Пётр Михайлович Пашков,
кандидат экономических наук,
доцент, заведующий кафедрой экономической информатики
Новосибирского государственного университета экономики и управления |
|
Актуальные
вопросы совершенствования системы управления информационными технологиями в
муниципальной системе образования
Современное
состояние информатизации среднего образования можно охарактеризовать как
переход от этапа ликвидации компьютерной безграмотности к этапу интенсивного
использования информационных технологий в учебном процессе и управлении школой.
Специфическими
чертами процесса информатизации образования являются:
– насыщение компьютерами и
средствами мультимедиа как средних образовательных учреждений, так и органов
управления образованием;
– широкое применение локальных,
региональных и глобальных компьютерных сетей;
– доступ к современному системному
и прикладному программному обеспечению;
– активное использование в учебном
процессе электронных образовательных материалов;
– внедрение автоматизированных
информационных систем.
Процесс
информатизации сопровождается повышением доли ИТ активов в общей стоимости
активов средних образовательных учреждений и органов муниципального управления
образованием. Это вызывает потребность в организации эффективного управления
информационными технологиями (ИТ-менеджмента), как на уровне школы, так и на
уровне муниципального управления.
Для современных
образовательных учреждений информация и поддерживающие ее технологии
представляют собой ценные активы, которыми необходимо управлять.
Передовые школы
осознают потенциал, который несут информационные технологии, и применяют их,
повышая собственную ценность для учеников, родителей, педагогов и руководителей
образования. В этих школах понимают риски, связанные с ИТ, такие как нормативные
требования и правовые последствия, возрастающую зависимость образовательной
деятельности и процессов управления школой от информационных технологий.
Умение оценивать
выгоды от применения информационных технологий в образовательном процессе, управление
ИТ рисками и контроль ИТ процессов являются основными элементами управления
сферой ИТ в школах.
Ответственность
за эффективное управление сферой ИТ лежит на руководителях муниципальных
органов управления образования и руководителях образовательных учреждений. В
образовательном учреждении и системе управления образованием необходимо
создавать организационные структуры и процессы.
Чтобы эффективно
руководить сферой ИТ, необходимо иметь представление об ИТ процессах и ИТ рисках,
которыми необходимо управлять.
В
стандарте COBIT они сгруппированы в 4 домена:
– планирование и организация – стратегическое и
тактическое управление ИТ;
– приобретение и внедрение – процессы разработки
информационных систем и создание на их основе ИТ-сервисов;
– эксплуатация
и сопровождение – процессы управления информационными системами и ИТ-сервисами;
– мониторинг и оценка – процессы
контроля сферой ИТ.
С целью анализа
состояния управления информационными технологиями в г. Новосибирске было проведено
обследование муниципальных органов управления и ряда средних образовательных
учреждений.
Основной задачей
обследования была проверка соответствия процессов управления информационными
технологиями (ИТ процессов) в муниципальной системе образования требованиям
международных и отечественных стандартов в области ИТ менеджмента.
Исследовались
четыре группы процессов:
– планирование и организация;
– приобретение и внедрение;
– эксплуатация и сопровождение;
– мониторинг и оценка.
Во время обследования
проводились беседы с представителями образовательных учреждений, отвечающими за
информатизацию, осуществлялось их анкетирование по заранее разработанному
вопроснику, изучались нормативные документы, регламентирующие деятельность,
связанную с управлением информационными технологиями.
Результаты
обследования позволили выявить ряд перспективных направлений совершенствования
управления информационными технологиями в муниципальной системе образования.
Необходимым условием
дальнейшей информатизации средней школы является наличие
высококвалифицированных кадров в области ИТ. В школах, где компьютерные классы
не обслуживаются системными администраторами, качество учебного процесса по
дисциплинам, связанным с применением средств вычислительной техники, невысокое.
Школы, где отсутствует заместитель директора по информационным технологиям,
сталкиваются с серьёзными проблемами при внедрении информационных систем в
управлении школой.
Для обеспечения
муниципальной системы образования ИТ-специалистами необходим комплекс мер: включение
в штат образовательных учреждений должностей завуча по ИТ и системного
администратора, создание дополнительных сервисных и внедренческих структур в
рамках муниципальной системы образования, повышение квалификации кадров и др.
Важным
направлением совершенствования управления ИТ является проведение организационных
мероприятий по становлению ИТ-менеджмента в образовательных учреждениях. Обследование
показало, что практически во всех школах отсутствует должная регламентация ИТ процессов.
Решение этой проблемы возможно путём разработки и внедрения муниципальных
стандартов по управлению ИТ процессами, которые позволят школам разработать
собственные регламенты. Одним из подходов к созданию эффективных ИТ процессов
является их организационное распределение между образовательными учреждениями и
центром информатизации мэрии.
Основным барьером
на пути автоматизации управления образовательных учреждений является недостаточная
подготовка руководителей школ в области информационных систем управления.
Необходимо постоянно повышать квалификацию директоров и завучей в сфере новых
информационных технологий и их применения для совершенствования
бизнес-процессов и систем принятия управленческих решений.
С одной стороны,
эффективное управление ИТ базируется на оптимальном использовании ИТ-ресурсов,
включающих в себя программные приложения, информацию, инфраструктуру и
персонал. С другой стороны, организация должна удовлетворять стандартам
качества, требованиям безопасности и конфиденциальности в отношении собственной
информации и персональных данных.
Для того чтобы достигнуть
поставленных целей информатизации, при условии вышеуказанных ограничений,
необходимо осуществлять интеллектуальный контроль за текущими и перспективными
процессами по разработке информационных систем. Инструментом стратегического
контроля процессов информатизации является корпоративная архитектура.
Разработка и
внедрение информационных систем в управление муниципальной системой образования
требует согласования информационных потребностей множества образовательных
учреждений и вышестоящих органов управления. Сложность структуры муниципальной
системы образования предполагает, что для разработки стратегии информатизации необходимо
использовать архитектурный подход и концепцию «Архитектура электронного
правительства».
Эффективное
управление информационными технологиями требует создание системы контроля ИТ
процессов и оценки эффективности использования ИТ ресурсов. Следует разработать
систему показателей эффективности и результативности использования
информационных технологий на базе рекомендаций современных ИТ стандартов.
На основе
анализа материалов обследования были сформулированы следующие предложения по
совершенствованию управления информационными технологиями в муниципальной
системе образования:
1. Сформировать
на базе ГЦИ «Эгида» с участием районных отделов образования службу системных
администраторов. Определить минимальный стандарт обслуживания компьютерных
классов для всех школ, входящих в муниципальную систему образования, и
обеспечить его выполнение.
2. Рекомендовать
всем школам ввести либо отдельной строкой, либо на уровне совмещения
функциональных обязанностей должность заместителя директора по информационным
технологиям.
3. Разработать
модели процессов управления информационными технологиями в муниципальной
системе образования, с учётом распределения обязанностей по выполнению
процессов между различными уровнями управления.
4. На
основе моделей процессов разработать и внедрить в практику муниципальные
стандарты в области управления информационными технологиями, а также типовые
политики, планы и процедуры.
5. Организовать
повышение квалификации ИТ-специалистов школ и других учреждений муниципальной
системы образования в области системного администрирования и ИТ-менеджмента.
6. Сформировать
в рамках муниципальной системы образования центр по внедрению информационных
технологий в управление средними образовательными учреждениями.
7. Организовать
повышение квалификации руководящего состава школ в области реинжиниринга бизнес-процессов
и применения информационных систем в управлении.
8. Организовать
повышение квалификации специалистов средних образовательных учреждений в
области разработки информационных систем и управлении ИТ-проектами.
9. Разработать
типовые модели процессов управления в средних образовательных учреждениях.
Рекомендовать всем школам разработать модели процессов управления и принятия
решений.
10. Разработать
и внедрить в практику муниципальные стандарты по организации управленческих и
технологических процессов разработки и эксплуатации информационных систем.
11. Разработать
систему показателей для контроля ИТ процессов на различных уровнях управления
муниципальной системы образования.
12. Разработать
методику оценки зрелости процессов управления информационными технологиями и
разработки информационных систем применительно к средним образовательным
учреждениям.
13. Разработать
методику аудита ИТ процессов в средних образовательных учреждениях.
14. Организовать
систему муниципальной сертификации средних образовательных учреждений на
зрелость процессов управления информационными технологиями.
15. Разработать
систему показателей для оценки результативности и эффективности процессов
информатизации средних образовательных учреждений.
16. Разработать
существующую архитектуру муниципальной системы образования.
17. Разработать
методику описания архитектуры подразделений и учреждений, входящих в
муниципальную систему образования, и их интеграции.
18. Разработать
перспективную архитектуру муниципальной системы образования.
19. Сформировать
стратегический план развития муниципальной системы образования на основе
внедрения информационных технологий в практику управления.
20. Сформировать
методику управления портфелем ИТ-проектов для реализации ИТ-стратегии в
муниципальной системе образования.
|