|
Элина Геннадьевна Фомина,
заместитель директора по воспитательной работе
первой квалификационной категории
МБОУ Второй Новосибирской Гимназии
|
Семья и гимназия – партнеры в воспитании
До тех пор, пока родители стоят в стороне от школы
и не поддерживают прямых контактов с ней,
школа не имеет возможности воспользоваться их социальными ресурсами
для социализации и развития социально активной личности
Л.И. Виноградова
Процесс
социализации – непрерывный и многогранный, происходящий на протяжении всей жизни
человека. Однако более интенсивно он протекает в детстве и юности, когда
закладываются все базовые ценностные ориентиры, усваиваются основные социальные
нормы, формируется мотивация социального поведения. И поэтому формирование
социально активной личности, на наш взгляд, является одной из важнейших задач
современного российского образования.
В
процессе социализации важное место занимает социум. При рождении – это семья со
своими традициями, представлениями о ценностях, нормах поведения. Затем
образовательные учреждения со сложившимися системами воспитания, и, наконец,
компании друзей. Таким образом, с взрослением «территория» социальной среды
расширяется, а ребенок выбирает ту, которая для него в большей степени
комфортна, где его лучше понимают, относятся с уважением. Попадая в любую
среду, общаясь, человек осваивает определенные социальные роли, которые могут
быть как позитивными, так и негативными. Освоение позитивных ролей обеспечивает
в дальнейшем успешную включенность в социальные отношения и как следствие – приобретение
опыта социальной адаптации в трех основных сферах: деятельности, общении,
сознании. В процессе социализации проявляется объективная потребность личности
быть «как все», но параллельно с этим формируется и другая потребность –
проявить себя. Таким образом, развитие самой личности происходит по двум
направлениям – социализации и индивидуализации. А задача участников
образовательного процесса максимально обеспечить развитие каждой личности по обоим
направлениям.
Мы убеждены, что успешное воспитание
социально активной личности возможно только в тесном союзе семьи и гимназии.
Родители и педагоги – две мощные силы в процессе становления личности каждого
человека. У каждой из сторон есть
свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. В отдельности ни одни, ни
другие не способны создать условия для оптимального процесса развития личности
ребенка. Понимая важность задачи воспитания социально активной личности в
современных условиях, коллектив гимназии стремится максимально привлечь
родителей к решению этой проблемы, воспользоваться их помощью и заручиться
поддержкой.
Чтобы полноценное партнерство состоялось,
необходимо выполнение следующих условий:
– Родители
должны иметь четкое представление о самом процессе социализации, его
особенностях, возможных последствиях неграмотного воздействия на личность
ребенка.
– Родители
и педагоги гимназии должны стремиться сделать основной «территорией» социальной
среды, в которой каждый ребенок будет осваивать основные ценности, нормы
поведения, позитивные социальные роли, гимназическую среду.
– Педагоги
гимназии при поддержке родительской общественности должны создать условия для
приобретения основного опыта социальной адаптации в стенах гимназии, обеспечив при
этом разнообразие видов деятельности, дав возможность разновозрастного общения
по интересам, создав условия для формирования в сознании каждой личности образа
собственного «Я», как активного субъекта деятельности.
– Взрослые
участники образовательного процесса должны совместно научить ребят оценивать и
«фильтровать» социальные воздействия извне, принимать позитивные, отторгать
негативные.
Реализуются эти условия в гимназии через
комплекс мероприятий, направленных на развитие социальной активной личности. Что включает в себя этот комплекс?
1. Просвещение
родителей в вопросах возрастной психологии и педагогики через систему классных
родительских собраний, общегимназических конференций, родительского всеобуча.
2. Умелая
организация второй половины дня гимназистов, которая содержит образовательную,
творческую и оздоравливающую среды, каждая из которых может ответить
практически любым социальным запросам родителей и их детей.
3. Наличие
общегимназических и внутриклассных традиций, праздников, спортивных
мероприятий, проводимых совместно с родителями и одинаково интересных для всех
участников образовательного процесса.
Интересными,
ожидаемыми элементами в построении образовательного пространства гимназии
являются традиционные общегимназические мероприятия.
За годы работы в нашем образовательном
учреждении сложилась своя система организации и проведения праздников и
традиций. Эта система – комплексный
педагогический прием, основанный на идеи непрерывности в ожидании и
осуществлении радостных событий и дел, наполнение гимназической жизни
устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему
в стенах гимназии.
Весь
цикл проводимых мероприятий из года в год остается тем же, сохраняя идею, дух
мероприятия, но, наряду с этим, получая развитие, пополняясь новыми сюжетами,
жанрами.
Все многообразие проводимых
общегимназических мероприятий можно разделить на две группы: ПРАЗДНИКИ и
ТРАДИЦИИ.
Праздник
в гимназии – это событие, которое ожидают, к нему готовятся, в нем участвуют, о
нем вспоминают. Каждый праздник имеет свою идею, тему, составляющие.
Традиция
– мероприятие, создающее неповторимую атмосферу бытия нашей гимназии и
характеризующаяся пятью глаголами: рождаться, закрепляться, развиваться,
рушиться, воссоздаваться.
Все
проводимые общегимназические мероприятия представлены в таблице (Приложение 1), из содержания
которой видно, что одна часть мероприятий посвящена общегосударственным
праздникам, а другая – традициям, сложившимся в гимназии.
Приведем
несколько примеров общегимназических мероприятий.
Праздник первого звонка. Это не просто линейка во дворе гимназии, это целое
представление – приветствие нового учебного года, на которое приходят
посмотреть не только родители, но и бабушки, дедушки, братья, сестры, другие
члены семей. Первый урок – урок Знаний открыт для всех желающих в каждом классном
коллективе и нередко родители с удовольствием принимают в нем участие.
День Матери. В каждом классном коллективе есть свои добрые
традиции по проведению этого праздника: изготовление поздравительных открыток,
поделок для мамы, рассказы о профессиях родителей, концертные программы для мам
и бабушек. В масштабе гимназии – это и поздравительные газеты классных
коллективов, располагающиеся на информационных стендах 1 этажа,
фотовыставка «Моя мама – лучше всех», конкурс сочинений, стихотворений о маме,
проводимый учителями русского языка, многое другое.
День гимназиста. Ежегодный общегимназический тематический праздник, к
которому классные коллективы готовятся заблаговременно и обязательно с участием
родителей. «Моя классная семья», «70-летию Новосибирской области посвящается…»,
«В поход с Городовичком».
Новогодний калейдоскоп. Традиционный праздник классных коллективов и их
родителей с выездом на природу, базу отдыха, в кафе.
Рождественские встречи. Традиционный концерт Ассоциации творческих
коллективов, проводимый для родителей и демонстрирующий все то, чему ребята
научились за первое полугодие, посещая кружки и студии гимназии.
Мама, папа, я – спортивная семья. Спортивный праздник с участием семей ребят с первого
по шестой классы.
День открытых дверей. В этот день родители посещают все мероприятия,
проводимые в гимназии: уроки, факультативы, классные часы, занятия в кружках и
студиях, встречаются с администрацией гимназии, учителями-предметниками,
работниками лечебно-оздоровительного центра, психологами.
Парад – Отечества достойные сыны. Традиционно участвуют ребята 5-6 классов, а зрителями
являются бабушки, дедушки, участники локальных войн, ветераны ВОВ.
Праздник последнего звонка. Готовится выпускниками и их родителями. Праздник
прощания со школой, признательности всему коллективу за обучение, воспитание,
счастливые годы, проведенные в стенах гимназии.
Участие родителей в социально значимых
акция. Наиболее яркий пример – акция
«Зеленый пояс планеты». Это акция по сбору макулатуры проводится два раза в год
и позволяет очистить от лишней бумаги не только рабочие места учителей
гимназии, но и офисы родителей. К сбору макулатуры подключаются все больше и
больше родителей. Сдаем по 5 и более тонн макулатуры. А на вырученные средства
пополняем фонд медиацентра.
Участие родителей в проектной
деятельности классных коллективов. «Рябиновая
аллея», «Цветок в подарок гимназии», «Когда папа был маленьким». Участие в
практико-ориентированных проектах дает возможность совместно реализовать
потребность сделать что-либо своими руками, реально увидеть результаты своего
труда, наблюдать и радоваться как растет дерево, преображаются помещения
гимназии от подаренных цветов, поделиться воспоминаниями о том времени, когда
каждый из родителей был ребенком и учеником. И многое другое, что способствует
приобретению социального опыта в трех основных сферах: деятельности, общении,
сознании.
Более
подробно хочется остановиться на новой традиции гимназии – празднике «На рубеже Весны и Лета». Это праздник, завершающий
учебный год, для гимназистов и родителей не выпускных классов.
Идея праздника возникла в юбилейный год,
25-летие гимназии. Девизом этого года
стало: «Каждая победа – подарок гимназии!». Весь коллектив активно включился в
работу на результат, на победу. И действительно, к концу учебного года
достижений было огромное множество и, как следствие, возникло желание этим
результатом деятельности поделиться с родителями, учениками, педагогами гимназии.
Было принято решение: организовать праздничное мероприятие, не похожее ни на
одно из имеющихся и рассказывающее обо всех достижениях за учебный год всем
участникам образовательного процесса. Итогом работы группы учителей по созданию
сценария стал необычный жанр мероприятия – ПАРАД ЗВЕЗД (Приложение 2).
За окном – цветенье мая,
Детских голосов поток,
И Гимназия Вторая,
Год учебный завершая,
С вами подведет итог!
Мы трудились не напрасно
В этот юбилейный год.
О победах наших классных
Вам расскажет честно, ясно
Гимназический народ!
Год прошел, зажглись и звезды.
Гордость вызвали у нас,
И сейчас для вас начнется
Звезд парад – наш звездный час!
Эти
торжественные слова открывали новый яркий праздник гимназии, праздник всех
участников образовательного процесса. Праздник, пробуждающий чувство гордости
за образовательное учреждение. В нем приняли участие 22 творческих коллектива
гимназии, учителя, родители, учащиеся. Уровень побед – от районного до
международного! На празднике присутствовали: учащиеся, родители, педагоги,
администрация гимназии и гости, представители районного и городского отделов
образования. Праздник получился ярким, запоминающимся, добрым. И, как
следствие, появилось желание продолжить такую замечательную традицию.
2007-2008
учебный год проходил под девизом: «Семья и Гимназия – партнеры в воспитании
ребенка» в соответствии с государственной политикой России, так как на уровне
государства этот год был объявлен – Годом семьи. Естественно, что
заключительный праздник, как и большинство мероприятий прошедшего года, был
посвящен семье. Название праздника «ПОКА ВСЕ ДОМА» (Приложение3).
Друзья! Мы говорим вам: «Добрый вечер!»
Наш общий Дом встречает близких и родных людей,
Мы очень рады нашей новой встрече,
Ведь с каждым годом мы становимся родней!
Пока мы вместе и пока все Дома –
Мы дружная Гимназии семья!
Так дорогие мамы, папы, будем же знакомы!
Ведь тех, кто вместе, разлучить нельзя!
Пусть каждый здесь себя почувствует, как дома,
И будет встреча вашими улыбками согрета,
Для всех у нас найдется ласковое слово
На нашем празднике «На рубеже Весны и Лета!»
В
празднике приняли участие 13 семей гимназистов, дети которых достигли наилучших
результатов по итогам года, 519 родителей, 7 почетных гостей, представители
Совета гимназии, администрация, учителя и учащиеся. Говорили о традициях
семейного воспитания, об увлечениях и хобби, необычных и интересных случаях из
жизни семьи. В зале царила добрая, доверительная атмосфера. Учащиеся исполняли
различные музыкальные, вокальные, спортивные номера, родители делились
секретами семейного воспитания. Мы еще раз убедились, насколько талантливы и
неординарны наши дети, интересны и богаты традициями семьи наших учащихся.
2008-2009
учебный год не будет исключением, завершит его традиционный праздник «На рубеже
Весны и Лета», а посвящен он будет «Успешному Ученику Года», так как этот год в
гимназии объявлен «Годом Успешного Ученика», и это еще одна новая,
зарождающаяся традиция гимназии – подчинять каждый учебный год главной теме
года. Такое решение было принято на педагогическом Совете гимназии (Приложение 4).
В
заключение хотелось бы сказать, школьный возраст – это детство, а в детстве
самое ожидаемое событие – это праздник, и мы, педагоги Второй Новосибирской
Гимназии, делаем все, чтобы детство наших гимназистов было ярким, незабываемым
праздником. Активное участие в выше перечисленных мероприятиях, позволяет проявить
творческий потенциал каждой семьи, дает возможность ребенку реализовать
потребность в индивидуализации, разновозрастном общении, приобрести
положительный опыт социальной адаптации в различных позитивных ролях.
|