Программа «Экология одарённости»
 |
Алла Юрьевна Тышкевич,
заместитель директора по УВР
МОУ гимназия № 13 Центрального района
г. Новосибирска
|
Одной из отличительных черт российской системы образования последних лет стало значительное распространение в ней педагогических инноваций. В нашей гимназии одним из проявлений педагогического новаторства можно считать создание программы «Экология одарённости».
Актуальность программы
Динамика социально-экономической и общественной жизни российского государства свидетельствует о все возрастающей необходимости своевременного анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов общества, среди которых центральное место занимает детская одаренность. Детский возраст – период развития способностей, бурных интегративных процессов в психике, становление личности. Интеграция в ее завершенной форме характеризует одаренность взрослого человека. Остановка интегративных процессов, неполнота или их регресс объясняют исчезновение детской одаренности. Вот почему так актуально внимание к ребенку на протяжении всего периода становления и развития его способностей, чтобы обеспечить поступательный характер развития одаренности, при этом не столько какие-то ее грани или функции, отдельные диагностированные способности или задатки, сколько в целом личность одаренного ребенка – носителя этой одаренности. Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка с самого раннего возраста к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка не только в отношении его выдающихся способностей, но и во всех остальных аспектах его развития, воспитания, в конечном итоге создание благоприятных условий на этапе профессионального самоопределения могут и должны стать задачей, объединяющей для ее решения различные направления деятельности ОУ.
Цель программы – создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей ОУ.
Направления деятельности:
– Нормативно-правовая деятельность: разработка нормативно-правовых школьных актов, разработка школьных положений в аспекте программы, заключение договоров с другими ОУ для оказания образовательных услуг школьникам.
– Научно-методическая деятельность: внедрение научно-методических разработок в психолого-педагогическую практику, внедрение инновационных технологий работы с одаренными учащимися, разработка и осуществление технологии развития профессиональной компетентности педагогических работников;
– Информационно-аналитическая: создание диагностических материалов, диагностика способностей учащихся, создание информационной базы по проблемам одаренности детей; афиширование результатов работы по данной программе;
– Организационная психолого-педагогическая деятельность: разработка системы мероприятий, способствующих развитию одаренных школьников в урочное и внеурочное время;
– Социально-экономическое: социально-экономическая поддержка одаренных школьников, создание базы данных о социальной значимости и перспективах одарённости.
Какого же ребенка можно считать одаренным? На этот вопрос существуют различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одаренности высокие интеллектуальные способности, другие – раннее проявление познавательной активности и любознательности, третьи – выраженную критичность мышления, нонконформизм. Однако их объединяет одно – одаренный ребенок не такой, как все. Отклонение от нормы – главный признак одаренности.
Специальные исследования по работе с одаренными детьми в нашей стране проводились еще с конца XIX века. Это работы П.Ф. Каптерева, Л.С. Выготского и др. Но в 1936 году в связи с постановлением ЦК ВКП (б). «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» эти исследования были свернуты. Стране нужны были граждане такие, как все, масса. И только с конца 80-х годов прошлого века эти исследования возобновились. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одаренные дети».
Еще один важный вопрос: какие программы обучения подходят одаренным детям? Какие методы и технологии обучения одаренных детей наиболее целесообразны? Сейчас очень модно стало говорить о личностно ориентированных технологиях обучения. В гимназии широко используются следующие формы работы с одаренными детьми: клубы по интересам, научные общества учащихся, предметные олимпиады, кружки и факультативы, работа в динамических группах, погружения в предмет, проектная деятельность.
При этом очень важны личностные качества педагога, непосредственно работающего с гимназистом. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Личность взрослого – пример для подражания. Поэтому нестандартно мыслящий педагог, занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок по мотивации к одаренному ребенку, а значит, способен взаимодействовать с ним и воспитывать индивидуальность.
Новизна эксперимента заключается в том, что рассматриваемая нами проблема решается в результате компетентностного подхода, базирующегося на анализе результатов социологических исследований, педагогических наработок и результатов деятельности экспериментальных площадок гимназии. Такой подход позволяет:
– выявить систему взаимодействия между родителями, педагогами и детьми;
– определить основные направления содержания самого компетентностного развития как способа приобщения детей к социуму;
– выделить те противоречия, которые возникают в системе ценностных ориентаций и установок педагогов, родителей и гимназистов в различных видах взаимодействия между собой.
– обратить внимание на развитие именно личностных качеств, поскольку они лежат в основе формирования компетентной индивидуальности.
Анализ экспериментальной деятельности показывает, насколько важно для педагогов овладение новыми научными знаниями, полученными в результате поиска в педагогическом эксперименте, умение профессионально, грамотно обмениваться опытом, внедрять свои разработки, анализировать результаты работы с научно-методической точки зрения. Все это убеждает в целесообразности проведения экспериментальной деятельности в образовательном учреждении, которая приведет, в конечном итоге, к новым поискам и результатам, что, безусловно, будет способствовать развитию всех ключевых компетентностей личности.
|