|
Юлия Анатольевна Андросова,
заместитель директора по научно-методической работе
МБОУ Второй Новосибирской Гимназии
|
Качественное образование – результат
сотрудничества семьи и гимназии и не только…
В дорогу жизни снаряжая… Е. Баратынский
Круг забот современной школы постоянно расширяется, но
неизменным вопросом остается организация сотрудничества гимназии с семьями
своих воспитанников. Время расставляет свои акценты. Сегодня социальный заказ
со стороны родителей требует от коллектива образовательного учреждения
предоставления образования высокого качества, организации второй половины дня,
заботы о здоровье и безопасности учеников и многое другое. Опыт работы Второй
Новосибирской Гимназии по организации сотрудничества с семьями своих учеников
многогранен. На современном этапе главным мерилом успешности этой работы
является предоставление учащимся образования высокого качества. Современное
понятие качества многогранно и включает в себя разные позиции – оценку уровня
воспитанности и здоровья подрастающего поколения, учет особенностей содержания
образования и используемых образовательных технологий, особенности формирования
образовательной среды, общекультурных ценностей, результаты образовательных
достижений и других аспектов.
Учитывая, что главный потребитель образовательных
услуг – ученики и их родители, образовательная программа гимназии в
значительной степени учитывает их пожелания и требования.
В последние годы во Второй Новосибирской Гимназии произошло много
положительных перемен. Вот некоторые из них.
Образовательная программа гимназии стала
формироваться с учетом составления индивидуальных образовательных программ
гимназистов.
На основе новых подходов был разработан новый учебный
план гимназии. Реализуемый в гимназии учебный план сегодня предоставляет
гимназистам возможность выбора трех образовательных составляющих:
– выбор гимназистами индивидуального учебного
плана;
– выбор дополнительных факультативов и спецкурсов
(дальнейшее расширение и углубление знаний по различным областям);
– участие в работе творческих коллективов (формирование
компетентностей в самых различных видах деятельности, дальнейшее формирование
общекультурных ценностей).
На сегодняшний день очень многие родители желают,
чтобы их дети учились в нашей гимназии. Количество учеников ежегодно растет.
Сегодня в гимназии обучается 1060 человек. Увеличено количество классов для
детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей
для последующего обучения в начальной школе. Родителей привлекают условия,
предоставляемые детям в гимназии: оптимальная нагрузка учащихся, наличие
проектной деятельности, изучение курсов по выбору, соблюдение СанПиН.
В гимназии осуществляется реализация разноуровневых
образовательных программ. Наряду с курсами, преподаваемыми на базовом уровне,
преподавание ведется по программам углубленного изучения предметов (в
зависимости от направления обучения). Активно используются инновационные
образовательные технологии (исследовательские, деятельностные,
здоровьесберегающие, информационные).
В образовательный процесс внедрены
здоровьесберегающие подходы.
В гимназии реализуется комплексная
программа «Здоровый гимназист – здоровая Россия». Созданный на базе гимназии
лечебно-оздоровительный центр осуществляет работу по диагностике, реабилитации
и профилактике заболеваний учащихся. Проводятся углубленные медицинские осмотры
учащихся, консультирование, лечение и реабилитация больных разного профиля,
организуются иммунопрофилактические мероприятия, санитарно-воспитательная и
просветительская работа с учащимися, родителями и педагогами и многое другое. В
работу по сохранению здоровья школьников включен весь педагогический коллектив
гимназии: уроки проводятся с использованием здоровьесберегающих технологий, в
расписании предусмотрены динамические паузы, прогулки с детьми и прочие
мероприятия. Большая работа коллектива гимназии по организации
здоровьесберегающего образования была отмечена на Всероссийском съезде школ,
содействующих укреплению здоровья, который проходил в ноябре 2008 года. Гимназия стала лауреатом Всероссийского
конкурса «Школа – территория здоровья», была отмечена дипломом Министерства
образования и науки РФ и награждена комплектом дорогостоящего медицинского
оборудования.
Переход
гимназии в режим работы полного дня.
В результате успешно проведенной экспериментальной
работы в гимназии была разработана и внедрена новая модель образовательного
учреждения – Гимназия полного дня. Благодаря внедрению этой модели, в гимназии
обеспечена комплексная организация общеобразовательной, развивающей, художественно-эстетической,
спортивной, оздоравливающей деятельности в соответствии с учебными планами и
индивидуальными интересами обучающихся в течение полного дня. Содержательная
среда гимназии полного дня наполнена таким образом, что ребенок имеет возможность
получать навыки выбора социально значимой и интеллектуальной деятельности, приобретает
жизненный опыт, учится ответственности за свой выбор, осваивает умения по
организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов,
устремлений.
Во Второй Новосибирской Гимназии созданы благоприятные
условия, позволяющие в полном объеме реализовывать образовательную программу
гимназии, осуществлять экспериментальную деятельность: работает Ассоциация
творческих коллективов, объединяющая 27 клубов и студий по интересам,
функционирует лечебно-оздоровительный центр, реализуется проектная деятельность
через цикл мероприятий «От ярмарки идей – к фестивалю проектов». Среди
используемых образовательных технологий ведущее место занимают проектные и исследовательские
технологии, реализация компетентностного подхода. С гимназией сотрудничают
научные сотрудники ведущих вузов города.
В гимназии значительно активизировалась
работа, связанная с участием учеников в интеллектуальных и творческих
конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Учителя гимназии также
активно участвуют в различных профессиональных конкурсах.
Успехи
учеников и учителей гимназии значительны: победа учителя гимназии Курченковой Жанны Владимировны в
областном туре Всероссийского конкурса «Учитель года» и присвоение ей звания
лауреата на Всероссийском этапе конкурса. Девять учителей гимназии стали
победителями конкурса «Лучшие учителя России» в рамках Национального проекта
«Образование». Среди выпускников гимназии имеются победители президентских
программ (Пак Елена, Аксарин Илья),
победители Всероссийского конкурса Национальное достояние (Роньшин Федор, Роньшин Алексей). В 2007 и в 2008 годах гимназия
вошла в список 100 САМЫХ АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ в рамках Национальной
образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Ученики гимназии – победители и лауреаты всероссийских
«эйдосовских» олимпиад, научно-практических конференций, предметных олимпиад
разных уровней. Дискуссионный клуб «Дебаты» победил в региональном конкурсе
«Школьные дебаты – 2007» (г. Томск), в Новосибирском областном турнире по
парламентским дебатам завоевал «Кубок губернатора – 2008». Студия компьютерной
графики «ФАС» стала лауреатом всероссийского конкурса «Волшебная мышь» (г. Москва).
Пресс-центр журнала «Большая перемена плюс» – лауреат VI конкурса школьных СМИ (г. Москва). Команда КВН
«32 августа» – дипломант 1 степени XII всероссийского фестиваля школьных команд КВН (г. Владивосток), в
Новосибирске команда КВН «32 августа» вошла в «Золотую лигу». Эти и другие
победы гимназии не случайны. Они в значительной степени определены активным
участием родителей в воспитании детей.
Педагогический
коллектив гимназии рассматривает качество образования как ресурс социализации и
самореализации учащихся. Качество образования должно стать мерилом
всех изменений и достижений в образовании. «Не пассивный энциклопедический
запас знаний стал определять успешность человека, а его способность
использовать знания и инновации» [1] .
Взаимодействие коллектива гимназии с семьями
гимназистов в связи с имеющими место переменами в системе образования также
значительно изменилось. В целях организации планомерного сотрудничества с
родителями коллективом гимназии был разработан проект «Лицом к детям». Этот проект победил в городском конкурсе социально
значимых проектов в 2008 году.
Активизировалось привлечение родителей к организации
жизнедеятельности гимназии. Родители активно помогают классным руководителям и
учителям-предметникам в разработке индивидуальных расписаний и индивидуальных маршрутных листов гимназистов, ведут секции,
кружки, клубы («Баскетбол», Клуб силачей, «Лепим из соленого теста», ИЗО-студия
и др.). Родители помогают своим детям участвовать в гимназической программе
«Сотвори Себя Сам» (составление программ личностного роста). Участие гимназии в
областном конкурсе Детского фонда «Итоговое родительское
собрание в 1 классе» было отмечено Дипломом второй степени.
Ежегодно
в гимназии проводится День открытых дверей для родителей гимназии и общественности
района, родительские конференции («Особенности работы гимназии в режиме полного
дня», «Реализация компетентностного подхода в гимназии полного дня» и др.).
Родители принимают активное участие в управлении гимназией через Совет
Гимназии.
Коллектив
гимназии благодарен родителям своих учеников за активное участие в жизни
гимназии: в проектной деятельности «От Ярмарки идей – к Фестивалю проектов»,
в организации работ по озеленению гимназии, по формированию здорового образа жизни
через работу клуба «Айболит», за организацию и проведение традиционных фестивалей
и праздников «Осенняя пора – очей очарованье», «День гимназиста» и многих
других.
На сегодняшний день в учреждении сложилась ситуация
партнерства семьи и гимназии в воспитании детей. Отсюда и название программы,
реализуемой в гимназии и определяющей сотрудничество семьи и гимназии: «Семья и
гимназия – партнеры в воспитании детей». Коллектив гимназии ценит это
партнерство и считает его важным фактором обеспечения качественного образования
современного уровня.
[1] Проект рекомендаций
Общественных слушаний «Общественная экспертиза приоритетного национального
проекта «Образование» http://www.oprf.ru
|