Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(4) Наталья Юрьевна Стружук,
педагог-психолог отдела МиПС МКУ ГЦ «Семейный совет»

«Если в семье гиперактивный ребенок» (домашняя программа эффективного взаимодействия)

Испачканные руки, разрисованные стены, банки-склянки, рассыпанный по полу горох, торопливость, болтливость, внезапная смена настроения и прочие шалости – знакомая ситуация?! Значит, эта информация для Вас!

Потребность в движении заложена в ребенке самой природой, ведь активность, импульсивность, порой невнимательность являются характеристикой абсолютно нормального развития ребенка-дошкольника. Но существует отдельная группа ребят, у которых эти особенности достигают чрезмерного уровня. Это гиперактивные дети, по-другому – сверхподвижные.

Что же в первую очередь необходимо делать Вам – обеспокоенному родителю в данной ситуации?

1. Обязательно поддерживать дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, сон – всё должно совершаться в одно и то же время. Попробуйте награждать ребенка за соблюдение режима.

2. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату с минимальным количеством предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Обои желательно подобрать неяркие, преимущественно голубого цвета. Можно организовать в комнате ребенка спортивный уголок.

3. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, даже при незначительном успехе. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

4. Постарайтесь свести до минимума физические наказания. Ваши отношения должны основываться на доверии, а не на страхе. Ребенку необходимо всегда чувствовать вашу поддержку.

5. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему вы это делаете.

Эти краткие и простые рекомендации обязательно должны быть приведены в исполнение! Это то, с чего нужно начать вашу совместную с ребенком работу.

Заповеди для взрослых

  • изменение психологического климата в семье: взрослые должны меньше ссориться, больше времени проводить с ребенком, проводить досуг всей семьёй;
  • изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: нужно демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношение с ребенком строить на доверии и взаимопонимании;
  • организация режима дня и места для занятий;
  • использование позитивных методов воспитания: постарайтесь исключить физические наказания, отношения с ребенком должны основываться на доверии;
  • введение балльной или знаковой системы вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаградить покупкой, сладостями, поездкой.

Организация дня ребенка может включать следующие моменты:

  • Каждый день ставьте перед ребенком определенную цель, которую он должен достичь. В конце дня вы оцениваете поведение ребенка в соответствии с достигнутыми результатами.
  • Усилия ребёнка при достижении этой цели поощряйте словесным одобрением, лаской.
  • Периодически сообщайте лечащему врачу или психологу об изменениях в поведении и, при достижении улучшений, ребенок может получить обещанное вознаграждение.

Примеры поставленных целей:

– хорошее выполнение домашних заданий;

– помощь кому-либо из сверстников, родственников;

– уборка в своей комнате и т.п.

Старайтесь в разговоре с детьми, особенно когда даете им задания, избегать директивных указаний. Ребенок должен чувствовать, что делает полезное дело для всей семьи, что ему доверяют, на него надеются.

Вознаграждение, поощрение:

Вам необходимо помнить, что дети очень любят проводить время со своими родителями, поэтому наградой за хорошее поведение может быть совместная поездка куда-либо, участие всей семьи в играх, совместный поход по магазинам, покупка вещи, о которой ребенок давно мечтал.

Наказание:

При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание, немедленное и неизбежное – словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Ребенок всегда четко должен понимать, за что именно наказан, в чем состоит наказание и его срок.

Создав необходимые условия, определяя четко рамками поведения что можно и что нельзя, контролируя и свое поведение, можно достигнуть гармоничного воспитания вашего ребенка. Всё это немаловажно для развития его талантов и способностей в будущем, поэтому желаем вам успехов в нелегком родительском деле!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела