|
Людмила Николаевна Чевозёрова,
воспитатель высшей квалификационной категории
центра развития ребенка – детского сада № 14 «Аленка»
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников
Калининского района г. Новосибирска
|
Использование
нетрадиционных форм работы с родителями как средство повышения их
педагогической культуры
Никакая книга, никакой врач не заменят
собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения…
Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли
о воспитании, это все равно,
что поручить чужой женщине родить твое дитя.
Я. Корчак
В меняющемся современном мире усиливается потребность
в образовании родителей – родитель нуждается в знаниях и развитии способностей
установления связи между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей
достигнуть понимания ребенка. Ребенок нуждается в образованных родителях.
Но по-прежнему остается актуальной проблема
взаимодействия воспитателей детского сада с родителями, которое предполагает
обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение
педагогической культуры родителей – сообщение им знаний, формирование у них
педагогических умений и навыков. Повышение педагогической культуры родителей
разрешает сложнейшие противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его
использованием.
Цель педагогов дошкольного учреждения – помочь семьям
в воспитании детей. Необходимо активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Однако в современных условиях созрела необходимость
изменить содержание общения педагогов с родителями.
Педагоги используют всевозможные формы вовлечения мам
и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультации,
информационные стенды, но откликается на них только малая часть родителей.
Воспитатели идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых
знаний – что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то
из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого
лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям или вовсе не приходят
за этими знаниями.
Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями
следует не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души
и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Прежде всего, следует пересмотреть
свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с
родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от
традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.
Чтобы
обеспечить полное взаимопонимание при общении с семьей, мы определили для себя
некоторые правила:
Больше спрашивать и слушать родителей ребенка, чем
указывать или давать советы.
Как можно чаще сообщать родителям и в устной, и в
письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
Использовать индивидуальные формы направления
информации семьям и получения сведений от них.
Давать родителям возможность понять, что мы готовы
обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка.
Прежде чем сообщать родителям цели и задачи
образовательной программы, спрашивать, чего хотят они.
Своевременно и положительно реагировать на
предложения, идеи и просьбы родителей.
Стараться разрешать проблемы во время совместного с
семьями принятия решений, касающихся их детей.
Принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже
если они не совпадают с нашими собственными.
Чтобы реализовать принцип
партнерства и учета интересов семьи, требуется определенная, нестандартная
форма организации общения педагогов и родителей. Поэтому предпочтение отдаем нетрадиционной, как наиболее интересной
и продуктивной форме сотрудничества.
Так, родительские собрания стараемся заменить такими
формами, как «Круглый стол», «Семейный клуб», «Устный журнал».
Вместо обычной консультации используем «Почтовый ящик:
Спрашивайте – отвечаем», альбом – эстафету «Азбука для родителей», в котором
помещаем такие рубрики, как «Правила для родителей», «Советы, рекомендации», «В
мире мудрых мыслей», «Десять заповедей для родителей», «Колыбельные»,
«Пословицы и поговорки», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.
В нашей группе ежемесячно появляется стенгазета
«Устами ваших детей», позволяющая нам понять отношения в той или иной семье и
дающая возможность родителям взглянуть на эти отношения более внимательно,
увидеть настроение своих детей, их желания и переживания: «Я самый любимый», «С
кем и во что я играю дома», «Как я помогаю маме», «Вместе с мамой, вместе с
папой» и др.
Взаимодействуя с родителями как партнеры, мы с
радостью принимаем их помощь в организации походов, экскурсий, семейных
вечеров, спортивных мероприятий, спектаклей, выставок.
Так была организована выставка «В волшебном мире
сказок», где дети и родители представили свои поделки из природного и бросового
материала. Это были персонажи стихов и сказок, сказок собственного сочинения.
Родители и дети рассказывали друг другу стихи, сказки,
невероятные истории, героями которых были их творения. Это мероприятие
позволило мамам и папам познакомиться с приемами, используемыми при развитии
связной речи и творческих способностей детей, а также получить положительный
эмоциональный заряд, раскрыть себя и увидеть своих детей в неформальной
обстановке.
Благоустройство площадки для прогулок прошло под
девизом «Трудиться вместе веселей». Родители предложили собраться вместе с
детьми и почистить площадку, подсадить саженцы, посеять цветы в клумбы,
поправить песочницу. Цель данной встречи – не только экологическое, трудовое
воспитание. Это также дает возможность получить огромное удовлетворение от
коллективного труда, увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних.
Общение друг с другом, со своими детьми и воспитателями в новой обстановке
способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания в
условиях семьи, повышает их психолого-педагогическую культуру.
Большой популярностью пользуются семинары-практикумы,
на которых родители приобретают конкретные практические навыки общения со своим
ребенком. Но при проведении этих мероприятий педагоги должны быть очень
корректны и внимательны. Мы предлагаем следовать рекомендациям кандидата
педагогических наук Л.В. Свирской:
Не пытайтесь выглядеть строгими, недосягаемыми и
сверхкомпетентными – вы должны восприниматься как поддержка, а не как угроза.
Не высказывайте однозначных сентенций, не требуйте
подчинения своей логике.
Не стравливайте людей с разными позициями и не
выносите себя за рамки дискуссии.
Будьте готовы к импровизации, но не забывайте о своей
цели, удерживайте основную «нить» разговора.
Помните, что взрослым «есть что терять», им не просто
рискнуть своей репутацией, делая что-то не вполне традиционное перед всей
группой.
Создайте атмосферу, в которой легко высказать свое
мнение, помогайте преодолеть разногласия, не давайте участникам забыть, что
любая задача может иметь разные решения.
Используйте игры и упражнения, а также юмор для снятия
напряжения, преодоления отчужденности.
Заранее готовьте раздаточные материалы, в которых
изложены основные положения темы, экономьте время на записывании в пользу
обсуждения.
Один из последних семинаров-практикумов, прошедших в
нашей группе «Учимся красиво говорить». Для того чтобы было проще высказывать
свое личное мнение, родители были поделены на подгруппы. Обсуждение заданий,
проигрывание конкретных ситуаций, проведение игр – все это привело родителей к
пониманию того, что им предстоит приложить немало усилий для развития речи
ребенка. В то же время, выступая в роли детей, они познакомились с интересными
приемами для достижения этой цели.
С немалым интересом прошел семинар-практикум
«Здоровому все здорово!» Родители с удовольствием участвовали в его подготовке.
Прослушав консультацию врача-ортопеда по вопросам коррекционной работы при
нарушении опорно-двигательного аппарата, они показали на практике, как
выполняют упражнения, рекомендуемые специалистом, дома со своими детьми. Были
внесены корректировки врачом-ортопедом в выполнении того или иного упражнения.
Мероприятие оказалось очень нужным и в плане оздоровления детей, и в плане
сплоченности родительского коллектива.
Нетрадиционные формы работы с семьей позволяют
педагогам, руководствуясь чувствами педагогического такта во взаимоотношении с
родителями, выступать только в роли рекомендующего лица,
специалиста-консультанта, но при этом ненавязчиво передавать им необходимые
педагогические знания. К тому же, «погружение» в жизнь дошкольного учреждения
способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания
и обучения детей в детском саду. А наблюдение ребенка в новой обстановке
позволяет иначе взглянуть на него и на общение с ним в домашних условиях.
Рекомендуемая
литература
1. Глебова С.В. Детский сад – семья. – Воронеж, 2005.
2. Доронина Н.Т., Соловьева Е.В. Дошкольные учреждения и семья. – М., 2001.
3. Дравелян М.Г., Данилова Е.Ю. Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. – Новосибирск, 2005.
4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М., 2005.
5. Солодякина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М., 2004.
6. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М., 2007.
|