Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Наталья Сергеевна Вольферт,
педагог-психолог отдела РСФУ МКУ ГЦ «Семейный совет»

Особенности вхождения в замещающую семью ребенка подросткового возраста

Большинство замещающих родителей принимают в свои семьи детей раннего или дошкольного возраста, аргументируя это возможностью формирования личности ребенка. Подростки же, чаще всего, остаются без внимания взрослых. Желание взять малыша, конечно, оправдано, но, к сожалению, это вынуждает детей старшего возраста жить без внимания и любви взрослого. Возраст ребенка – не самое главное в успешности существования замещающей семьи. Большую роль играет его прошлый опыт проживания в кровной семье, а также в интернатном учреждении. Принимая в семью подростка, будьте ему другом, наставником, а ни как не «читателем моралей». Будущие приемные родители должны обладать огромным терпением, быть готовыми к постоянному напряжению.

Период взросления ребенка – достаточно сложный процесс. Проходит он с осложнениями как для родителей, так и для ребенка, вне зависимости от того, в какой семье он воспитывается – кровной или замещающей. Многие родители испытывают трудности при взаимодействии с подростком, поэтому взрослым необходимо самим разобраться в проявлениях негативного поведения в период кризиса, особенно если это ребенок из интернатного учреждения. Расскажите сыну или дочери, что с ним происходит. Ребенок должен четко понимать и знать, что он может с вами поговорить о своих чувствах и переживаниях.

Подростку предстоит решить ряд задач данного возраста, одной из которых является преодоление кризиса идентичности (самоидентификация). На этом этапе у ребенка может возникнуть желание «восстановить» свое прошлое. «Кто я?», «Кто мои родители?» – ему важно будет найти ответы на эти вопросы. Если ребенок владеет ограниченной информацией о биологических родителях, он начинает ее домысливать. Формирование своего «Я» напрямую зависит от принятия своих корней. Ребенку нужно помочь получить полную, объективную информацию, а также найти ресурсы, которыми он сможет воспользоваться и на которые сможет опереться.

Принимая в семью подростка, необходимо с ним обговорить в первые же дни правила поведения и границы дозволенного, объясните, почему их необходимо выполнять и соблюдать. Желательно, если будет не более шести правил, которые не подлежат обсуждению. Последствия тоже обговорите заранее. Заведите семейные традиции, это поспособствует сплочению семьи.

Попадая в замещающую семью, ребенок может испытывать разнообразную гамму эмоций, как правило, противоречивых. Он может испытывать радость и страх, облегчение и, в то же время, предательство по отношению к кровной семье. Родителям необходимо помочь ребенку справиться с этими чувствами, не принимать близко к сердцу его фразы: «Ты не моя настоящая мать», «Ты мне не родная». Просто ребенок хочет услышать, что вы его любите и принимаете.

Помните, воспитательный процесс – это не только «чтение моралей». Искренне интересуйтесь жизнью подростка, не для формальности, умейте «слушать» и «слышать», демонстрируйте свою любовь, гордитесь успехами и достижениями ребенка, даже самыми незначительными на ваш взгляд, и ваш «бунтарь» обязательно ответит вам взаимностью.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела