Стань ди-джеем!
 |
Жанна Сергеевна Туманик,
педагог дополнительного образования,
руководитель клуба «Стань ди-джеем!» и вокально-хоровой студии
МОУ СОШ № 20 Ленинского района г. Новосибирска,
лауреат районных и городских конкурсов вокального мастерства,
обладатель премии имени В.Н. Петренко
|
В наше время, когда в сознание молодёжи активно внедряется циничное, безнадёжное отношение к окружающей действительности, творчество помогает человеку найти жизненную опору, осознать смысл и перспективу своего существования.
Развитие творческих способностей имеет для учащихся большое значение. Оно помогает становлению личности, осознанию собственных возможностей, учит ставить цель и добиваться её выполнения, способствует повышению уровня самооценки и, следовательно, формирует положительный взгляд на жизнь.
Поскольку отсутствие положительного взгляда на жизнь признано специалистами одной из причин вовлечения молодёжи в наркоманию, становится понятной та роль, которую играет творчество в воспитательном процессе.
Таким образом, исходя из объективной потребности цивилизованного общества в социальной и творческой активности граждан, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач организации полезного досуга, и, отмечая, что склонность к творчеству проявляется в детстве и развивается как качество личности, возникла идея создания клуба «Стань ди-джеем!»
Программа детского клуба «Стань ди-джеем!» предназначена для работы с детьми подросткового возраста (не младше 14 лет).
В объединение принимаются все дети, а не только те, которые обладают выраженными лидерскими (организаторскими) качествами и способностями. Педагогический смысл работы заключается в развитии социально-значимых качеств подростков в той образовательной траектории, которая возможна на основе их индивидуальных особенностей.
Психолого-педагогические, содержательные и методические линии программы выстраиваются в двух основных направлениях:
– формирование у детей ценностных ориентаций;
– обучение их навыкам социального взаимодействия.
Цель программы: создание условий для творческого роста, позитивного личностного становления, самореализации личности детей и подростков в условиях школы, где пропагандируется здоровый образ жизни, спорт и активная разнообразная и творческая деятельность.
Задачи:
– создание в среде школьников условий для организации активного творческого процесса;
– формирование творческих навыков и умений в организации и проведении различных творческих дел, конкурсных и шоу-программ;
– развитие навыков делового общения, умения вести конструктивный диалог, публично выступать;
– организация межличностного общения школьников при помощи творческого процесса;
– выработка активной общественной позиции через творческую деятельность на благо школы, на благо общества.
Основные принципы деятельности
1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности – предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение детей.
2. Принцип личностно-ориентированного подхода – предполагает приоритетное внимание на развитие социально-значимых качеств личности ребёнка.
3. Принцип вариативности – предполагает гибкое следование программе и корректировку содержания работы с детьми в зависимости от актуальности тех или иных мероприятий и дел, акций и начинаний.
4. Принцип модульного построения – предполагает постепенное включение ребёнка в программу, работу по блокам – модулям.
Клуб «Стань ди-джеем!» ставит своей целью в первую очередь развивать у подростков чувство самопринятия, позитивную самооценку, веру в собственные возможности, а также создавать условия для приобретения опыта социально и личностно значимой деятельности, деятельности на благо других людей.
Предполагаемые результаты:
1) организация и проведение дел и мероприятий школы различной тематики с привлечением членов Ди-джей клуба;
2) развитие навыков и умений ребят по созданию и проведению сценариев различных праздников, тематических дискотек; их музыкальному и световому оформлению; техническому обеспечению;
3) реализация идей творческого труда учащихся на благо школы.
Контроль за предполагаемыми результатами: анкетирование; наблюдение; ранжирование; недописанный тезис; анализ результатов деятельности; методика «Почтовый ящик»; уточняющее собеседование; интервьюирование; обобщение независимых характеристик воспитанников.
Механизм реализации программы
В данной программе развитие творческих способностей учащихся предусмотрено через работу школьного Ди-джей клуба.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве, т.к. творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных ценностей до ступени их создателя.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена на культурно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира через музыку, на развитие творческого потенциала его личности.
Формы эстетического воспитания достигают цели лишь при создании условий, способствующих проявлению и росту творческих способностей ребёнка.
Ди-джей клуб (школа ведущих и ди-джеев) – это некий шанс развития творческой активности детей и подростков, который способствует практической реализации знаний, полученных в разных видах творчества, форма отдыха от учебных и физических нагрузок, шанс для общения.
Участие в деятельности Ди-джей клуба задаёт для каждого участника ситуации успеха, ситуации развития, особой среды общения и отношений, обширного поля деятельности, которые благотворно сказываются на формировании у него и укреплении его личностного достоинства.
Совершенствование художественно-образной речи (диалоговой, художественной речи, декламации стихов, участие в шоу-программах) помогает сформировать ребёнку уверенное и свободное – креативное мышление.
Программа рассчитана на один год обучения.
План реализации программы
Практическая деятельность:
Разработка эскизов светового оформления интерьера школы;
Изготовление:
– предметов музыкально-светового декора;
– долговременных общих элементов украшения сцены для большинства школьных праздников;
– Составление сценариев;
– Актёрское мастерство;
– Тренинги и упражнения «Конструктивное взаимодействие в группе».
Познавательная деятельность:
Семинарские занятия по темам:
– «Электрический ток. Напряжение. Мощность» (программа курса физики, 8 класс);
– «Экология пространства»;
– «Правила оформления интерьера»;
– «Цвет и свет в композиции»;
– «Имидж ведущего» и другие.
Условия реализации программы:
– наличие отдельного оборудованного помещения, сцены;
– квалифицированные педагоги дополнительного образования;
– сотрудничество учителей-предметников с руководителем клуба;
– наличие программ и тематических планов работы у ПДО;
– материально-техническая база и оснащение;
– регулярное посещение занятий клуба детьми;
– система диагностики и отслеживания результативности и эффективности программы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)
№ |
Название тем |
Всего |
Теория |
Практика |
Блок – модуль № 1 |
1 |
Комплектование группы. Орг. работа |
2 |
2 |
- |
2 |
Введение в программу |
2 |
1 |
1 |
3 |
Общение и его слагаемые |
2 |
2 |
- |
4 |
Бытовое общение. Условия эффективности разговора |
4 |
2 |
2 |
5 |
Развитие восприятия. Тренинг для развития восприятия и наблюдательности |
2 |
- |
2 |
6 |
Психологические тесты на изучение мотивов деятельности |
4 |
- |
4 |
Блок – модуль № 2 |
1 |
Репетиции ко дню Учителя. Знакомство со сценой, общение со зрителями |
4 |
- |
4 |
2 |
Деловое общение. Особенности и виды делового общения |
6 |
4 |
2 |
3 |
Беседа «Культура ведущего» |
2 |
2 |
- |
4 |
Час дружеского общения (ЧДО) «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» |
2 |
- |
2 |
5 |
Час творчества |
2 |
- |
2 |
Блок – модуль № 3 |
1 |
Внимание. Особенности, правила самоорганизации. Тренинг по развитию внимания |
4 |
2 |
2 |
2 |
Невербальные средства обучения (мимика, жесты, жестикуляция) |
2 |
1 |
1 |
3 |
Практикум по речевому этикету |
2 |
- |
2 |
4 |
Час дружеского общения «Простейший способ произвести хорошее впечатление. Цена улыбки» |
2 |
- |
2 |
5 |
Игра «Театр жизни» |
2 |
1 |
1 |
6 |
Огонёк «Будем с песнею дружить!»: разучивание песен, музыкальных игр |
4 |
- |
4 |
Блок – модуль № 4 |
1 |
Основы культуры речи. Что такое культура речи. Основные качества речи |
4 |
2 |
2 |
2 |
Игровой практикум по общению |
4 |
- |
4 |
3 |
ЧДО «Как стать хорошим собеседником и завоевать расположение людей» |
2 |
1 |
1 |
4 |
Репетиции к Новому году |
2 |
- |
2 |
5 |
Час творчества |
4 |
2 |
2 |
Блок – модуль № 5 |
1 |
Деловая игра «Проектируем творческое дело» |
2 |
- |
2 |
2 |
Встреча с интересными людьми. Встреча с профессиональным исполнителем песен |
2 |
- |
2 |
3 |
Разработка эскизов светового оформления интерьера школы |
6 |
2 |
4 |
4 |
Актёрское мастерство ведущего |
2 |
- |
2 |
5 |
Беседа «Правила жизни нашей школы» |
2 |
- |
2 |
6 |
ЧДО «Тема любви в музыке с точки зрения порядочности» |
2 |
- |
2 |
Блок – модуль № 6 |
1 |
Праздник, посвящённый дню рождения музея «Афган» |
2 |
- |
2 |
2 |
Этикет делового человека |
4 |
2 |
2 |
3 |
Репетиции ко Дню защитников Отечества |
4 |
- |
4 |
4 |
ЧДО: методика «Почтовый ящик» |
2 |
- |
2 |
5 |
Верёвочный курс |
4 |
2 |
2 |
Блок – модуль № 7 |
1 |
Репетиционный процесс ко Дню 8 Марта |
4 |
2 |
2 |
2 |
Память. Игры на развитие памяти |
4 |
2 |
2 |
3 |
Беседа «Что делает речь яркой и выразительной?» |
2 |
2 |
- |
4 |
ЧДО «Правила организатора» |
2 |
- |
2 |
5 |
Практикум общения |
2 |
- |
2 |
6 |
Час творчества |
2 |
- |
2 |
Блок – модуль № 8 |
1 |
Звучащая речь и её особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка |
4 |
2 |
2 |
2 |
Голос и процесс его воспитания. Практикум по созданию конкурсно - игровых программ: праздник «1 апреля»
|
4 |
2 |
2 |
3 |
Практикум по созданию конкурсно - игровых программ: праздник «1 апреля» |
2 |
- |
2 |
4 |
Игры на взаимодействие |
2 |
- |
2 |
5 |
Создание и защита творческих проектов «Дискотека 21 века» |
4 |
1 |
3 |
Блок – модуль № 9 |
1 |
Репетиционный процесс ко Дню Победы |
4 |
2 |
2 |
2 |
Дикция. Интонация (тон, тембр, темп, назначение интонации) |
4 |
2 |
2 |
3 |
Пауза. Пауза в тексте |
2 |
1 |
1 |
4 |
ЧДО «Я – творческая личность» |
2 |
- |
2 |
5 |
Час творчества «Чему мы научились» |
2 |
- |
2 |
6 |
Фестиваль друзей «Расскажи мне обо мне» |
2 |
- |
2 |
|
ИТОГО: |
144 |
|
|
Содержание программы
Образовательная программа реализуется через деятельность в различных формах.
Деловые игры:
– «Лидер»;
– «Проектируем творческое дело»;
– «Выбор»;
– «Театр жизни»;
– «Предлагаю – выбираю»;
– «Правила организатора»;
– «Имею право»;
– «Моя позиция» и др.
Тренинги по развитию лидерских качеств:
– «Игры на взаимодействие»;
– «Верёвочный курс»;
– «Актёрское мастерство лидера»;
– «Психологический портрет лидера» и т.д.
Практикумы:
– оформительский;
– игровой;
– коммуникативный;
– по созданию и защите творческих проектов;
– по созданию конкурсно-игровых программ;
– по созданию интеллектуальных игр и т.п.
«Огоньки»:
– «Легенды Орлятского круга»;
– «Будем с песнею дружить!»;
– проблемные»;
– тематические и т.д.
Самоуправление:
– разработка сценариев праздников;
– оформление сцены для праздников и т.п.
Праздники школы: различной тематики.
Методическое обеспечение
Известно, что сегодня подростки часто являются инфантильными, демонстрируют черты подросткового поведения и сознания, поэтому в построении методической части программы преобладает ориентация на особенности именно подросткового возраста.
Дидактические методы, используемые в работе подразделяются на:
– теоретические (беседы; лекции; конференции);
– практические (тренинги; игры; практикумы; досуговые, конкурсно-игровые и шоу-программы).
Как известно, каждый из этих методов, помимо прочего, может отражать степень участия педагога и ребёнка в общем познавательном процессе: быть либо репродуктивным, либо активно-творческим. В процессе работы с детьми изменяется не только их позиция, но и соотношение репродуктивных и активно-творческих подходов и методов обучения в работе педагога.
На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:
Общие методы воспитания:
– рассказ;
– пример;
– беседа.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
– поручение;
– игра;
– упражнение;
– коллективная творческая деятельность.
Методы стимулирования:
– поощрение;
– предоставление прав;
– одобрение;
– награждение;
– соревнование.
Проведение итогового занятия в форме творческих отчётов микрогрупп обучаемых о жизни и работе Ди-джей клуба ведёт к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей и подростков, их самовыражению, что в данном возрасте особенно необходимо, а также позволяет педагогу дополнительного образования проанализировать выполнение программы.
Кроме того, используются разнообразные формы организации детей и подростков, а именно:
– занятия;
– деятельность творческих групп;
– социально-значимые дела.
Включение детей во все эти формы обеспечивает последовательное превращение полученных представлений и теоретических знаний в компонент личностной позиции.
Важным методическим компонентом работы является педагогический мониторинг, т.е. фиксация результатов педагогической деятельности.
Мониторинг осуществляется либо самим педагогом-руководителем, либо с помощью школьного психолога (если речь идет об изменении психологических характеристик ребёнка).
Список используемой литературы
1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М, Первое сентября, 2004.
2. Волкова Н.И. Досужее время. Сборник программ деятельности в помощь руководителям детских общественных объединений и организаторам летнего отдыха. – С-П, 1997.
3. Вохмина Н.В. Сделай шаг навстречу! Выпуски 1-5. Сборник методических материалов в помощь руководителям и лидерам детских общественных объединений и организаций. – Новосибирск, 2000 – 2004.
4. Газман О.С. Картотека коллективных, познавательных и ролевых игр. – М, Просвещение, 1990.
5. Горохова Е.В. Хочу быть лидером! Выпуск 1. – Н. Новгород, Педагогические технологии, 2000.
6. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М, Вако, 2004.
7. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М, 5 за знания, 2005.
8. Ерёменко О.П. Шпаргалка для лидеров – Новосибирск, 2004.
9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М, Педагогика, 1989.
10. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и проведение игр с подростками: взрослые игры для детей – М, Владос, 2001.
11. Преображенская Н. Потенциал Вашей личности.– Екатеринбург, 2004.
12. Преображенская Н. Ваши деловые качества. – Екатеринбург, 2003;
13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М, Владос, 2001;
14. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М, Сфера, 2000.
|