|
Елена Викторовна Быковская,
заведующая высшей квалификационной категории
центром развития ребенка – детским садом № 14 «Аленка»
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников
Калининского района г. Новосибирска |
Конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей как условие повышения
качества воспитания и развития ребенка
Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,
не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,
вера в опыт, сотрудничество, совместная жизнь!
Януш Корчак
Дошкольное детство –
уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется
развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих
взрослых и, в первую очередь, от родителей.
В статье
18 ФЗ «Об образовании» говорится:
«1. Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском
возрасте.
Для
воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и
психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть
дошкольных образовательных учреждений».
К сожалению, данная
позиция остается, в большинстве своем, только на бумаге.
Необходимость
поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у
родителей приводит к повышенной раздражительности, стрессам, а ребенок попадает
в ситуацию полной зависимости от их настроения и эмоционального состояния.
Кроме того, современные дети гораздо сложнее по своему физическому,
интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад: по данным
Минздрава России почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями, у
66% имеются различные психические расстройства в той или иной форме.
Гораздо
сложнее стали и современные родители: все чаще мы говорим о «депривированном
материнстве», то есть о маме со «спящим» инстинктом материнства; все больше
становится семей, в которых один родитель воспитывает ребенка, либо родители не
состоят в браке, поэтому не считают себя ответственными за все, что происходит
в семье.
Сегодняшнее
поколение родителей можно разделить на 2 категории:
1-я: те, кто
не выполняет с полной ответственностью свои родительские обязанности по причине
недопонимания важности своей роли в воспитании ребенка, недостаточного
общекультурного и образовательного уровня, отсутствия педагогических знаний и
опыта, и, как следствие, перекладывают всю полноту ответственности за здоровье,
воспитание и обучение своих детей на детский сад, а затем школу.
2-я
категория: родители, сознающие собственную самоценность, понимающие значение
хорошего образования и стремящиеся обеспечить его для своего ребенка.
Семейное
воспитание неповторимо по своему воздействию на личность, что определяется
следующими причинами:
1. Семейное окружение первично в силу биологической и
психологической зависимости ребенка от родителей; кровное родство.
2. Для ребенка в раннем и дошкольном возрасте максимально
важно первичное общение со значимым взрослым, а потом потребность в общении со
сверстниками.
3. Длительность и постоянство пребывания в семье,
интимно-эмоциональная атмосфера семейных отношений. Семья – это институт
эмоциональных отношений для ребенка, который неосознанно воспринимается им как
своеобразный «эмоциональный тыл».
Исходя из всего выше
сказанного и видя, как родители относятся ко всем предлагаемым нами
мероприятиям, три года назад мы поставили перед собой цель сделать родителей
своими союзниками, помочь им занять активную позицию в
образовательно-воспитательном процессе своих детей, снизить уровень
конфликтности и безответственности родителей путем осознания ими своих прав и
обязанностей по отношению к своим детям.
Достичь
конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима
целенаправленная длительная работа. Прежде всего, мы поставили перед собой
следующие задачи:
– повышение
педагогической компетентности родителей;
– установление
партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей;
– создание
атмосферы общности интересов и воспитательных усилий;
– помочь
родителю осознать свою роль в процессе развития ребенка;
– привлечь
внимание родителей к формированию понимания целей и задач, средств и методов
воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического,
психического и умственного развития;
– организация
пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.
Решение этих задач
требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.
Для педагогического
коллектива за основу мы взяли тот факт, что педагоги помогают детям от имени
их родителей, потому что это дети своих Мам и Пап. Каждый ребенок любит
своих родителей вне зависимости от того, какие они люди.
Поэтому самое
главное для детского сада не вставать эмоциональной преградой между ребенком и
его семьей. И еще – работа с родителями должна строиться с учетом особенностей
детей и учетом интересов родителей.
Мы выбрали наиболее
приемлемые для наших родителей и педагогов методы и формы работы. Обсуждая пути
решения поставленных целей, пришли к выводу, что привычными формами собраний и
консультаций мы не обеспечим изменения отношения наших родителей. Стать
полноправным участником педпроцесса детского сада родитель может только будучи
активно сам вовлеченным в этот процесс.
Прежде всего,
у каждого родителя должно сложиться убежденное представление, что детский сад –
это серьезная организационная структура и относиться ко всей работе ДОУ нужно
серьезно и ответственно. На наш взгляд, это отношение должно формироваться с
первого момента посещения детского сада. Этому способствуют
информационно-тематические стенды в коридорах, где отражается вся многогранная
деятельность ДОУ, грамоты и дипломы, которые отражают оценку качества работы
данного учреждения.
Кроме того,
при оформлении ребенка в детский сад предлагаю родителям информационную папку,
где представлены следующие материалы: информационный паспорт ДОУ, Устав ДОУ,
Положение о порядке зачисления детей в детский сад, Правила для родителей,
Постановление мэрии «О родительской плате за содержание ребенка в детском саду»
и т.д.
Поскольку в
наш детский сад в основном поступают дети ясельного возраста, и детям посещать
детский сад 5-6 лет, очень важно сразу начать работу с родителями этих детей. В
том числе и с этой целью в 2006 году нами была разработана программа «Первые
шаги» и открыта адаптационная группа для будущих воспитанников, которые должны
прийти в сентябре в наш детский сад. Особенностью группы было то, что все время
дети находились в группе вместе с мамами, и мамы вместе с детьми осваивали все
процессы жизнедеятельности в группе.
Мы
обозначили следующие основные задачи этой группы:
– ознакомить
родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
– подготовить
ребенка к посещению детского сада;
– создать
непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей;
– оказывать
квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за
ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;
– вырабатывать
единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
– использовать
новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ;
– активизировать
и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в
собственных педагогических возможностях;
– формировать
у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему
миру;
– качественное
обновление системы воспитания детей раннего возраста в детском саду и семье.
Средства
реализации этой программы:
– развивающее
общение;
– развивающая
предметно-пространственная среда;
– развивающие
виды деятельности.
Кроме практического
участия во всех режимных моментах, мамочкам были предложены следующие
мероприятия: анкетирование, консультации медиков, специалистов-педагогов,
бухгалтера, старшего воспитателя, семинары-практикумы по проблемам раннего
детства.
Результат не
заставил себя ждать. Адаптация у детей данной группы прошла значительно легче,
чем у параллельной группы, в которую дети пришли в сентябре.
А родители
стали активно посещать все мероприятия, которые проводились в этой группе и не
пассивными слушателями, а активными участниками, которые уже сами стали предлагать
темы для последующего обсуждения.
Заинтересовала
наших родителей и такая форма общения, как печатная газета детского сада
«Аленка», которая выходит 1 раз в месяц уже на протяжении 3 лет. Родители
стали постоянными корреспондентами этой газеты: делятся своим семейным опытом
воспитания, семейными традициями, рассказывают о своих детях, высказывают свое
мнение по той или иной проблеме воспитания.
У
родителей ясельных групп популярностью пользуется и издание стенгазет, рассказывающих
о жизни их ребенка в семье «Моя любимая семья», а также стенгазета, которую
выпускают воспитатели вместе с детьми «Устами ваших детей», дающая возможности
родителям взглянуть со стороны на взаимоотношение со своими детьми более
внимательно, увидеть настроение своих детей, их желания и переживания: «Я самый
любимый», «С кем и во что мы играем дома», «Как я помогаю маме», «Вместе с
мамой, вместе с папой».
Интересно
всегда проходят семинары-практикумы. В письме Минобразования РФ от
22.07.2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в
общеобразовательных учреждениях», которое, мы считаем, имеет отношение и к
детским садам, отмечается, что «качество педагогического просвещения родителей
повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и
ведения мероприятий…», поэтому мы стараемся изучать интересы родителей и
предлагать им для рассмотрения темы на самые волнующие вопросы: «Учимся
говорить красиво», «Что такое игра», «Капризный ребенок», «Правовая и
экономическая защита личности ребенка», «Роль семейного общения в профилактике
девиантного поведения и негативных привычек у детей» и т.д.
На этих
мероприятиях к обсуждению проблем подключаем самих родителей – и тех, у кого
первый ребенок, и тех, у кого уже есть опыт воспитания, а также специалистов:
врачей, психолога, юриста и т.д. А в качестве методов активизации родителей
предлагаем следующие: поисковые вопросы, примеры из жизни групп, просмотр
видеофильмов из жизни ДОУ, прослушивание аудиозаписей с ответами или
рассуждениями детей, практическое выполнение различных заданий, где родителям
частенько приходится брать на себя роль своих детей, «мозговой штурм», «список
прилагательных и определений», «ассоциации», «коллективная запись», «запись на
листах», «эвристические вопросы», «мини-эксперимент», «развивающая кооперация».
Это помогает заинтересовать родителей, установить эмоциональный контакт, без
которого невозможно реализовать принцип партнерства, взаимопонимания.
Родительские
собрания проводим в форме «Круглого стола», «Семейного клуба», «Устного
журнала».
Большой
отклик среди родителей нашла такая форма, как организация всевозможных
выставок. Например, «В волшебном мире сказок», где дети и родители не
только представили свои поделки из природного и бросового материала, но и
читали друг другу стихи, рассказывали сказки и невероятные истории, героями
которых были их творения.
Чтобы
привлечь родителей к познавательному материалу, преподносим его под необычными
заголовками:
– «Педагогические
рюкзачки» – это комплекты методических пособий по темам, касающихся самых
разных направлений воспитания и обучения детей, охраны и укрепления их
здоровья, организации праздников и досугов в семье (например, в ортопедических
группах: как правильно подобрать ребенку обувь, научить его правильно дышать, о
профилактике ряда детских заболеваний и т.д.);
– «Почтовый
ящик»;
– папка
«Спрашивайте – отвечаем»;
– альбом-эстафета
«Азбука для родителей».
Конечно, нельзя
оставлять без внимания совместные досуговые формы: это и музыкально-развлекательные
праздники с участием родителей, и спортивно-развлекательные мероприятия в
спортзале, бассейне, на улице, это и совместные походы зимой и летом.
Такая работа
способствует формированию детско-взрослого сообщества, т.е. такого взаимоотношения
взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу,
сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности
каждого, его желания, права и обязанности; формируется позитивное отношение
родителей к работе ДОУ, что является неотъемлемым условием повышения качества
воспитания и развития ребенка.
|