждый родитель в процессе воспитания руководствуется, в первую очередь, своим жизненным опытом. Жизненный опыт полезен и необходим, в чем-то он сродни мудрости. У детей, как известно, «копилка» жизненного опыта только начинается пополняться. Но своя мудрость, пусть и наивная, в них, безусловно, присутствует. И дети готовы ей делиться. Так оставим же последнее слово за ними! Готовы ли мы чему-то учиться у детей?

 

Использованная литература:

Некрасова 3., Некрасова Н. «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти».

Хоменко И.А. «Перестаньте меня воспитывать!»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела