На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 5 января 2025
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
Наталья Валерьевна Шевелёва,
классный руководитель 8 «Б» класса
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска,
лауреат регионального конкурса «Игра. Творчество. Досуг»
Сибирской Ярмарки «УчСиб»,
обладатель Сертификата соответствия методической деятельности,
четырёхкратный обладатель премии имени В.Н. Петренко,
финалист районного конкурса «Классный руководитель-2007»,
победитель номинации «Опыт и мастерство»,
участник городского конкурса «Сердце отдаю детям-2008»

Работа классного руководителя с родителями

2008 год был объявлен в нашей стране годом Семьи. Много полезных и интересных мероприятий и дел было проведено за это время. Но, тем не менее, хочется отметить некоторые существующие проблемы.

Особенности современной семьи, сложившиеся за последние годы в нашей стране, достаточно полно и убедительно описаны и в современной педагогической литературе, и в СМИ.

Хочется обозначить особенности современной семьи в нашем обществе:

– В основе создания семьи – любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение его в браке).

– Преимущественное преобладание гражданских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью).

– Равноправие мужчины и женщины в браке, защита прав всех членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье).

– Свобода заключения и расторжения брака.

– Тенденция демократизации семейно-брачных отношений, экономическая и нравственная раскрепощённость всех членов семьи.

– Тенденция увеличения нуклеарных семей; потребность в свободе и самостоятельности молодых семей.

– Семьи в основном одно/двухдетные.

В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и в периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются:

– Болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, зависти.

– Развитие рыночных отношений среди школьников, появление фактов вымогательства.

– Появление безнадзорности и беспризорности.

– Рост детской и подростковой преступности.

– Приобщение детей к употреблению алкоголя, табакокурению, наркомании и токсикомании.

– Появление подростковой и юношеской проституции, рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью.

– Рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему.

– Резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.

Этот далеко не полный тревожный перечень нынешних явлений ставит на повестку дня проблему семейного воспитания и взаимосвязи школы и семьи как одну из актуальных проблем педагогической науки и практики.

Поэтому одной из забот классного руководителя является организация работы с родительской общественностью, оказание ей всемерной поддержки: педагогической и методической помощи. Объектами внимания для классного руководителя должны стать родительский комитет и родители всех учащихся класса.

Родительский комитет нашего класса выполняет следующие функции:

– учебно-воспитательную (оказание помощи в учебе и внеклассной работе),

– культурно-массовую (организация экскурсий, поездок и т.д.),

– спортивно-туристическую,

– профориентационную (помощь в проведении бесед о профессиях, экскурсий на предприятия),

– хозяйственно-бытовую,

– корректировки семейного воспитания (при работе с неблагополучными семьями).

Возглавляет работу председатель родительского комитета, избранный в начале учебного года общим собранием.

Обязанности в родительском комитете распределяются так:

– председатель (1 человек),

– заместитель председателя РК (1 человек),

– казначей (1 человек),

– ответственный за хозяйственную работу (2-3 человека).

Председатель организует работу родительского комитета, составляет план работы, активно участвует в организации и проведении родительских собраний, является представителем класса на общешкольных родительских собраниях и конференциях.

Казначей собирает родительские средства на нужды классного коллектива, составляет вместе с классным руководителем смету расходов, отчитывается перед родителями за использование средств.

Ответственный за хозяйственную работу организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей.

Свои функции как классного руководителя в работе с семьёй я вижу в следующем:

– Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса: знакомство с планом воспитательной работы, обсуждение путей реализации программы в семейном воспитании (посещение театров, экскурсии и т.д.).

– Психолого-педагогическое просвещение: лектории для родителей проводятся обязательно перед началом родительских собраний в классе. Для этого приглашаются различные специалисты: социальный педагог школы, врач, психолог, инспектор ПДН и т.д.

– Консультации с учителями-предметниками, работающими в нашем классе, где педагоги объясняют и рассказывают родителям, на что нужно обратить внимание при изучении предмета.

– Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми: у нас практикуются различные формы – интеллектуальные игры, конкурсно-игровые программы, ремонт и благоустройство класса.

– Корректировка воспитания (в семьях учащихся, стоящих на ВШУ): индивидуальная работа родительской общественности с неблагополучными семьями учащихся.

Совместная деятельность классного руководителя и родителей будет успешной только тогда, когда все будут положительно настроены на совместную работу и действуют сообща.

Вашему вниманию предлагаются методические материалы в помощь заместителям директоров по ВР, социальным педагогам, классным руководителям и всем тем, кто работает с родителями.

 

Приложение 1

Как разговаривать с родителями

Вести разговор с родителями – это своего рода дипломатическое искусство. А если у родителей есть к вам претензии, то азы этого дипломатического искусства вам надо знать.

– Не ведите разговор стоя – это очень неудобно. Предложите присесть или пройтись по территории школы. Во время разговора не держите руки в карманах.

– Постарайтесь говорить с родителями «на равных». Не допускайте как снисходительного покровительственного тона, так и заискивающего, подобострастного. Скажите себе: « Я взрослый человек. Я уважаю себя сам и прошу уважения к себе со стороны других».

– Не занимайте «оборонительную позицию». Не пытайтесь защищаться и оправдываться – это будет свидетельством вашей вины, а её на самом деле может и не быть.

– Не занимайте «наступательную позицию». Не пытайтесь навязывать свою точку зрения и убеждать родителей, что они не правы. Это ещё никому никогда не удавалось.

– В первые секунды беседы выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя, чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще.

– Найдите во внешнем облике родителей какую-то «красивую деталь»: благородная седина, мужественные морщины, умелая косметика, изящные серьги в ушах, – и постарайтесь на этой понравившейся детали сосредоточить своё внимание.

– Если вам надо сделать замечание по поводу ребёнка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета...» или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится...», или «Мне, пожалуй, нужна Ваша помощь».

– Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивая, и не показывайте неудовольствия. Как только напор стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и без лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный...)».

– Пусть родители заведут разговор о себе и о детях вне школьной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр – бор», уже снята.

– Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на другие темы, то попытайтесь решить проблему совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнёрские отношения и включите размышления над выходом из ситуации родителей: « Как вы думаете, может быть, лучше ...», « Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете ...».

– Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то, и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.

– Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами.

– Закончите разговор фразой: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «Если честно, мне ваша дочь очень симпатична, в отличие от других девочек...», или « У вас такой хороший ребёнок, я бы хотел иметь такого сына...». Комплименты родителям по поводу их детей говорят редко. Доставьте родителям несколько приятных секунд.

Эти советы предполагают тот случай, когда родители настроены на скандал. Если же они подошли к вам с доброжелательной улыбкой и ожиданием решения проблемы, то ответьте им тем же. Не стесняйтесь сказать: «Мне очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам!»

 

Приложение 2

Рекомендации родителям

Делайте!

Радуйтесь вашему сыну, дочке.

Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном.

Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.

Установите чёткие и определённые требования к ребёнку.

В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

Говорите чётко, ясно.

Будьте терпеливы.

Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем и почему?».

Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.

Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.

Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребёнка.

Чаще хвалите ребёнка.

Поощряйте игры с другими детьми.

Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

Старайтесь, чтобы ребёнок вместе с вами что-то делал по дому.

Приобретайте музыкальные носители с записями любимых песенок, стихов и сказок ребёнка: пусть он слушает их снова и снова.

Старайтесь проявить интерес к тому, что ребёнку нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.).

Регулярно водите ребёнка в библиотеку.

Будьте примером для ребёнка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

Не теряйте чувство юмора.

Играйте с ребёнком в разные игры.

Чем-то занимайтесь вместе всей семьёй.

Помогите ребёнку выучить его фамилию, имя, адрес.

Не делайте!

Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока ребёнок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит.

Не задавайте слишком много вопросов.

Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.

Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.

Не требуйте слишком многого – пройдёт немало времени, прежде чем ребёнок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя: «Не так, переделай!»

Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».

Не надо критиковать ребёнка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

Не надо устраивать для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

Не ожидайте от ребёнка понимания:

– всех логических правил;

– всех ваших чувств;

– абстрактных рассуждений и объяснений.

Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждого изменения в ребёнке вперёд или некоторого регресса.

Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.

Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

 

Приложение 3

Памятка для родителей

Общение с детьми должно быть не меньше 3-4 часов в сутки.

Уважаемые родители, не кричите на детей и Вы убедитесь, что ребёнок научился Вас слышать.

Помните, что если Вы – человек добрый, Вас будут окружать добрые люди, если Вы злой – злые.

Воспитание – это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!

Если у Вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу – здесь всегда поймут и Вас, и Вашего ребёнка.

Памятка для родителей

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ

Помните, от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Памятка для родителей

ПО ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз.

Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте его доводить начатую работу до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

Не наказывайте ребёнка трудом!

 

Приложение 4

Родительская кухня

У каждого ребёнка должно быть своё место, своё «убежище», где его никто не беспокоит, когда он хочет быть один.

Сегодня психологи и психиатры придают большое значение даже цветовому решению обстановки.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ, говорят они, возбуждает, бодрит, делает человека смелей; однако агрессивного ребёнка может спровоцировать на бунт, капризы, нервозность;

РОЗОВЫЙ – даёт ощущение легкости, счастья, делает человека добрее, милосерднее, терпеливее, (но инфантильным подросткам он не полезен).

ОРАНЖЕВЫЙ – усиливает концентрацию внимания, даёт ощущение тепла;

ЖЁЛТЫЙ – усиливает рассудительность, общительность, оптимизм;

ЗЕЛЁНЫЙ – успокаивает (но вверху воспринимается неестественно);

ГОЛУБОЙ – расслабляет, «охлаждает», даёт желание уединиться;

СИНИЙ – придаёт обстановке строгость, официальность (вверху способствует тревожности);

КОРИЧНЕВЫЙ – делает человека печальнее, мрачнее, иных просто угнетает;

БЕЛЫЙ – усиливает ощущение чистоты, свежести, порядочности;

ЧЁРНЫЙ – цвет траура, напоминает о смерти.

 

Приложение 5

Памятка родителю от ребенка...

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне всё, что я требую. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь ещё больших «побед».

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдёт в привычку использовать вас в качестве прислуги.

Не обращайте внимания на мои «дурные привычки». Это меня портит.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а моё желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримите определённые шаги позднее.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так и не иначе.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.

Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда всё же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.

И, кроме того, помните, что я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью...

 

Приложение 6

Году Семьи посвящается…

Конкурсно-игровая программа «Моя семья»

Участники: команда 7 человек.

Ведущий:

Добрый вечер,

Гости званые и желанные!

Люди старые и молодые!

Женатые и холостые!

Милости просим

На семейные посиделки!

Всех приглашаем!

Душевно встречаем!

Дорогие друзья, у нас сегодня КИП «Моя семья».

Итак, мы начинаем!

1 конкурс: ЗАГАДКИ О ДОМЕ

Задание: отгадать загадки о доме, домашней утвари и т.п.

а) Два братца глядятся,

А вместе не сойдутся.

(пол и потолок)

б) Поля хрустальные,

А межи деревянные.

(оконные рамы)

в) Всем, кто придёт,

Всем, кто уйдёт,

Она руку подаёт.

(дверная ручка)

г) Хвост во дворе,

Нос в конуре.

(ключ в замке)

д) И языка нет,

А правду скажет.

(зеркало)

2 конкурс: СЕМЕЙНЫЙ ТАЛИСМАН (домашнее задание)

Ведущий:

Мы сейчас расскажем вам

Про семейный талисман.

Для вас он оберегом стал

И всю семью вокруг собрал.

Задание: Рассказать о вещи, которая является талисманом семьи.

3 конкурс: СЕМЕЙНЫЕ РАДОСТИ

Ведущий:

Напоминаю вам, друзья,

А вдруг не слышал кто-то,

Отныне на родителей

Запрещена охота.

И под кроватью затаясь,

Удобно место это,

Нельзя теперь в родителей

Стрелять из пистолета!

Поверьте, ваша доброта

Ещё вознаградится –

Ведь взрослых всего двое

И могут пригодиться!

Не надо топать и кричать,

Их надо лаской приучать!

Задача команды: придумать за 3 минуты 5 способов обрадовать родителей.

4 конкурс: ЧАСТУШКИ

Ведущий:

Ой, ребята-хохотушки,

Вы весёлые всегда.

Ну, пропойте нам частушки

Про семейные дела!

Задание: спеть по 5 частушек.

5 конкурс: БУРИМЕ

Ведущий:

И вновь пришла пора играть,

Всем взять слова и рифмовать.

Теперь понятно вам и мне

Наш пятый конкурс – «Буриме».

Задание: За три минуты сочинить стихотворение на заданную рифму.

…дело

…семья

…смело

…я

6 конкурс: ИГРА

Ведущий:

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Нам время дарит звонкий праздник

И главный гость на нём – игра!

Задание: Вспомнить и показать игру, в которую играли ваши родители, бабушки и дедушки.

Жюри подводит итоги конкурса. Проходит награждение победителей.

Ведущий:

Конкурс близится к концу,

Но грустить вам не к лицу.

У игры забав немало,

И она вам завещала:

Веселиться и играть

И семью не забывать!

До скорых встреч!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru