Игорь Васильевич Макаров,
педагог дополнительного образования высшей категории
Центра детского творчества Советского района г. Новосибирска
Внимание! На маршруте... родители
Особенности взаимодействия
родителей и педагогов в детском туризме
Задачи дополнительного
образования – создание условий для раскрытия творческих способностей, воспитание гармоничной личности, развитие физического и психического здоровья ребенка,
привитие полезных навыков и умений.
Влияние родителей на
решение этих задач часто связано с отсутствием формальной обязанности (как в случае общего образования). Принцип
добровольности и бесплатности занятий в детских объединениях, как ни
парадоксально, снижает к ним интерес родителей.
Вовлечение родителей в систему
дополнительного образования представляется
весьма актуальным, поскольку заинтересованность родителей в получении
положительного результата существенно облегчает задачу педагогу.
Для детского туризма взаимодействие с
родителями приобретает особую остроту и необходимость из-за специфики предмета.
Детский спортивный туризм имеет главную
отличительную черту – обеспечение максимальной безопасности. В
отличие от туризма взрослого, безопасность детских походов должна быть на
порядок выше.
Экстремальные виды спорта на ТВ –
зазывная реклама, псевдомолодежная мода, за которыми стоит коммерческий расчет,
проецируются и на детский спортивный туризм, вызывая обеспокоенность родителей,
чьи дети отправляются в поход.
Поэтому задачей организатора детского
туризма наряду с практической организацией походов является также и преодоление
негативных стереотипов, навязываемых рекламой, типа «риск – это жизнь», «даешь
адреналин» и т.д.
Возникает необходимость организации виртуальной безопасности – создания
комплекса условий, при которых возникает уверенность в преодолении всех
возможных проблем предстоящего похода, как участников, так и их окружения. И
здесь тесное взаимодействие с родителями является определяющим.
Взаимодействие с родителями можно условно
разделить на три уровня:
– информационный (общение);
– практический (сотрудничество);
– реальный (участие).
Информационный уровень предполагает
предоставление достоверной информации родителям по всем интересующим вопросам.
Хорошим подспорьем могут стать данные психологической и педагогической
диагностики личности ребенка. Основным методом взаимодействия на этом уровне является личное общение педагога с
родителями, причем наиболее эффективным следует признать индивидуальную
работу (в сравнении родительскими собраниями). На этом уровне весьма полезной
может быть и диагностика взаимоотношений родитель – ребенок.
Практический уровень взаимодействия
начинается, когда родители, получив
соответствующую информацию, предлагают посильную помощь для решения тех
или иных проблем, как собственного ребенка, так и детского объединения в целом.
Такое сотрудничество неоценимо при организации спортивных походов, выездных и массовых мероприятий. Следует помнить, что,
как правило, родители – основные спонсоры детских походов и от сотрудничества с
ними на стадии подготовки зависит успех задуманного путешествия.
Реальный уровень взаимодействия логично
вытекает из предыдущего и представляет собой участие родителей в мероприятиях
детского туристского объединения, включая и многодневные походы. В последнем
случае организатору походов следует удостовериться в реальных возможностях
таких родителей с точки зрения их туристской пригодности. Следует отметить, что
участие родителей в походе полностью оправдано в случае их осознанной
ответственности как взрослых членов группы за всех детей, несмотря на наличие
руководителя.
Сочетание всех трех
описанных уровней взаимодействия с родителями используется на практике организации спортивных походов детского объединения «Турклуб Экватор» ЦДТ Советского
района, расположенного в микрорайоне Нижняя Ельцовка г. Новосибирска.
Летние походы туристического клуба всегда сопровождаются взрослыми участниками
из числа заинтересованных родителей (до 30% от общего количества). Участие
родителей дает возможность совмещать в одном походе несколько походов различной
категории сложности посредством организации туристского лагеря, что позволяет
расширять круг детей, приобщающихся к туризму, и повысить безопасность походов.
Реальное участие родителей в деятельности
детского туристского объединения часто продолжается и после прекращения занятий
туризмом их детей, поскольку остается взаимосвязь родителей с детским объединением
в лице участников походов (педагогов, детей, родителей).
|