Ирина Геннадьевна Матвеева,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 199 Октябрьского района
г. Новосибирска
Основные направления работы с родителями
в системе работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе
Логопедическая работа в общеобразовательной школе
занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости
учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи. Ведь
именно речь является средством получения и выражения знаний. Систему работы
учителя-логопеда в общеобразовательной школе можно представить следующим
образом:
В настоящее время в России увеличилось количество
детей, имеющих проблемы в психическом развитии и, в частности, в развитии речи.
Этому способствуют такие факторы, как:
– массовое сокращение сети дошкольных
образовательных учреждений в недавнем прошлом, а ныне – нехватка мест в детских
садах;
– перенасыщенность воздействия на неустойчивую
психику детей средств массовой телекоммуникации;
– злоупотребление фармацевтическими препаратами;
– массовая алкоголизация и наркотизация
населения;
– некачественное питание;
– отягощенная наследственная патология
беременности и родов;
– анемия и неврозы у родителей.
Таким образом, более половины учащихся в начальной
школе нуждаются в специализированной помощи психолого-логопедического
характера. Занятость родителей, их некомпетентность, а также беспечность в
вопросах воспитания детей являются препятствием для формирования мотивации к
логопедическим и коррекционно-развивающим занятиям не только у детей, но и у их
родителей. Необходима совместная работа логопеда и родителей по устранению
логопедических нарушений. Практика показывает, что большинство родителей не
знает, чем занимается логопед на своих занятиях. Некоторые родители негативно
относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт. Чтобы
избежать конфликтов, родителей следует с первой встречи готовить к
сотрудничеству. Для этого родители присутствуют при логопедическом обследовании
детей, отвечают на вопросы анамнеза (раннее физическое и речевое развитие,
наличие нервно-психических заболеваний, посещение детского сада и занятий с
логопедом и т.д.), знакомятся с результатами обследования, сразу получают рекомендации
по развитию речи детей в домашних условиях. В моём кабинете оформлен стенд, где
есть полезная информация для родителей:
– адреса детских психоневрологических центров,
– памятка для родителей «Кто является
экспертами?»,
– список специальной коррекционной литературы для
родителей.
В течение учебного года принимаю активное участие в
родительских собраниях, семинарах, на которых знакомлю родителей с видами
речевых нарушений, формами их проявления, приёмами правильного речевого
воспитания в семье, доступными методами коррекции, организацией логопедических
занятий, провожу анкетирование с целью выявления запросов родителей и учёта
индивидуальных особенностей.
При консультировании родителей логопеду важно знать
позицию родителей и в связи с этим правильно предложить свою помощь. Ниже
приведенная таблица является условной классификацией, но может быть полезной в
общении с родителями.
Таблица
Позиция
специалиста при различных типах родительского отношения к проблемам ребёнка
|
Позиция родителей |
Позиция специалиста |
1 |
«Активные родители»
Такие родители готовы к сотрудничеству, проявляют
заинтересованность и ответственность. Они убеждены, что им под силу решить
многие проблемы и держать под контролем ситуацию. |
Необходима помощь в поиске информации о возможностях
коррекции, детских медико-консультативных центрах, специальной литературе и
т.д.
Обучение родителей специальным логопедическим упражнениям
артикуляции для закрепления и автоматизации поставленных звуков. |
2 |
«Виноватые»
Принимают проблемы ребёнка как наказание, испытывают
чувство вины. |
Необходима разработка представлений родителей об их вине.
Анализ того, в чём родители действительно виноваты перед своим ребёнком.
Возможность компенсации вины. Анализ «воображаемой» вины.
Анализ возможных схем манипулирования родителей со стороны
ребёнка. |
3 |
«Жертвы судьбы»
Поиск виновника всех бед. Стремление переложить
ответственность на специалистов, педагогов, наследственность, супругов и т.д. |
Помнить, что такие родители хотят видеть в лице
специалиста постоянного помощника,
и тем самым манипулировать им.
Уметь вступить в конфронтацию: не идти на поводу таких
родителей, дать обратную реакцию их поведению. Не позволить им переложить
свою ответственность на другого человека.
Необходимо поставить перед родителями вопрос о том, что
даёт им это поведение, найти более продуктивные способы решения проблем,
настроить родителей на поиск собственных ресурсов. |
4 |
«Заболевшие»
Ипохондрические реакции истерического, нарциссического и
смешанного типов |
Дать выговориться. Понять, какую выгоду извлекает клиент
из своего поведения в жизни. Помочь «посмотреть на себя со стороны». |
5 |
«Замкнутые»
Такие родители замыкаются в своих переживаниях на себе.
Изоляция. |
Требуется помощь в раскрытии их чувств и переживаний.
Предложить письменно (анкета) документировать свои действия и чувства.
Открытые встречи для родителей в рамках «круглых столов». |
6 |
«Обожающие и
опекающие»
Ориентация родителей только на жизнь и проблемы ребёнка. Отсутствие
других интересов и целей. Гиперопека. Страх родителей за жизнь и судьбу
ребёнка. |
Переориентация родителей на собственную жизнь, собственные
достижения и их значимость. Совместный поиск причин гиперопеки. Помощь в
преодолении страхов. |
7 |
«Оптимисты»
Игнорирование логопедических проблем. Иллюзии
«нормальности» и «здоровья» ребёнка в противовес постоянной заботы о его
развитии, постоянных, активных и комплексных действий и усилий. |
Помощь в направлении развенчания иллюзий. Информация о
возможностях коррекции первичного дефекта и риске развития вторичных дефектов
у ребенка. |
8 |
«Опустившие руки»
Синдром хронической усталости. Депрессивные состояния.
Отчаяние и неверие в возможности коррекции. |
Помощь в развитии позитивного настроя и принятие ситуации
как «жизненной задачи», которая требует анализа и решения. Необходима
поддержка чувства гордости за свои старания и маленькие победы. Помощь в
поиске необходимой информации. |
9 |
«Плывущие по течению»
Пассивное отношение к жизни и к болезни ребёнка. |
Различная активизация родителей через осмысление успехов
ребёнка при активной жизненной позиции родителей, приведение в пример других
родителей занимающих активную позицию. Обнаружение и исследование «потерь
ребёнка» вследствие их пассивности. |
10 |
«Проверяющие»
Демонстрация нежелания совместной работы и проверка
профессионализма педагога. |
Показать заинтересованность. Поговорить о людях вообще («о
жизни»). Не критиковать взгляды клиента и не вступать в конфронтацию.
Объяснить, в чём заключаются возможности логопедической помощи. |
Анализируя свою работу, постоянно возникающие вопросы,
считаю необходимым и в дальнейшем продолжать тесное сотрудничество с
родителями. Ведь родитель, знающий и понимающий возможности ребёнка, его
трудности и проблемы, никогда не навредит ему, а окажет всю возможную помощь в
коррекционном процессе.
Литература
1. Бейлинсон Л.С. Профессиональная речь логопеда. – М.:Творческий центр, 2005.
2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. – М.: Академический проект, 2003.
3. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
4. Нахимовский А.И., Шишков В.В. Практическая психотерапия. – Спб: Питер, 2001.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
|