|
Галина Конифатовна Зелинская,
заместитель директора по воспитательной работе
Дома детского творчества «Центральный»
г. Новосибирска |
Работа педагогического коллектива Дома детского
творчества «Центральный» с родителями обучающихся
Создание единого воспитательного
пространства невозможно осуществить без взаимодействия педагогов Дома детского
творчества «Центральный» с семьями обучающихся. В течение ряда лет работа с
родителями является важной составной частью решения задач повышения качества
работы учреждения наряду с таким направлением поисковой работы, как «ДДТ и
социум». Целью взаимодействия педагогического коллектива с семьёй является
создание благоприятных условий для самоопределения растущей личности в
творчестве, культурных ценностях, а также в мире профессий.
В связи с выходом учреждения в режим развития,
указанная цель претерпела определённые качественные изменения. В частности,
сегодня мы стремимся взаимодействовать на системно-диагностической основе.
Потребностно-мотивационный механизм определён нами в качестве базового для
выявления направленности личности, её самоопределения в тех или иных сферах
своего жизнесуществования. Эта перспективная диагностическая модель в полном
своём объёме реализует возложенную на неё функцию к началу 2010-2011 учебного
года. В настоящее время сделаны только первые шаги в практическом использовании
данной модели. Программно-целевой подход является на данный момент основным
способом диагностического управления развитием личности обучающихся.
На основе системной диагностики, опираясь на данные
целевых психолого-педагогических исследований, научно-методическая служба
формирует перечень актуальных проблем, решение которых способно
интенсифицировать рост качества дополнительного образования. Относительно
выявленных проблем, с учетом их остроты, а также имеющего потенциала для их
решения, в коллективе Дома детского творчества «Центральный» разрабатываются
соответствующие целевые программы. Ход и результаты выполнения этих программ
контролируется соответствующими службами учреждения, в одном случае может быть
психологическая, в другом – научно-методическая, в третьем – руководители
структурных подразделений. Общее руководство этими программами, оценка
результативности их проведения включаются в полномочия заместителя директора по
воспитательной работе.
Программно-целевой метод за прошедшие годы подтвердил
свою эффективность на всех ранее указанных уровнях взаимодействия
педагогического коллектива с семьёй. Границы возможностей программно-целевого
метода носят условный характер. Так, работа с родителями составляет, к примеру,
один из важных блок-модулей программы «Семь-Я», включающих в себя наряду с
блоком «Я и моя семья» и другие компоненты. Такой подход позволяет нам не на
словах, а на деле создать единое пространство воспитательного воздействия на
ребёнка.
В логике задач реализации программы целевого подхода
мы изучаем запросы родителей на образовательные услуги, проводим анализ
родительского мнения о нашем учреждении, информируем их о достижениях
обучающихся через сайт учреждения, газету «Дом на Каменской», выпускаем
информационный бюллетень и др.
Научное управление воспитательным процессом требует
применения разносторонних методов диагностики личностно-психологического и
познавательно-творческого развития ребенка. Научно-психологическая база данных
позволяет педагогам – руководителям детских творческих объединений на более
высоком качественном уровне выстраивать взаимоотношения с родителями.
Современным родителям интересно знать не только
динамику развития мотивации детей, но и динамику общей направленности в развитии
личности, и намечающейся тенденции при выборе будущей профессии. Для решения
такого рода задач психологической службой создаются специальные пакеты
документов для проведения целевых диагностических обследований.
«Карта интересов обучающихся», разработанная
педагогом-психологом для детей подросткового возраста, начинающих свое обучение
в Доме детского творчества «Центральный», является одним из наиболее часто используемых
инструментов диагностики. Психологической службой была выявлена позиция семьи к
выбранному ребёнком виду деятельности, степень семейной творческой
преемственности между старшим и младшим поколениями, а также оценка роли
дополнительного образования в развитии ребёнка. По данным анкетирования
родителей выявлено:
– 93% обучающихся
имеют высокую степень мотивации к деятельности, которой они занимаются в Доме
детского творчества «Центральный»;
– 73% родителей
занимают активную позицию по отношению к избранному ребенком виду деятельности
(регулярно посещают родительские собрания, проявляют интерес к творческим
работам ребенка, принимают участие в делах коллектива).
Уровень семейной творческой преемственности в условиях
доверительного отношения к учреждению дополнительного образования (по
материалам проведённого исследования группы педагогов с высокой профессиональной
компетентностью) является средним – 49%.
Таким образом, установлено – семейное воспитание имеет
достаточно высокую степень влияния на мотивацию к учебно-творческой
деятельности в учреждении дополнительного образования детей – Доме детского
творчества «Центральный». Если со стороны родителей присутствуют поддержка,
поощрение, уважение к выбору ребёнка, а также сотрудничество с педагогом, то
все это в совокупности будет являться залогом успешности ребёнка в избранном им
виде деятельности того или иного детского объединения.
Собранные в ходе исследования данные становятся
основой для составления психолого-педагогических и методических рекомендаций
для руководителей детских творческих объединений, досугового центра,
руководителей структурных подразделений. Таким образом, мы обеспечиваем
последовательный рост профессиональной культуры педагогического коллектива во
взаимодействии с семьями обучающихся.
За предшествующие годы в педагогическом коллективе
достигнуты определенные результаты в отношении наработки разнообразных форм
взаимодействия с семьями обучающихся:
– родительские собрания (проводятся в
соответствии с планом работы);
– индивидуальные беседы (проводятся педагогами по
мере необходимости);
– подготовка информации для родителей на
информационном стенде «Что нужно знать родителям»;
– систематическая подготовка материалов в рубрики
для родителей в газете «Дом на Каменской»;
– концерты и праздничные программы;
– благодарственные письма;
– творческий отчет перед родителями по итогам
учебного года и др.
Последовательное развитие системы взаимодействия
педагогического коллектива с родителями в настоящее время вышло на уровень
организационно-управленческих решений. В Доме детского творчества «Центральный»
функционирует Родительский совет. Данный совет позволяет объединить родительскую общественность в определенную
управленческую структуру.
В деятельности Родительского совета достигнуты
определённые результаты. Их можно свести к следующим позициям:
– администрации учреждения необходимо полнее
учесть родительскую позицию, представленную субъектами родительских запросов и
педагогически-значимыми отношениями;
– возрос коэффициент доверия родителей к администрации
учреждения и педагогам;
– обучающиеся все более полно осознают
причастность своих родителей к жизнедеятельности Дома детского творчества
«Центральный».
|