|
Галина Шамильевна Свердлова,
методист МУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска
|
Мы разные, но мы вместе
У каждой жизни есть мелодия своя.
Её берут у тех, кто музыкой богат,
И учат много лет без отдыха и сна,
Но сочинить свою труднее во сто крат.
А. Дольский
С творческим, всегда идущим в ногу со временем
педагогическим коллективом средней школы № 71 Дзержинского района я
познакомилась ещё в октябре 2007 года.
На Едином городском родительском собрании царила
обстановка доброжелательности, открытости и всеобщей заинтересованности. Уже
тогда я поняла, что мелодия жизни этой школы – открытая, светлая, а не показная
любовь к детям и творческое единение учителей, учеников и их родителей.
Но если говорить о педагогическом коллективе, то, в
первую очередь, необходимо отдать должное Марине
Анатольевне Бобровой. Она – директор «юный», но сумела создать команду
единомышленников, которые в любой новой идее своего руководителя видят
необходимость, продиктованную условиями микрорайона. И, прежде всего, это
необходимость организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы школа
независимо от возраста и национальности ребёнка стала для него вторым домом.
И вот новая встреча, уже в апреле 2008 года. Школа ещё
больше похорошела. Мы идем по коридору: современные красивые шторы, мягкие
диваны, – подарок спонсора, выпускника школы Константина Николаевича Каюрова. На стенах – рисунки ребят о доме, семье,
детстве, красочно оформленный зал… Удивительным теплом веет от такой
обстановки.
Мы пришли на встречу с семьями различных национальностей,
впереди – интересный разговор о национальных семейных традициях. Это
продолжение радиобеседы о православной культуре России и народных традициях русской
семьи.
Разговор начала Алёна
Юрьевна Зименко. Зименко – по мужу. В семье есть и русские, и украинские
корни. Но Алёна Юрьевна говорила не столько о традициях, сколько о первых
впечатлениях, которые принёс из школы её сын-первоклассник (в классе учатся
дети тринадцати национальностей). У него появился черноглазый друг, правда, не
совсем хорошо говорит по-русски, но зато, как утверждает мальчик, он – самый
настоящий друг. Вот уже год мальчишки «не разлей вода», и им совершенно
безразлично, какой национальности каждый из них.
Манучарян Римма Владимировна приехала в Новосибирск из Армении (это было тяжёлое время
межнационального конфликта в Нагорном Карабахе). Уже в нашем городе молодая
женщина осталась вдовой. Двое сыновей женаты, с нею дочка Арпинэ Аршокян,
милая, большеглазая девочка, с открытой обаятельной улыбкой. Арпинэ учится в шестом
классе. Она, как и мама, с благодарностью говорит о школе, учителях, об Ирине Владиславовне Кадук, руководителе
хоровой студии, в которой занимается с большим удовольствием. Римма Владимировна
воспитывает дочку так, как когда-то воспитывали её. Да, их второй родиной стала
Россия, но армянская женщина, где бы ей ни пришлось жить, всегда должна помнить
о своём предназначении рачительной хозяйки дома, жены, матери. Маленькая Арпинэ
уже многому научилась и сегодня с большим удовольствием угощает участников
встречи национальными армянскими блюдами, которые готовить ей помогала мама.
Что касается старших сыновей, то, воспитанные в традиции почитания старших, они
с должным уважением прислушиваются к их советам, ведь в семье горца слово
родителей независимо от возраста ребёнка – всегда закон.
Рустам Амоевич Шамоян и его жена Нелли Тимуровна тоже из Армении, но по национальности они езиды. Семья
молодая. Двое детей, шести и семи лет. Один из них – первоклассник. Школа им
нравится. Здесь рады детям и с большим вниманием и любовью относятся к каждому
ребёнку, а не это ли главное в многонациональной школе? Только в такой тёплой
обстановке ребёнок, у которого ещё есть и проблемы с языком, может чувствовать
себя уверенно. Что касается национальных традиций, то в Армении всегда
воспитывалось у детей уважение к старшим, трепетное отношение к своей культуре,
но только добрым словом и собственным примером.
А вот в узбекской семье воспитывают не только словом.
Дядя пятиклассника Розувая Рахматилла
Оглы говорит, что их семья оказалась вынужденной поселиться в Сибири из-за
межнациональных разборок в Киргизии. Живут хорошо, поддерживают друг друга в
трудную минуту, да и как иначе после таких испытаний. На встречу пришёл с
племянником, у Розувая есть старшие брат и сестра. Достан учится уже в 10-ом
классе. Живя в Сибири, от своих традиций узбеки не отказываются. В их семьях
дети до совершеннолетия не употребляют спиртное, не курят, слово старших для
них особо значимо. Непослушание наказывается, а иначе нельзя: любая узбекская
семья живёт по мусульманским традициям и законам.
С Александром Решетниковым тоже пришёл не папа, а его
дядя Иван Михайлович Рудковский, а
маленькая красавица Ангелина на встрече была с мамой Надеждой. Две молодые
цыганские семьи. Для них Новосибирск – родной город, а школа № 71 – родная
школа. О своей семье Александр сказал немного: обычная семья из четырех
человек. Сестра – студентка, а он – ученик шестого класса. Дядя рядом с
племянником, не по годам рослым, сильным, смотрелся как старший брат. Иван
Михайлович не стал говорить о традициях цыганской семьи, он просто запел,
красиво, задушевно. Да и то верно, какая цыганская семья без лирической песни и
огненного танца?
Встреча закончилась, но разговор продолжался в
кабинете директора школы Марины Анатольевны Бобровой.
– Слова римского
философа Луция Сенеки «Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни
один ветер не будет для тебя попутным» мы взяли на вооружение не случайно, –
говорит Марина Анатольевна. – У нас дружный, творческий коллектив, и он знает,
в какую гавань вести школьный корабль и какие трудности могут возникнуть во
время этого пути. Начну с того, что школа получила статус городской
экспериментальной площадки по теме «Поликультурное образование». У нас из 611
учащихся – 320 детей с неродным русским языком. Количество этнически
неоднородных классов по начальному и среднему звеньям прибавилось особенно в
последние годы. В них учатся дети цыган, молдаван, немцев, китайцев, езидов,
армян, мигрантов из Средней Азии и Кавказа.
Естественно, в
начальных классах ребята испытывают трудности, продиктованные плохим знанием
русского языка, что не только препятствует успешному усвоению школьниками
предметов, но и осложняет их общение с педагогами и между собой. Нельзя не
учитывать и то, что они обучаются по программам Российской школы, а для её
окончания и получения дальнейшего образования необходимо хорошее знание
русского языка.
Поликультурное образование позволяет решать эти
проблемы, а главное, воспитывать уважение ребят не только к своей культуре, но
и к национальным традициям других народов. У нас есть классы, которые
представляют собой «Советский Союз» в миниатюре, в них учатся дети всех тринадцати
национальностей. Несмотря на многонациональный детский состав, в школе нет
конфликтов между учащимися на этой почве.
Многие родители, какой бы ни была их историческая
родина, чувствуют себя сибиряками, а Новосибирск считают родным городом. Во
время встречи они все выразили надежду, что их дети закончат успешно школу и
получат высшее образование в нашем городе, а это говорит о многом: люди
прижились, они спокойны за своих детей, они уверены в завтрашнем дне.
Выбирая это образование в качестве одного из ведущих
направлений в учебно-воспитательной работе, наш коллектив руководствовался тем,
что в обществе возникла острая социальная потребность в организации
целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в
себе системные знания в области различных культур. Но всё-таки главная наша
задача – это воспитать в детях уважительное отношение к общечеловеческим
ценностям.
Параллельно с программой поликультурного образования в
школе осуществляются программы по формированию здорового образа жизни и художественно-эстетического
развития; создана широкая сеть кружков, клубов, студий. Традиционным стало
проведение мероприятий по интернациональному воспитанию, фестивалей культур
разных народов, праздников, акций. Какой климат создаёт такая работа в школе, что
даёт она детям, об этом они расскажут сами.
Лобастова
Настя учится в десятом классе, с
большой теплотой она говорит о родной школе:
– Я люблю свою школу, чувствую в ней себя, как
дома. После уроков сбегаю, переоденусь и – назад. У нас работает несколько
студий: хореографическая, хоровая, вокальная, театральная. Если бы было больше
свободного времени, то, наверное, занималась бы во всех. Мне и моим подругам
очень нравятся наши руководители – Любовь
Александровна Турбина, Ирина Викторовна Кадук, Валентина Александровна Молчан. Для меня и моих друзей они, прежде всего, старшие друзья, с кем можно поделиться
своим сокровенным, которые всегда выслушают и помогут советом. А какие это
талантливые люди, как замечательно они сами поют, танцуют и читают стихи!
В этом году у нас проходил фестиваль национального
танца, было так много зрителей, что решили проводить его в большом школьном
коридоре. Готовиться нам помогали наши родители, а некоторым ребятам – бабушки,
это ведь народные танцы. Костюмы у кого-то находились дома, кто-то шил их с
помощью мам, поэтому и праздник получился семейным. А в самом конце цыганский
танец исполняли вместе с детьми взрослые. Они с таким задором плясали, что мы
не удержались и все тоже вышли на круг.
«Некоторые мои знакомые удивляются: «Как можно учиться
в такой многонациональной школе?». Не понимаю, что в этом удивительного: у нас
отличные ребята, хорошая школа, и учиться в ней здорово», – включилась в
разговор выпускница Таня Халяпина. В
этом году девушка заканчивает обучение, и замечательно, что в её душе будут
жить светлые воспоминания о родной школе.
Её одноклассники Роман
Башлыков, Миша Поберей, Никита Тимошин заговорили о своих занятиях в
спортивных секциях. Их в школе несколько: баскетбольная, спортивных игр, стрелковая,
рукопашного боя.
– У нас такие классные тренеры! Олег Владимирович Домрачёв ведёт баскетбольную
секцию, а Валерий Иванович Вилков организует спортивные игры. С «рукопашниками» занимается Иван Волот. Многие ребята с удовольствием ходят в стрелковую
секцию. У них руководитель – женщина, Светлана
Георгиевна Юдина.
Когда мы готовились к участию в полумарафоне Раевича, который
было поручено открывать нашей школе, то, конечно, боялись, ведь весь город
будет смотреть. Но выступили отлично. А в этом году нам обещают оборудовать
хорошую спортивную площадку. Было бы здорово, все-таки рядом со школой и
недалеко от дома.
Наталья Михайловна Лысенко и Любовь Ивановна Сычёва от лица родителей выразили благодарность школе за
заботу о здоровье детей. Они очень рады тому, что в этом году оборудовали новый
медицинский кабинет, создали «Центр здоровья». Все ребята без исключения
получают кислородный коктейль, витамины, проходят некоторые процедуры, здесь
имеют возможность пролечиваться и сами родители, ведь поликлиника находится
далеко, а в медкабинете установлено несколько физиоаппаратов. В перспективе – оборудование
тренажёрного зала и соляной пещеры. Женщины уверены, что дети с удовольствием
будут заниматься в тренажёрном зале, да и пещеру посетить полезно для многих.
Марина Анатольевна
уточнила:
– О «Центре здоровья» уже была информация в
печати. Как директор школы, хочу ещё раз выразить благодарность нашему научному
руководителю Р.И. Айзману, доктору биологических наук, профессору,
Заслуженному деятелю науки РФ, заведующему кафедрой анатомии, физиологии и
безопасности жизнедеятельности НГПУ, за его методическую помощь в разработке и
активное участие в реализации проекта.
Школьные будни – дни поиска и открытий. Действительно,
будни педагогического коллектива – это постоянный поиск. А открытия приходят
тогда, когда ты к ним стремишься. Таким открытием стал клуб выпускников,
который возглавляет учитель начальных классов И.И. Дёмина. Члены клуба – постоянные
гости и участники школьных мероприятий, консультанты и помощники, а некоторые
из них ещё и спонсоры добрых начинаний. Осенью этого года школа отметила своё
пятидесятилетие.
Срок немалый, и школе-юбиляру есть о чём рассказать,
но это уже тема другого разговора. А вот посетить музей истории школы стоит.
|